От «Белого мыса» в Геленджике до Wi-Fi в «Ласточке». На «Техносмене-2025» обсудили, как цифровизация меняет индустрию гостеприимства на юге России
7 ноября Всероссийский детский центр «Орленок» в поселке Новомихайловском стал эпицентром цифрового гостеприимства. Здесь стартовала «Техносмена-2025» — форум о цифровых технологиях в гостиничном и ресторанном бизнесе, организованный «Ростелекомом» при поддержке Ассоциации цифрового развития Краснодарского края.
Мероприятие собрало более 200 отельеров, рестораторов и технологических вендоров из Краснодара, Волгограда, Ростова-на-Дону, Владикавказа, Санкт-Петербурга и Москвы.
Юга.ру посетили форум и собрали самые яркие кейсы и прогнозы спикеров.
Цифровой «Орленок»: как детский лагерь готовит IT-поколение
Всероссийский детский центр «Орленок» стал не только площадкой для форума «Техносмена-2025», но и живым примером глубокой цифровой трансформации. Директор центра Александр Джеус отметил, что ежегодно учреждение реализует более 56 федеральных образовательных программ в партнерстве с ведущими корпорациями России, включая «Росатом» и «Ростелеком».
«ВДЦ «Орленок» с «Ростелекомом» связывает многолетнее партнерство, которое длится уже более 16 лет. Все цифровые решения, которые мы реализуем в центре, начиная от бухгалтерии, заканчивая продажей путевок, работа практически всех смен строятся на взаимодействии с «Ростелекомом», — подчеркнул Джеус.
Особое внимание в «Орленке» уделяют раннему технологическому образованию детей. «Мы уже 4 года работаем с младшими школьниками, сейчас стоит задача спуститься ниже на старший дошкольный возраст. В противном случае мы можем опоздать в технологической гонке», — считает директор.
Курортный локомотив: как Кубань принимает 20 млн туристов в год
Краснодарский край сохраняет статус главного курортного региона России. Как отметил руководитель департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края Роман Куринный, ежегодно регион принимает около 20 млн туристов.
Александр Джеус как председатель комитета по природным ресурсам, экологии, курортному делу и туризму ЗСК, подчеркнул, что Краснодарский край — крупнейшая рекреационная зона России: «Сегодня здесь работает более 10 тыс. средств размещения, включая 330 гостиниц категории 4 и 5 звезд. Ведется строительство еще 70 новых отелей. Базовые цифровые сервисы уже стали нормой: Wi-Fi доступен в 86% объектов размещения, IP-телефонию используют в 64%, а цифровое телевидение подключили 62% заведений».
Роман Куринный выделил важность сферы общепита в сфере гостеприимства: «Если мы сравним две цифры, у нас 11 000 средств размещения и столько же ресторанов и кафе. Если добавить сюда магазины, в розничной сети порядка 50 000 объектов. Это объемный большой рынок, и одно без другого существовать не может. Когда человек приезжает в регион, он в первую очередь начинает получать колорит через кухню. На наших курортах можно есть шашлык, а можно — устрицы».
Агротуризм на Кубани:
По словам Куринного, малый и средний бизнес формирует основу индустрии: почти каждый пятый житель региона — предприниматель. Сегодня на Кубани зарегистрировано 315 000 субъектов МСП, в которых занято 1,4 млн человек. За последние пять лет количество компаний в сфере гостеприимства увеличилось на 16% и достигло примерно 16 тысяч.
Александр Джеус дополнил картину актуальными цифрами: с начала 2025 года край посетили около 15 млн туристов, а по итогам сезона ожидается, что поток достигнет 18,6 млн человек. «В этом году Сочи принял 2,8 млн туристов, Туапсинский район и Геленджик — 2 млн, — уточнил Джеус. — Средства размещения предоставили более 530 000 мест и более 200 здравниц — свыше 100 000 койкомест», — добавил он.
Как технологии трансформируют курортный бизнес
Как рассказал директор по работе с корпоративным и государственным сегментами «Ростелекома» на юге Алексей Коновалов, технологии критически важны для устойчивости бизнеса в условиях нестабильного рынка. Использование стандартных решений сокращает время работы с клиентом на 20%. Для небольшой организации это значительный эффект, сродни высвобождению времени одного сотрудника.
«У «Ростелекома» большой опыт работы с туристическим кластером: более 250 тыс. клиентов, которые занимаются ресторанным и гостиничным бизнесом. Нам есть что сказать, и поэтому мы решили создать площадку для диалога о цифровых решениях в отрасли. Использование облачных систем, CRM-программ и автоматизации помогает снизить затраты, улучшить качество обслуживания и привлечь больше клиентов. Даже небольшие гостиницы и кафе, которые внедряют современные сервисы, получают преимущество перед конкурентами», — отметил он.
Компания фиксирует постепенный рост спроса на облачные системы — особенно PMS-системы для автоматизации процессов в гостиничном секторе. Решения для управления бронированием, заселением и уборкой дополняются системами для бронирования столов и организации доставки в общепите. Этот тренд особенно важен для компаний, развивающихся по франшизе или планирующих сетевое расширение: облачные технологии позволяют без больших затрат увеличивать партнерскую сеть.
Гастротуризм, традиции, интернет:
Цифровой консьерж: как роботы и умное отопление меняют отели
Эксперт ассоциации отельеров АМОС Антон Бадокия поделился инновационными решениями, которые уже внедряются в гостиничном бизнесе. Одним из ключевых проектов стало создание голосовых роботов.
«Один робот будет бронировать звонки, связанные с записью на медицинские услуги. Другой будет разгружать операторов, отвечая на текущие вопросы — какая температура воды в бассейне, график работы, как проехать», — объяснил Бадокия.
Не менее инновационной стала система управления отоплением, созданная совместно с «Ростелекомом». «Мы сделали проект по отоплению, и у нас сегодня в одном из корпусов есть управление с планшетов температурой в номерах. Мы можем подогревать номер перед приездом гостя, регулировать и экономить энергию», — рассказал эксперт.
Бадокия подчеркнул, что все технологические нововведения служат одной цели: «Что бы мы ни делали — цифровизация, роботы, бережливое производство — мы говорим всегда об интересах гостей. Иначе ради чего вообще все это делать?»
Отвечая на вопрос о будущем технологий, эксперт отметил: «Технологии будут развиваться, возможно, на уровне психологической разгрузки. Но то, что мы уже точно не будем как раньше — это факт. Всем придется меняться».
Базовый минимум и роскошный максимум: что такое цифровая зрелость бизнеса
Сергей Грабский, руководитель Ассоциации цифрового развития Краснодарского края, объяснил разницу между начальным и продвинутым уровнями цифровизации: «Базовый минимум — это когда технологии позволяют экономить, а когда создают еще и дополнительные стоимость — это близко к максимуму».
По его словам, большинству компаний не по карману содержать IT-директора с зарплатой от 500 000 рублей. Грабский считает, что настало время передавать IT-функции на аутсорсинг, как это уже произошло с бухгалтерией и юридическими услугами.
Особую проблему представляют «лоскутные решения» — разрозненные цифровые системы, накопленные в успешные периоды. Они создают технический долг: требуют дорогого обслуживания, но не приносят пользы.
«IT-система должна работать точно так же идеально, как и горничная», — считает эксперт и рекомендует начинать с комплексного IT-аудита, а затем внедрять постоянный проактивный контроль систем. Это позволяет навести порядок в цифровой инфраструктуре и сделать бизнес готовым к масштабированию.
Инструменты для роста: как на Кубани поддерживают малый бизнес в туризме
Роман Куринный подробно рассказал о действующих мерах поддержки.
«У нас шесть институтов развития, из которых четыре задействованы на именно эту индустрию. Фонд микрофинансирования Краснодарского края занимает первое место в России и выдает кредиты от 0,01% сроком до 5 лет», — сообщил Куринный.
Для предпринимателей в сфере гостеприимства регион разработал специальные продукты: займ «Отельер» — от 4,9% на 5 лет, для предприятий общественного питания — от 6,5%. Гарантийный фонд края работает под 0,5% годовых при средней ставке по стране 2,4%. Фонд развития бизнеса предлагает нефинансовую поддержку — полное сопровождение проекта, включая разработку логотипа, маркетинговых услуг и сайта.
«Есть хорошая пословица: червяк должен нравиться рыбке, а не рыбаку. Поэтому мы разрабатываем и смотрим, насколько это востребовано. Если продукт не идет, мы его тут же трансформируем», — подчеркнул Куринный.
Еще один эффективный инструмент — Агентство по привлечению инвестиций, где за каждым проектом закрепляют персонального менеджера. «У нас есть пример, когда стоимость подключения к сетям сократили с 600 млн до 35 млн рублей», — привел пример чиновник.
Кино как драйвер турпотока: опыт рибейтов
Одной из самых необычных и эффективных мер поддержки туриндустрии края стали рибейты — возврат части расходов на кинопроизводство. Как рассказал Роман Куринный, эта история началась пять лет назад:
«Мы в 2023 году подняли возврат до 30%. И с 2020 года, за 5 лет, количество фильмов, снимающихся в регионе, выросло в 3 раза. 69 кинокомпаний воспользовались этой услугой». Решение дало не только прямой экономический эффект, но и работает на продвижение территории.
Поддержка в кризис: бизнес после экологической катастрофы
Прошедший сезон оказался для курортов Кубани непростым. Холодный июнь и сентябрь, а также экологическая катастрофа в Анапе привели к снижению турпотока. По словам Александра Джеуса, в наиболее пострадавшие районы приехало на 19% меньше гостей: «Люди не понимают, как можно отдыхать без пляжного отдыха, видеть море без возможности туда зайти».
Море в мазуте, туристы — в горах:
По словам Александра Джеуса, в этом году объекты МСП получили от государства более 38 млрд рублей по нацпрограмме развития туризма. «Сумму распределили между 4 500 компаниями. Средства направили на строительство, расширение отелей, ресторанов, кафе и инфраструктуры».
Для Краснодарского края предусмотрели дополнительную поддержку: «По поручению губернатора направили более 50 млн рублей субсидий компаниям санаторно-курортной отрасли. Эти средства предоставлены на возмещение части затрат, вызванных чрезвычайными ситуациями».
Разлив нефти в Черном море:
Дополнительно в Анапе и Темрюкском районе власти приостановили курортный сбор, а госкорпорация «Туризм.РФ» направила 1,7 млрд рублей на поддержку пострадавшего бизнеса.
С февраля 2025 года гостиницы, отели и санатории в зоне чс в Анапе и Темрюкском районе могли получить микрозайм до 5 млн руб. сроком до 3 лет по ставке 2% годовых.
Взгляд из отрасли: налоги, кадры и цифровизация гостиничного бизнеса
Вадим Прасов из Федерации отельеров и рестораторов России выделил ключевые законодательные изменения года. Среди положительных моментов он отметил повышение порога выручки для работы без НДС с 2 до 3 миллиардов рублей, что поддержало растущие ресторанные сети. Однако грядущее повышение НДС само по себе остается серьезным вызовом для отрасли.
Рост налогов в России:
Главной проблемой отрасли стала острая нехватка персонала, которая наблюдается последние три года и ведет к росту расходов на оплату труда. На фоне инфляции и увеличения налоговой нагрузки это вызывает у бизнеса серьезные опасения перед 2026 годом.
Спикер раскритиковал принцип расчета курортного сбора по схеме «1%, но не менее 100 рублей», из-за чего владельцы номеров эконом-класса платят заведомо завышенный процент. «Минфин решил, что у нас номера дешевле 10 000 рублей все-таки не стоят. Приятная такая оценка отрасли. Но, к сожалению, это несколько не так», — иронично заметил Прасов.
Минимум 100 рублей в сутки:
Среди прорывов он выделил долгожданные нововведения в цифровизации. Уже с начала 2025 года стало возможным заселение в отель по загранпаспорту, а с 2026-го — по водительским удостоверениям и биометрии. Еще одним достижением стала легализация невозвратных тарифов, за которую отрасль боролась более 15 лет.
Почему в «Ласточке» плохо ловит Wi-Fi и как это исправить
На животрепещущий вопрос о нестабильном Wi-Fi в скоростных поездах, живо поддержанный аплодисментами в зале, ответил вице-президент по развитию продуктов и работе с малыми и средними предприятиями «Ростелекома» Тимофей Абраменко. Он объяснил, что проблема имеет техническую природу и не связана с нежеланием операторов улучшать связь:
«Во время движения с достаточно большой скоростью переключение мобильного телефона от базовой станции к базовой станции происходит с определенной задержкой. Поэтому, когда мобильный телефон продолжает циклиться в предыдущей базовой станции, сигнал ухудшается».
Абраменко отметил, что прогресс не стоит на месте и появляются новые высокоскоростные решения. Для реализации таких проектов нужны совместные шаги с регионами. Ключевая проблема — окупаемость инфраструктуры.
«Для того, чтобы эта структура окупалась, требуется достаточное количество пользователей. «Ласточки», хотя они и высоконагруженные, — все равно это не тот поток, который может окупить вложения». Выходом спикер видит концепцию «дозагрузки» базовых станций дополнительными сервисами: видеонаблюдением для безопасности на транспорте, системами телеметрии и погодного мониторинга. Такой подход может сделать проект коммерчески успешным без господдержки.
Эпоха осознанного потребления: как удержать нового гостя
Основательница сети краснодарских кафе Zanoza и бара «Сельдерей» Эленика Корелова поделилась взглядом на меняющегося потребителя и ошибках начинающих рестораторов.
Корелова призналась, что начинала 10 лет назад без понимания финансовой модели: «Я думала, что если себестоимость сэндвича порядка 70 рублей, то продавая его за 100 рублей, я много зарабатываю». Это незнание помогло создать честный продукт — 80% гостей остаются с ними с самого старта.
Ключевой ошибкой новичков она называет копирование форматов без анализа целевой аудитории: «Все просто идут и делают, потому что «моей подружке это понравилось». И, как правило, это заканчивается закрытием заведения через полгода-год».
В противовес этому она приводит в пример успешную сеть SurfCoffee, где прекрасно понимают своего потребителя.
«И мне безумно нравится сеть кофеен SurfCoffee. Я вот буквально вчера прилетела из Антальи и видела там три заведения их сети. Ты приходишь туда, и у тебя ощущение, что ты в этом же «серфе» возле дома. Где они берут этих сотрудников в Турции? Турки немножко ортодоксальные, деревенские — а там просто современные хипстеры в панамках, которые говорят «привет, кофемашина не работает — посиди, подожди, сейчас все решим». Вот это очень круто, когда ты понимаешь, кто твой потребитель, кто твой гость, и ориентирован строго на него. Тогда успех гарантирован».
Цифровой отель «Ростелекома»: все включено
Одним из примеров в цифровой трансформации гостиничной индустрии является сервис «Цифровой отель» от «Ростелекома». Этот комплекс решений предназначен для автоматизации и оптимизации процессов внутри отеля, а также для повышения комфорта гостей. В рамках проекта используются современные цифровые технологии, которые позволяют управлять номерами, обслуживанием, материальным имуществом и безопасностью на более высоком уровне.
Сервис «Цифровой отель» включает инструменты для бронирования, в том числе проверку наличия свободных номеров, подтверждение бронирования, выставление счетов, систему для отслеживания инвентаря, включая белье, полотенце и другие предметы, а также решения для управления персоналом, финансами, гостевым опытом и обслуживанием.
Директор департамента продаж и обслуживания малого и среднего бизнеса «Ростелекома» на юге Алексей Коротких подчеркивает важность внедрения таких решений:«Цифровые технологии критически важны для устойчивости бизнеса в условиях нестабильного рынка. Использование облачных платформ, CRM-систем и автоматизации помогает снизить затраты, улучшить качество обслуживания и привлечь больше клиентов. Даже небольшие гостиницы и кафе, которые внедряют современные сервисы, получают преимущество перед конкурентами».
Винный город «Белый мыс»: как в Геленджике создают гастрономическую Мекку
Популярный ресторатор, основатель HURMA Group, соорганизатор ресторанного шоу Gastreet Дмитрий Левицкий представил эксклюзивные детали проекта винного города «Белый мыс» в Геленджике.
Центром проекта станет интерактивный музей Льва Голицына площадью более 3000 м². «Это современный интерактивный музей, где все органы чувств задействованы — можно будет потрогать скальные породы, почувствовать температуру винной бочки, даже попробовать шампанское на разных этапах производства», — рассказывает Левицкий. У входа гостей встретит 18-метровая хрустально-пластиковая скульптура винодела.
Особой гордостью проекта станет крупнейшая в России коллекция российских вин. «Мы собрали уже 1700 позиций, включая малые винодельни, которые не попадают на полки магазинов. Мы занимаемся логистикой сами, хотя это невыгодно, но мы создаем единственное место в стране, где можно попробовать вина из всех винодельческих регионов», — подчеркивает Левицкий.
Где отдыхать в Геленджике:
Гастрономическая карта включает семь уникальных ресторанов. Флагманом станет ресторан «Белый мыс»: «Наша цель — сделать его лучшим рестораном юга России», — делится ресторатор. В партнерстве с Аркадием Новиковым откроют городское кафе «Чайка Кричала» с собственной пекарней и «Этюд» — ресторан в стиле крымской дачи Чехова. Дополнят картину «Инкерман» с советско-турецкой кухней и «Парадиз» с морепродуктами и шампанским.
Отдельное внимание уделено центральному поп-ап бару. «Это бар, куда может заехать любая винодельня. Мы рассчитываем, что все лето там будут гастролировать разные виноделы из разных уголков страны», — объясняет концепцию Левицкий.
Инфраструктура дополнится тремя дегустационными залами, ивент-холлом для мероприятий и необычным кинотеатром. «В одном из залов мы сделали кровати вместо кресел — это будет особенно нестандартный опыт для гостей», — делится деталями ресторатор.
Левицкий отметил, что тренд на ИИ-технологии в отрасли очевиден: «Раньше кассиры в ресторане быстрого питания говорили «свободная касса», а сегодня молодое поколение приходит в заведение и заказывает обед у компьютерного терминала. А где-то уже и еду готовят машины. Каждому заведению придется найти свой баланс между роботами и живым обслуживанием, цифровыми технологиями и человеческой душой. Не исключаю, что крафтовое гостеприимство со временем станет нишевым продуктом. Но конечно, цифровизация незаменима в любом бэк-офисе: все что связано с учетом, аналитикой, прогнозированием, 3D-дизайном. Скоро будем решать все эти задачи в проекте винного города «Белый мыс» в Геленджике, где ожидается огромный гостевой поток».
Винный туризм: от дегустаций к цифровым впечатлениям
Развитие масштабных проектов вроде «Белого мыса» отражает общий тренд на развитие винного туризма в регионе. Директор департамента продаж и обслуживания малого и среднего бизнеса «Ростелекома» на юге Алексей Коротких отметил растущий потенциал отрасли:
«Очень импонирует то, что внутри винной индустрии, особенно в энотуризме, у нас есть коллаборации, сотрудничество, поиск новых форм привлечения клиентов и дополнительной монетизации своих сервисов. Здесь видится очень большой потенциал взаимодействия виноделен».
Уже сегодня индустрия активно развивает кооперацию. Ярким примером служат масштабные события на площадке «Абрау-Дюрсо», которые собирают виноделов со всего региона. В рамках таких инициатив как фестиваль «Черноморская неделя» или «винный поезд» совместно с РЖД гости могут посетить несколько виноделен, выстраивая целый эногастрономический маршрут. Поезд следует из Москвы в Новороссийск, а его пассажиры отправляются на экскурсии по местным хозяйствам. Эти проекты, поддержанные на государственном уровне, превращают разрозненные предложения в консолидированный туристический продукт.
Красно- и белодарский край:
Алексей Коротких напомнил, что винный туризм в России начал зарождаться уже в начале 2000-х годов: «Тогда еще небольшие винодельни устраивали дегустации в Краснодарском крае и в Крыму. Сейчас отрасль находится в периоде взросления, и еще не до конца сформировалось понимание, что нужно внедрить дополнительно для повышения эффективности бизнеса. Но эта цифровая зрелость точно наступит».
Спикер подчеркнул, что энотуризм сегодня — это не просто дегустации, а целая культура, отражающая эмоции и атмосферу региона. «Российский энотуризм — это уже не теория, а яркая и динамичная реальность. Каждый проект пытается удивить чем-то своим, создать особенные впечатления. Объединяет всех одно — стремление превращать вино из напитка в историю, а поездку — во впечатление».
По словам Коротких, цифровые решения позволяют туристам легче находить винодельни, строить маршруты и узнавать о локальных событиях, а самим хозяйствам — выстраивать персональную коммуникацию с гостями. «Мы движемся от понимания терруара как набора почвенно-климатических условий к пониманию терруара как совокупности эмоций, культуры и гостеприимства. Когда технологии соединяют вкус и впечатления, выигрывает весь регион», — отметил он.
Как вернуть гостя: работа с репутацией и клиентской базой
Артур Саркисян, CEO Calltouch, рассказал о ключевых ошибках в коммуникации с клиентами и способах их исправления. Спикер привел пример из личного опыта: «Я звонил, чтобы забронировать столик на день рождения жены. На вопрос о свободных местах последовала мертвая тишина. Прошло 30 секунд, но никаких альтернатив мне не предложили».
Для контроля качества обслуживания Саркисян рекомендует внедрять системы мониторинга: «Если администратор не соблюдает базовый чек-лист — не предлагает альтернативные даты или не уточняет пожелания — система должна отправлять уведомление о необходимости срочно «реанимировать» клиента».
Особое внимание спикер уделил работе с отзывами: «Когда нас классно обслужили, нам зачастую лень оставить отзыв. Нужно создавать побуждение для клиента — например, завязывать мотивацию персонала на отзывах». Он привел пример: «Мой барбер прямо сказал, что у него есть мотивация за отзывы. Это работает — люди охотнее оставляют фидбэк, когда видят личную заинтересованность сотрудника».
Спикер рекомендует автоматизировать коммуникацию: «Система должна анализировать, кто и когда у вас останавливался, и через определенное время автоматически отправлять приглашение вернуться. Это увеличивает шансы на повторное посещение».