Ожоги глаз теперь можно лечить искусственными стволовыми клетками

Итальянские исследователи разработали новый метод восстановления зрения с помощью стволовых клеток.

Специалисты из Медицинского колледжа Бейлора описали новейшую методику терапии при ожогах роговицы с использованием стволовых клеток, выращенных в лабораторных условиях, пишет HealthDay.

По словам ведущего автора исследования, профессора офтальмологии, доктора Стивена Пфлюгфельдера, подобное лечение – это "все равно, что надеть биологические контактные линзы".

Ультра-тонкая роговая оболочка является самой незащищенной частью глаза. Ожоги могут серьезно повредить ее и полностью лишить человека зрения. Вызвать эти повреждения могут петарды, брызги кипящей жидкости, аккумуляторная кислота, химические вещества – даже яйца, взрывающиеся при открывании микроволновки. Ожоги от воздействия огня встречаются намного реже, так как в подобных ситуациях повреждения, как правило, настолько серьезны, что приводят к летальному исходу.

Легкие ожоги достаточно хорошо поддаются лечению, однако при глубоких повреждениях разрушаются лимбальные стволовые клетки, что приводит к тяжелой глаукоме. За исключением лечения стволовыми клетками, "у пациентов нет практически никаких альтернатив, или же их чрезвычайно мало", - отметил соавтор исследования, руководитель группы клеточной терапии в Центре регенеративной медицины в Италии Грациелла Пеллегрини.

Существующие методы лечения тяжелых ожогов связаны с извлечением стволовых клеток из здоровых глаз пациента, родственника или другого донора. При пересадке стволовых клеток в поврежденный глаз, они со временем восстанавливают структуру роговицы.

Новый подход к лечению позволяет воспроизвести лимбальные стволовые клетки в лабораторных условиях. Исследования показали, что подобный способ терапии дает полностью положительный результат у 76,6% больных и частичное восстановление зрения в 13,1% случаев. При этом успешным результатом лечения считалось отсутствие всех симптомов поражения и полное восстановление прозрачности роговицы. В 10,3% случаев терапия не оказалась успешной, отчасти из-за хирургических осложнений и тяжести телесных повреждений.

Также процедура оказалась успешной в отношении даже тех пациентов, которые получили ожоги задолго до процедуры. Так, полное восстановление структуры роговицы и остроты зрения произошло у больных, пострадавших за 3, 13 и 30 лет до проведения данного исследования.

Стоимость процедуры составляет около 20-30 тысяч долларов. Единственным недостатком врачи считают не установленную пока продолжительность жизни новой роговицы, хотя некоторые пациенты живут с ней уже 10 лет.

Как сообщали ЮГА.ру, изучение стволовых клеток и возможностей их использования в практической медицине является одним из самых перспективных направлений современной науки и находится в центре пристального внимания ученых всего мира. Недавно в коре головного мозга был обнаружен совершенно новый тип стволовых клеток. А ранее группе японских исследователей удалось успешно вырастить из стволовых клеток кишечник мыши. Также доказано, что они могут стать еще одним способом лечения тяжелых аллергических состояний, даже таких устойчивых к терапии, как астма.

Однако методики работы со стволовыми клетками все еще развиваются и не отлажены до конца. Так, недавнее исследование вызвало сомнения по поводу результативности использования индуцированных стволовых клеток в научных и терапевтических целях: выяснилось, что iPS менее эффективно и менее точно проходят процесс дифференцировки, чем эмбриональные клетки.

Тем не менее, исследователи продолжают работу над совершенствованием методик работы с данными клетками. Ранее специалисты из Университета Стэнфорда изобрели новый способ получения iPS из жировой ткани. А недавно международная группа ученых из Китая и Австрии обнаружила, что аскорбиновая кислота также значительно ускоряет процедуру получения iPSC из тканей взрослого организма.

Несколько научно-исследовательских проектов по изучению стволовых клеток получили финансирование со стороны Ватикана. Ранее сообщалось, что Католическая церковь полностью поддерживает работу, не связанную с получением и использованием эмбриональных стволовых клеток.

Где заказать необычные суши и роллы в Краснодаре