"Этичные" стволовые клетки не так хороши, как считалось раньше

Новое исследование вызвало сомнения по поводу эффективности использования индуцированных стволовых клеток в научных и терапевтических целях.

Стволовые клетки представляют собой недифференцированные клетки, способные к самообновлению и неограниченному делению. Для лечения заболеваний используются так называемые плюрипотентные стволовые клетки, которые могут дифференцироваться во все типы тканей человеческого тела. Свойством плюрипотентности обладают стволовые клетки человеческого эмбриона до его имплантации в стенку матки. Эмбриональные стволовые клетки (ЭСК) могут дифференцироваться в любые из 220 типов клеток, входящих в состав всех тканей человеческого организма. Однако этичность их использования является предметом для непрекращающихся бурных дискуссий, так как источником ЭСК являются абортированные эмбрионы.

Однако недавно было обнаружено, что уже дифференцированные клетки можно перепрограммировать путем внесения в них генов и молекулярных факторов, характерных для стволовых клеток на ранних стадиях развития. Полученные таким образом клетки получили название индуцированных стволовых клеток (iPSC) и обладают теми же свойствами. Как правило, для перепрограммирования стволовых клеток используются вирусные вектора (переносчики), в которые встраивается необходимая генетическая информация.

Эти клетки рассматривались большинством экспертов в качестве возможного решения этической проблемы использования человеческих эмбрионов. Но новые исследования, проведенные специалистами из Университета Висконсина, позволяют предположить, что iPS клетки обладают рядом серьезных недостатков, которые отсутствуют у истинных эмбриональных стволовых клеток, пишет The Telegraph.

Ученые сравнили способность индуцированных и эмбриональных стволовых клеток превращаться в нервные стволовые клетки – эта возможность считается ключевой в перспективах лечения заболеваний головного мозга, таких как болезнь Паркинсона или Альцгеймера.

Выяснилось, что iPS менее эффективно и менее точно проходят процесс дифференцировки.

"Эмбриональные стволовые клетки намного более предсказуемы в своем развитии, чем индуцированные клетки. Это означает, что на данном этапе еще есть работа, которую предстоит осуществить для того, чтобы создать iPS, идеально подходящие для использования", –
отметил руководитель исследования, профессор Су-Чунь Чжан.

При этом он добавляет, что основной проблемой является техническая сторона процесса перепрограммирования, так как методы получения iPS до сих пор не оптимизированы.

Однако исследователи продолжают работу над совершенствованием методик работы с индуцированными стволовыми клетками.
Как сообщали ЮГА.ру, ранее специалисты из Университета Стэнфорда изобрели новый способ получения iPS из жировой ткани. А недавно международная группа ученых из Китая и Австрии обнаружила, что аскорбиновая кислота также значительно ускоряет процедуру получения iPSC из тканей взрослого организма.