Бесплатный музей, сад бонсай, кимоно в аренду: 4 малоизвестные фишки Японского сада в Краснодаре

  • Гортензии в Японском саду в Краснодаре © Фото Марины Солошко, Юга.ру
    Гортензии в Японском саду в Краснодаре © Фото Марины Солошко, Юга.ру

Протяженность пешеходных троп в Японском саду парка «Краснодар» — больше 3,5 километров, но на деле нагуливаешь все 10. Затерявшись в глубинах сада, можно упустить из вида важные пазлы японской культуры и философии.

Где найти семь богов счастья, примерить подлинное японское кимоно, оценить краснодарский бонсай и попрактиковать дзадзен — традиционную буддийскую медитацию? Собрали 4 чекпоинта для прогулки по саду. 

1. Храм и сад для медитаций

Где: недалеко от входа, сразу за сухим садом камней.
Координаты: 45.043058, 39.037651.

Здесь можно отдохнуть и настроиться на умиротворенную прогулку. В доме много света и воздуха, за счет раздвижных дверей комнаты хорошо проветриваются. На заднем дворе — миниатюрный дзен-сад с большими камнями и белым «причесанным» песком.

Храм и терраса с видом на сад предназначены для дзадзен-медитации — буддийской практики успокоения тела и разума. 

Вход в храм бесплатный, но есть несколько правил: 

  • снять обувь на входе (на полу в комнатах мягкие светлые маты);
  • после медитации на террасе вернуть подушки в помещение;
  • соблюдать тишину. 
Что такое дзадзен и как ее практикуют? (нажмите, чтобы прочесть)

Дзадзен — буддийская «медитация сидя». Из-за относительной простоты практика отлично подходит для новичков.

Во время практики для устойчивости позы треть подушки дзафу подкладывают под ягодицы и принимают одну из поз:

  • лотоса (обе стопы перекрестно лежат на бедрах),
  • полулотоса (одна стопа на бедре),
  • бирманскую (стопы подведены к бедрам),
  • на коленях.

Позвоночник прямой, но не напряженный. Руки — в «космической мудре»: правую ладонь в левой, большие пальцы сомкнуты и образовавают овал, ладони на уровне живота мизинцами к себе.

Во время дзадзен дышат спокойно через нос, считая вдохи и выдохи, но не контролируя их интенсивность.

В отличие от других буддийских практик, целью дзадзен считают не достижение сатори (просветления), а равновесие тела и разума, чистоту сознания.

Вот как суть этой практики объясняет дзен-буддийский священник Джон Дайшин Буксбазен: «Медитация не означает, что сознание должно быть лишено мыслей. Медитировать — значит чувствовать себя свободно, уверенно, находиться в приятном расслабленном состоянии, но в то же время быть собранным. При этом мы не витаем в облаках, не размышляем, не отключаемся — мы считаем вдохи и выдохи или просто наблюдаем, как они происходят, и пропускаем через себя все ощущения, не следуя за ними, но и не избегая их. Постепенно медитация позволяет ;глубже и отчетливее понимать, кто мы, что есть наша жизнь».

  • Храм для медитаций в Японском саду парка «Краснодар» © Фото Марины Солошко, Юга.ру
    Храм для медитаций в Японском саду парка «Краснодар» © Фото Марины Солошко, Юга.ру
  • Храм для медитаций в Японском саду парка «Краснодар» © Фото Марины Солошко, Юга.ру
    Храм для медитаций в Японском саду парка «Краснодар» © Фото Марины Солошко, Юга.ру
  • Храм для медитаций в Японском саду парка «Краснодар» © Фото Марины Солошко, Юга.ру
    Храм для медитаций в Японском саду парка «Краснодар» © Фото Марины Солошко, Юга.ру
  • Храм для медитаций в Японском саду парка «Краснодар» © Фото Марины Солошко, Юга.ру
    Храм для медитаций в Японском саду парка «Краснодар» © Фото Марины Солошко, Юга.ру
  • Храм для медитаций в Японском саду парка «Краснодар» © Фото Марины Солошко, Юга.ру
    Храм для медитаций в Японском саду парка «Краснодар» © Фото Марины Солошко, Юга.ру

2. Бесплатный музей

Где: в старинном народном доме Коминка, на выходе из бамбуковой рощи.
Координаты: 45.043531, 39.038313.

В старину в гостиной коминки — деревянного дома с раздвижными дверьми — японцы принимали важных гостей. В коминке Японского сада в Краснодаре выставляют подлинные национальные культурные артефакты и проводят мастер-классы (в отдельной комнате). Летом заглянуть в музей особенно приятно — в зале работает кондиционер.

  • Старинный народный дом Коминка в Японском саду парка «Краснодар» © Фото Марины Солошко. Юга.ру
    Старинный народный дом Коминка в Японском саду парка «Краснодар» © Фото Марины Солошко. Юга.ру
  • Старинный народный дом Коминка в Японском саду парка «Краснодар» © Фото Марины Солошко, Юга.ру
    Старинный народный дом Коминка в Японском саду парка «Краснодар» © Фото Марины Солошко, Юга.ру
  • Выставочный зал в старинном народном доме Коминка в Японском саду © Фото Марины Солошко, Юга.ру
    Выставочный зал в старинном народном доме Коминка в Японском саду © Фото Марины Солошко, Юга.ру

В зале в стеклянных боксах хранятся резные статуэтки — окимоно, в основном из слоновой кости и дерева. Одна из таких — лодка с семью фигурками нэцкэ — изображает летучий корабль сокровищ «Такарабунэ». Согласно японской мифологии, каждый новый год он спускает с небес семь богов счастья, которые раздают сокровища достойным.

Примечательно, что в одной лодке оказались представители разных религий:

  • синтоистский покровитель рыбаков Эбису,
  • индуистский бог торговли и процветания Дайкоку,
  • буддистские страж и бог богатства Бисямон с весельчаком и покровителем детей Хотэем,
  • даосские старцы, боги здоровья и долголетия Дзюродзин и Фукурокудзю,
  • единственная женщина — индуистская покровительница театра и музыки Бэнтэн.

Семь паломников счастья встречаются и в современном искусстве — в мангах (японских комиксах) и в анимэ, например, в «Бездомном боге».

  • Корабль сокровищ «Такарабунэ» © Фото Марины Солошко, Юга.ру
    Корабль сокровищ «Такарабунэ» © Фото Марины Солошко, Юга.ру
  • Еще один артефакт, декоративный поднос Сибаяма с объемной инкрустацией перламутром из ракушек © Фото Марины Солошко, Юга.ру
    Еще один артефакт, декоративный поднос Сибаяма с объемной инкрустацией перламутром из ракушек © Фото Марины Солошко, Юга.ру
  • Каждый экспонат рассказывает отдельную историю © Фото Марины Солошко, Юга.ру
    Каждый экспонат рассказывает отдельную историю © Фото Марины Солошко, Юга.ру

По разные стороны зала расположили два полотна с винтажным шелковым кимоно ручной работы (периода Сёва (1952-1989) эпохи Гэндай, длящейся по наши дни).

Как подсказывает табличка, ало-черное церемониальное кимоно надевали замужние женщины по особым случаям. На другом наряде из светло-серого шелка — изображение дракона, на контрастном черном поясе золотой нитью вышиты облака с россыпью звезд.

  • Кимоно в музее Японского сада © Фото Марины Солошко, Юга.ру
    Кимоно в музее Японского сада © Фото Марины Солошко, Юга.ру
  • Кимоно в музее Японского сада © Фото Марины Солошко, Юга.ру
    Кимоно в музее Японского сада © Фото Марины Солошко, Юга.ру
  • Кимоно в музее Японского сада © Фото Марины Солошко, Юга.ру
    Кимоно в музее Японского сада © Фото Марины Солошко, Юга.ру

3. Сад бонсай

Где: на заднем дворе народного дома Коминка (музея).
Координаты: 45.043435, 39.038463.

Если, смотря на вход в музей, обойти здание справа, у пруда покажется выставка бонсаев — мини-копий полноразмерных деревьев в бамбуковых горшочках. Всего экземпляров восемь: у одного виднеются корни, а крона спускается вниз каскадом, у другого расщеплен ствол, будто от удара молнии, третий выглядит ровно и спокойно, как взрослое карликовое дерево. Все это разные стили бонсай.

  • Сад бонсай в Японском саду парка «Краснодар» © Фото Марины Солошко, Юга.ру
    Сад бонсай в Японском саду парка «Краснодар» © Фото Марины Солошко, Юга.ру
  • Сад бонсай в Японском саду парка «Краснодар» © Фото Марины Солошко, Юга.ру
    Сад бонсай в Японском саду парка «Краснодар» © Фото Марины Солошко, Юга.ру
  • Японский сад парка «Краснодар» © Фото Марины Солошко, Юга.ру
    Японский сад парка «Краснодар» © Фото Марины Солошко, Юга.ру

Это искусство не обходится без жертв: чтобы дерево оставалось маленьким, его корни ограничивают размером плошки и регулярно подрезают, а молодые побеги выщипывают, для придания дереву взрослых форм со ствола снимают кору и перетягивают ветви проволокой (в разное время мастера использовали струны и грубую веревку). Технология выращивания отличается в зависимости от вида бонсай.

Хотя методы кажутся жестокими, дерево получает много заботы: подлинные любители бонсай регулярно удобряют растение и отслеживают малейшие изменения, поэтому часто бонсаи живут гораздо дольше своих вольных собратьев.

Прародитель искусства бонсай (с японского — «выращенное в подносе») — китайский пэньцзин. Считается, что в VI веке буддийские монахи «завезли» технологию в Японию, где оно получило не только новое название, но и форму. В отличие от китайцев, которые «уменьшали» кусочек пейзажа вместе с камнями и изгибами ландшафта, японцы сосредоточились только на деревьях.

В 1925 году в Японии появилась целая деревня бонсай. После Великого землетрясения Канто 1923 года несколько садовников переехали в город Омия и превратили ее в мекку для поклонников миниатюрных деревьев. С 2010 года там работает первый в мире музей бонсай.

Три философские локации парка позади, напоследок делимся еще одной — для любителей атмосферных фото.

4. Аренда кимоно

Где: в кофейне «Киссатен».
Координаты: 45.044259, 39.036832. Готовый маршрут к кофейне в «Яндекс Картах» и в 2gis.

На сайте кофейни представлены 14 кимоно разных расцветок, в том числе мужские наряды: 

  •  © Скриншот с сайта kissaten-coffee.ru
    © Скриншот с сайта kissaten-coffee.ru

Чтобы взять кимоно в аренду, нужно заключить договор. Для этого понадобится оригинал российского паспорта. Стоимость аренды — 1500 рублей в час.

Еще одно условие — залог 10 000 рублей. Его полностью вернут после сдачи кимоно без дефектов.


Как писали Юга.ру, летняя жара не отпугивает краснодарцев от посещения Японского сада — у постаматов для выдачи QR-кодов на вход по-прежнему большие очереди. Мы знаем 4 законных способа попасть сюда платно без ожидания: купить сертификат в кофейню «Киссатен», забронировать столик в ресторане «Рётэй», сходить на чайную церемонию или посетить мастер-класс.  

Читайте также другие материалы Юга.ру о событиях в Японском саду и парке «Краснодар»: