Чехов и Тарковский, останьтесь — остальные могут идти

Вся Россия Распечатать

Лидер краснодарской группы «ДРЫНк», кинорежиссер студии Gumoreski Евгений Куземин в своем блоге на Facebook рассуждает о творческом методе классиков российской культуры.

Один приятель так отзывался об артхаусе как самостном направлении в искусстве вообще: мне нравится непрофессионализм всего этого. Чехов и Тарковский — пример идейного непрофессионализма, вооруженного современными средствами выражения. Одного вывезла система Станиславского, другого — кинопленка. Ни тот ни другой не разбирались в принципах драматургии. И тот и другой зацикливались на деталях и невнятных диалогах. Оба пытались выразить невыразимое — это главное, что их объединяет.

Мертвый Чехов приехал хорониться на родину в вагоне с надписью «УСТРИЦЫ». Крутейший перформанс. Памятник артхаусу и самому творчеству Чехова. Памятник драматургу, который депрессивнейшие свои пьесы — «Чайка», «Вишневый сад», «Дядя Ваня» — считал комедиями.

Братья Стругацкие в период съемок фильма «Сталкер» были вымучены Тарковским. Сценарий по их книге «Пикник на обочине» братья переписывали несчетное количество раз. Предельно конкретные и весьма тонкие творцы, Стругацкие не могли понять, чего Тарковский от них добивается, — режиссер был не в состоянии им этого объяснить. В итоге вышел фильм, совершенно не похожий на первоисточник.

Думаю, Чехов и Тарковский притягательны западной культуре именно своей устремленностью к невыразимому, своим нашариванием по карманам подсознания. Оба пытались найти электрический ток в сером алюминии обыденности.


Оригинал здесь: https://www.facebook.com/eugeen.kuzemin

Это авторский текст. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.