Разбившийся в Сочи Ту-154 Минобороны перед крушением совершил контролируемую посадку на воду

Краснодарский край

Специалисты завершили техническую часть расследования катастрофы Ту-154Б-2 Минобороны, упавшего в Черное море

Эксперты заключили: самолет не падал и не пикировал к воде, а контролируемо сел на поверхность моря. От удара машина развалилась на куски, которые тут же затонули. Для того, чтобы доказать эту версию, авиаэксперты опровергли остальные возможные версии крушения. Установить точную причину помогли бы данные с параметрического самописца — прибор нашли, достали со дна моря, но его лентопротяжный механизм оказался изношен. Это давало основания сомневаться в достоверности данных. Ремонт поручили гражданским экспертам Межгосударственного авиационного комитета, пишет «Коммерсантъ».

В самописце заменили изношенные детали, получили необходимую информацию и синхронизировали параметры полета с переговорами летчиков. В МАК создали 3D-модель последнего полета Ту-154 — изобразили видеоконструкцию движения самолета, наложили на нее данные по высоте полета, скорости, режиму работы двигателей и описание всех произнесенных при этом слов и действий летчиков. Выводы по этим материалам делали эксперты военной технической комиссии.

3D-моделивание показало, что Ту-154 взлетел в штатном режиме, после этого экипаж не совершал ни одной традиционной ошибки. Через минуту после взлета самолет набрал высоту 250 м и скорость порядка 360-370 км/ч, после этого на борту стала развиваться нештатная ситуация. Управляющий пилот — командир экипажа Роман Волков, который должен был дальше набирать высоту,— перевел машину в режим посадки. Десять секунд до столкновения с водой машина снижалась в так называемом контролируемом полете под управлением летчика.

Эксперты считают, что причиной авиакатастрофы стала дезориентация пилота в пространстве. Самолет взлетал в темноте над морем, пилот не контролировал визуально положение машины, так как не видел впереди никаких ориентиров и даже горизонта. Экипаж могли запутать звезды, которые были как сверху, так и снизу, отражаясь в море. В этой обстановке пилот должен был довериться приборам, но видимо проигнорировал их, доверившись своему опыту и физиологическим ощущениям. Возникшая при ускорении машины перегрузка могла создать у летчика иллюзию набора высоты — в то время как на самом деле самолет снижался.

Сейчас специалисты изучают биографию погибшего пилота, особенно летную подготовку, в которой, возможно, обнаружатся проблемы. Однако, по мнению экспертов, списать катастрофу на возможную ошибку командира было бы неправильно. Скорее всего, крушение произошло из-за сочетания нескольких неблагоприятных факторов, в том числе, усталости и эмоциональной напряженности летчиков. Экипаж несколько часов ждал вылета из Москвы и из-за погоды сел в Адлере вместо запланированного Моздока. Рейс из дневного стал ночным.

Административное расследование поможет установить факторы, способствовавшие ошибке военного летчика. После подведения его итогов командирам Романа Волкова, его летным инструкторам, психологам и врачам, возможно, придется разделить с погибшим ответственность за катастрофу.

Как сообщали Юга.ру, самолет Министерства обороны России Ту-154 рухнул в Черное море 25 декабря 2016 года во время планового полета в Сирию. В результате авиакатастрофы никто не выжил, всего на борту находились 92 человека. Среди погибших были артисты ансамбля имени Александрова, журналисты и глава фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, известная как доктор Лиза.

Срок расследования причин крушения самолета продлили до 25 апреля.