Новой версией крушения Ту-154 под Сочи стали иллюзии пилота

Краснодарский край, Вся Россия

Участники расследования катастрофы Ту-154 Минобороны полагают, что причиной крушения самолета могла быть потеря пилотом ориентировки в пространстве, происшедшая из-за иллюзий

«Согласно этой версии, потеряв ориентиры на земле после взлета, пилот стал управлять машиной, ориентируясь не на приборы, а на собственные ощущения. Во всяком случае, по мнению участников расследования, лишь иллюзорное восприятие действительности могло заставить опытного летчика направить машину в смертельное пике с креном в 55°», — пишет «Коммерсантъ».

По данным издания, специалисты, реконструировав схему полета по показаниям параметрического самописца, установили, что примерно через 60 секунд после отрыва от полосы Ту-154 находился на высоте около 250 метров, двигался с нормальной скоростью 360–370 км/ч. После управляющий самолетом Роман Волков неожиданно отправил его в пике. Восемь секунд самолет снижался, заложив за это время вираж влево, из-за чего при падении крылья Ту-154 располагались под углом 55 градусов к горизонту.

«Пикирование проходило при абсолютном молчании в кабине — лишь на девятой секунде сидящий сзади летчиков штурман произнес: "Командир, мы падаем"», — отмечает газета.

Экспертов удивило то, что на предупреждение штурмана пилоты не среагировали — самописец не зафиксировал движения штурвалов «на себя».

Участники расследования полагают, что такое поведение Волкова может объясняться спецификой ночного вылета из Адлера —  когда после отрыва от хорошо освещенной и размеченной полосы пилот пересекает также подсвеченную береговую линию и сразу попадает будто в черную дыру. В этот момент, по словам авиаэкспертов, инстинкт самосохранения подталкивает к тому, чтобы ориентироваться не на показания приборов, а на команды своего вестибулярного аппарата.

«В таком состоянии правильно оценить положение самолета в пространстве пилот не может, поскольку, как говорят в авиации, оказывается во власти собственных иллюзий», — поясняет издание.

Также эту версию косвенно подтверждают показатели крена в последние секунды полета. Его график оказался «дрожащим», то есть летчик постоянно корректировал штурвалом положение самолета в пространстве, опираясь на собственные ощущения.

При этом некоторые военные эксперты объяснили эти показатели неисправностью системы регистрации параметров.

Как сообщали Юга.ру, самолет Министерства обороны России Ту-154 рухнул в Черное море 25 декабря 2016 года во время планового полета в Сирию. В результате авиакатастрофы никто не выжил, всего на борту находились 92 человека. Среди погибших были артисты ансамбля имени Александрова, журналисты и глава фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, известная как доктор Лиза.

Срок расследования причин крушения самолета продлили до 25 апреля.

Ранее «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники писал, что самолет не падал, а сел на воду в контролируемом полете. От удара машина развалилась на куски, которые тут же затонули. Однако в СКР назвали эту информацию «личными суждениями авторов».