«Стоят остатки прошлого, смотрят с немым укором и погибают». Размышления о традиционных ценностях и фантиках

Краснодарский край Распечатать

«В сталинский период на месте храма оборудовали склад, а во время Великой Отечественной войны его и вовсе взорвали вместе с иконами». Журналист Виталий Штыбин о нелегкой судьбе одного кубанского храма.

У нас очень любят говорить о величии, об уважении к прошлому, о святости, ценностях традиционных и прочих фантиках для пустых публичных выступлений. А тем временем где-то на периферии общественного сознания стоят остатки прошлого, смотрят с немым укором и погибают.

Но кроме публичных фантиков есть и обычные люди. Которые помнят. И они пытаются сохранить ценность прошлого. Такой процесс сегодня происходит с храмом Сретения Господня в станице Ивановской, который с середины 2000-х годов по кирпичику пытаются восстановить. Ни администрация, ни духовное управление полномочий на финансирование по закону не имеют. А серьезных спонсоров пока не нашлось. Тяжко идет процесс, но он идет.

Храм Сретения Господня старинный — деревянная постройка на его месте появилась вместе с первыми черноморскими казаками в 1797 году. Они уважали веру и обязательно привозили из походов что-то для церкви, поэтому она быстро стала очень красивой. К 1912 году, в честь столетия победы над Наполеоном, на месте деревянной церкви построили величественное кирпичное здание с яичной примесью в цементе, примерно того вида, которое существует сегодня.

В сталинский период на месте храма оборудовали склад, а во время Великой Отечественной войны его и вовсе взорвали вместе с иконами. В остатках храма немцы держали советских военнопленных. В 50-е годы коммунисты попытались добить церковь. К счастью, безуспешно. В 60-е годы в одном станичном колодце нашли церковную утварь и макет церкви, которые сегодня хранятся в фондах музея Фелицына. Серебряная дарохранительница (ковчег) оттуда выставлена в экспозиции «Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска». В свое время станичники сдали находку музею за 88 рублей 18 копеек. Ценности она не имела, хотя за ней стояла трагичная история многих людей.

Это авторский текст. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.