История упущенных возможностей. О чем говорит доклад «Евланов. Итоги»

Сегодня в Краснодаре состоялась презентация доклада «Евланов. Итоги 2004-2016: история упущенных возможностей», посвященного деятельности бывшего мэра кубанской столицы. Автором почти стостраничной работы стал заместитель координатора «Экологической вахты по Северному Кавказу» Дмитрий Шевченко. Обзор был подготовлен при информационной и организационной поддержке информационного портала «Голос Кубани» на основе данных из открытых источников. Юга.ру рассказывают о главных тезисах документа.

По словам Дмитрия Шевченко, целью доклада было «не опорочить депутата-единоросса Владимира Евланова и его бывшее окружение, а понять, что же на самом деле произошло с Краснодаром в период с 2004 по 2016 годы».

По сути, доклад не является расследованием — это сборник сгруппированных по тематикам новостей за последние 11 лет, данных из открытых источников и сервисов о деятельности юридических лиц, а также оценочного мнения и выводов авторов.

Дефицит бюджета

— При Владимире Евланове город прочно и основательно попал в финансовую зависимость от региона. По мнению Шевченко, город все последние годы жил не по средствам, наращивая обязательства перед бюджетниками и затрачивая все большие суммы на чиновничий аппарат и полицию в ущерб вложениям в модернизацию городской инфраструктуры, транспорта.

Все последние годы имела место тенденция к общему росту доходов городского бюджета, достигнув рубежа 23–24 млрд рублей, однако от трети до половины поступлений обеспечивались за счет субсидий и субвенций (целевых средств) из бюджета Краснодарского края.

При этом собственные доходы городского бюджета не носили устойчивого характера: у города не так много серьезных источников дохода, кроме НДФЛ и всего того, что связано с муниципальными землями (сдача в аренду, продажа земельных участков, земельный налог и др.). Тем не менее, имея столь нестабильный бюджет, городские власти не смогли грамотно распланировать расходы и определить приоритеты, считают авторы.

Финансирование по статье «Общегосударственные вопросы», куда преимущественно входят расходы на обеспечение деятельности органов власти, увеличивалось. Росли расходы на правоохранительную деятельность, тогда как объемы средств, выделяемых на экологию и здравоохранение, снижались.

Если в 2010 году бюджет Краснодара еще был бездефицитным, то затем расходы стали расти более быстрыми темпами, чем доходы. В 2015 году бюджет был сведен с дефицитом с рекордным показателем 2,2 млрд рублей.

Дефицит покрывали внешними заимствованиями: начиная с 2013–2014 годов город начал активно брать кредиты в коммерческих банках: постепенно выстраивалась своеобразная финансовая пирамида, когда старые долги гасились за счет очередных кредитов. На конец 2016 года долги Краснодара перед банками составили 9 млрд рублей, что превысило 38% от годового дохода бюджета города.

При этом в 2015 году губернатор Ткачев обещал «бросить все силы на Краснодар, чтобы в течение трех лет сделать его идеальным городом» после того, как закончились траты, связанные с Олимпиадой. Но уже в ноябре того же года, при новом губернаторе Кондратьеве, краевая программа «Краснодару — столичный облик» была закрыта. С 2014 по 2018 год на реализацию программы планировалось выделить около 26,222 млрд рублей. По данным на ноябрь, Краснодар получил только 3,4 млрд рублей.

Уже став депутатом Госдумы, Владимир Евланов заявлял, что закрытие программы «Краснодару — столичный облик» лишило Краснодара дополнительных возможностей развития. Он отмечал, что обвинения сыплются на Краснодар «как из рога изобилия», но решить проблемы самостоятельно, без помощи региона, город не сможет.

Нереализованная программа реконструкции Краснодара

В 2006 году была принята концепция, которая предусматривала строительство 2 млн кв. м жилья, в котором смогло бы разместиться до 300 тыс. человек (против 500 тыс. кв. м ветхого жилья и 50 тыс. человек, проживающих в нем).

В общей сложности планировалось изменить облик не менее чем 250 кварталов, притом не только в историческом центре. Покрывать расходы, связанные с расселением жильцов ветхих кварталов, предполагалось в основном за счет частных инвесторов. Был сформирован пул из 19 строительных компаний, «готовых начать работу на 94 кварталах города».

В итоге к 2012 году в рамках программы реконструкции центра города удалось переселить только 1,6 тыс. человек. И ни один из многочисленных громких проектов так и не был реализован, говорится в докладе.

Главной причиной неудачных попыток реконструкции Дмитрий Шевченко называет некомпетентность и коррумпированность городской власти и неспособность чиновников выстроить цивилизованный диалог с жителями трущобных кварталов (прямых доказательств фактов коррупции в докладе нет).

При этом на окраинах Краснодара продолжили активно расти новые «шанхаи». Так, севернее улицы Московской вырос так называемый Музыкальный микрорайон — зона хаотичной разноэтажной застройки без нормальных дворов, детских площадок, мест общего пользования и даже без ливневой канализации.

В кубанской столице исчезают парки, скверы и берега

Случившийся в начале 2000-х экономический бум и резко возросший интерес строительных компаний и банков, охотно кредитовавших девелоперский бизнес, давали Краснодару уникальный шанс для коренной модернизации города. Однако вместо этого аппетиты застройщиков стали удовлетворять за счет «ничейных» зеленых зон, заявляет Шевченко.

На ул. Ростовское шоссе в феврале 2005 года вырубили участок санитарно-защитной лесополосы. Весной 2006 года на северном берегу Карасунского озера в районе КубГУ срубили более 2 тыс. сосен, кленов, орехов и катальп и возвели в непосредственной близости от кромки воды 25-этажный дом. В парке 30-летия Победы вырубили 1,5 га зеленых насаждений.

Всего, по оценкам краевого департамента по архитектуре и градостроительству, за период с 2007 по 2015 год Краснодар потерял 300 га зеленых насаждений.

На самой большой по площади в черте Краснодара особо охраняемой природной территории, лесопарке «Хомуты» (150 га, район станицы Елизаветинской), в период с 2010 по 2013 год образовалось около полутора десятков земельных участков, которые получили статус «земель сельскохозяйственного назначения», после чего были распроданы в собственность частным лицам, утверждается в докладе.

Самой пострадавшей за время градоначальства Евланова авторы называют Чистяковскую рощу. К моменту объявления тогда еще Первомайской рощи памятником природы (в соответствии с решением Краснодарского крайисполкома от 14.07.1988 г.) сохранившаяся площадь городского леса была оценена в 52 га. А в 2015 году площадь зеленого массива уже составила чуть более 36 га. «Исчезнувшие» гектары леса превратились в жилой массив на углу улиц Зиповской и Московской и на самой улице Московской, а также в «шанхай» в виде так называемого книжного рынка, гаражей и автостоянок по улице 40-летия Победы. Последний серьезный попил, пишут в докладе, образовался в 2012–2013 годах, когда мэрия дала санкцию на уничтожение участка парка в районе детского сада «Сказка».

По озвученным в октябре 2015 года оценкам департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, в период с 2007 по 2015 год из состава рекреационных зон в зоны, допускающие жилищное и коммерческое строительство, в Краснодаре было выведено порядка 300 га, в первую очередь парков, скверов и бульваров.

Транспортный тупик

В июле 2017 года профсоюз Краснодарского муниципального унитарного предприятия «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» (МУП КТТУ) обратился к мэру Евгению Первышову с просьбой помочь предприятию, оказавшемуся на грани банкротства. Общий долг КТТУ перед контрагентами (в частности, за поставки электроэнергии) на тот момент уже составил 800 млн рублей.

Авторы доклада пишут, что после того как провалилась попытка со льготным кредитом в Европейском банке реконструкции и развития, МУП КТТУ пришлось полагаться на собственные силы. В 2006 году глава управления Панин заявлял, что ЕБРР заключил договор о кредитовании КТТУ на сумму в 10 млн евро.

К концу 2000-х годов МУП КТТУ, несмотря на практически ежегодное повышение тарифов, снова стало убыточным. Дополнительным бременем стал навязанный муниципальному предприятию в 2015 году невыгодный контракт на лизинговую закупку 98 автобусов, которые использовались во время Олимпиады в Сочи для перевозки зрителей. Изначально планировалось, что оплачивать покупку город и край будут совместно, но по факту львиная доля расходов легла на МУП. Лизинговые платежи не возмещались из бюджета.

Нереализованные объекты транспортной инфраструктуры

«Краснодарский транзит»

В 2016 году, по версии департамента транспорта, организации дорожного движения и охраны окружающей среды администрации Краснодара, город занимал первое место в России по количеству автомобилей на душу населения: на 1 тыс. жителей приходилось 437 машин, тогда как в Москве — 417.

Администрация города вместе с краевой активно продвигала проект так называемого «Краснодарского транзита», который предполагал вынос за пределы города железнодорожной линии, перерезающей город с севера на юг, а на месте демонтированных путей предполагалось построить двухуровневую магистраль — скоростную трассу протяженностью около 18 км для автомобильного и общественного транспорта на одном уровне и скоростной трамвай на другом.

При этом сам проект «Краснодарский транзит» лоббировал губернатор Ткачев — именно он встречался с главой РЖД Владимиром Якуниным в 2008 году. А поручал изыскивать на разработку проектной документации 80 млн рублей первый заместитель Ткачева Александр Ремезков.

В июне 2011 года Владимир Евланов заявил, что стоимость проектно-изыскательских работ составляет 400 млн рублей, из них городской администрацией на тот момент уже было оплачено 120 млн рублей. Стоимость самих работ по демонтажу путей и строительству автомобильной эстакады оценивалась в 30 млрд рублей (около 1 млрд долларов по тогдашнему курсу). В итоге за десять лет проект «Краснодарского транзита» реализован не был. Впрочем, сами авторы далее называют проект неэффективным для разрешения краснодарских транспортных проблем.

Автомобильная развязка на пересечении улиц Ставропольской и Старокубанской

Разговоры о том, что на Старокубанском кольце нужно построить дорожную развязку для разделения транспортных потоков и ликвидации постоянных дорожных заторов в этом месте, начались еще в 2006 году. До конкретных проектных разработок дело дошло только в 2013 году. К тому моменту стоимость трехуровневой развязки уже оценивалась в фантастические 5,5 млрд рублей. В 2015 году мэр Евланов написал в своем твиттере, что проект замораживается из-за нехватки средств.

В мае 2016 года срок начала строительства транспортной развязки был перенесен на 2022 год по причине отсутствия в краевом бюджете требуемых средств. К тому моменту на проектно-изыскательские работы, которые выполняло ЗАО «Институт «Стройпроект», уже было потрачено более полумиллиарда бюджетных рублей.

В мае 2016 года губернатор Кондратьев ставил своим подчиненным задачу изыскать средства на строительство этой развязки за счет средств краевого бюджета в форме капитальных вложений, однако о реализации этой задачи неизвестно.


Недопустимы и будут удалены комментарии, содержащие рекламу, любые нецензурные выражения, в том числе затрагивающие честь и достоинство личности (мат, оскорбления, клевета, включая маскирующие символы в виде звезд или пропуска букв), заведомо ложная или недостоверная информация, которая может нанести вред обществу (читателям), явное неуважение к обществу, государству РФ, государственным символам РФ, органам государственной власти РФ, а также любое нарушение законодательства РФ.

Читайте также

Реклама на портале