Портрет сотрудничавшего с нацистами кубанского казака вызвал пикеты в Краснодаре и Москве. Что вообще происходит?

  •  © Фото предоставлено ИА «Красная весна»
    © Фото предоставлено ИА «Красная весна»

UPD: Портрет сотрудничавшего с нацистами кубанского казака убрали с выставки Государственного исторического музея

В понедельник, 15 января, в Краснодаре два активиста движения сторонников Сергея Кургиняна «Суть времени» пикетировали историко-археологический музей им. Е.Д. Фелицына. Активисты выступали против того, что музей передал Государственному историческому музею в Москве портрет «казака — пособника нацистов» Вячеслава Науменко для выставки об истории Кубанского казачьего войска. Отметим, что по понедельникам музей Фелицына закрыт для посетителей.

В чем суть?

В начале декабря 2017 года в Государственном историческом музее в Москве открылась выставка, посвященная истории кубанского казачества. На выставке представлено более 200 экспонатов из коллекции краснодарского музея имени Е.Д. Фелицына. Это фотографии, портреты, оружие, грамоты, регалии и предметы быта кубанских казаков. Выставка продлится до 1 апреля.

Среди экспонатов выставки — портрет Вячеслава Науменко (1883–1979), кубанского казака, ветерана Первой мировой войны, войскового атамана Кубанского казачьего войска в эмиграции с 1920 по 1958 год, хранителя регалий ККВ. В годы Великой Отечественной войны Науменко состоял в Главном управлении казачьих войск вермахта. При этом в военных действиях на стороне нацистов он участия не принимал, ни одно российское ведомство не признало его военным преступником.

Летом 2016 года фигура атамана Науменко уже была в центре общественных дискуссий. Тогда в Славянске-на-Кубани суд удовлетворил иск прокурора о демонтаже мемориальной доски и барельефа атамана с дома, в котором он жил 37 лет. Суд решил, что сотрудничество Науменко с нацистами препятствует увековечиванию его памяти в России.

Новый скандал с кубанским атаманом начался в конце первой декады января. Активисты движения «Суть времени» обратили внимание общественности на экспонирование портрета Науменко в рамках выставки Государственного исторического музея. Они убеждены: раз Науменко был пособником нацизма, то экспонировать его портрет на общих основаниях на выставке о кубанском казачестве недопустимо. «Особенно возмутительным является тот факт, что Науменко, служившего в годы Великой Отечественной войны в Главном управлении казачьих войск вермахта, сотрудники музея без каких-либо пояснений поставили в один ряд с прославленными героями — рядом с Героем Советского Союза, участником Кущевской атаки Константином Недорубовым,  с казаками — защитниками Севастополя, также представленными на выставке», — поясняли активисты в пресс-релизе и сообщали о готовящихся пикетах 14 и 15 января.

В годы Великой Отечественной войны Науменко состоял в Главном управлении казачьих войск вермахта. При этом в военных действиях на стороне нацистов он участия не принимал, ни одно российское ведомство не признало его военным преступником

Что такое «Суть времени» и зачем им это все?

«Суть времени» — российское общественное движение, позиционирующее себя как левопатриотическое. Лидер и основатель «Сути времени» — Сергей Кургинян, автор одноименной передачи, а также книги «Суть времени. Философское обоснование мессианских претензий России в XXI веке». В манифесте движения говорится: «Разрушенный Советский Союз живет в наших сердцах. И поскольку он в них живет — СССР может быть восстановлен».

Движение известно по своим антиоранжистским митингам, по протестам против ювенальной юстиции («Родительское всероссийское сопротивление» — дочерняя организация «Сути времени») и поддержке самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. Краснодарская ячейка «Сути времени» выступала против приезда Марата Гельмана в Краснодар весной 2012 года и против выставки «Тайны тела» в начале 2014 года.

14 января активисты движения все-таки провели пикет в Москве возле здания исторического музея, а 15 января — возле краснодарского музея имени Е.Д. Фелицына. Координатор краснодарской ячейки «Сути времени» Кирилл Соболев рассказал порталу Юга.ру о том, чего хотят добиться активисты.

Кирилл Соболев

Кирилл Соболев

координатор краснодарской ячейки «Сути времени»

Кирилл Соболев: «Нельзя обелять тех, кто сотрудничал с нацистами»

«В пикетах принимали участие два наших человека. Мы звонили в музей, но нам официальных комментариев не дали. Только лишь сказали, что они не являются историками, а по поводу фигуры Науменко у историков неоднозначная позиция. Мы даже сделали официальный запрос от нашего информагентства, но нам пока не ответили.

Да, фигура атамана Науменко спорная. И многие историки у нас в крае разделены. То, что он сотрудничал с нацистами, — неоспоримо. Но некоторые его оправдывают тем, что он не осужден и что он не участвовал в боевых действиях. Но ведь он и после войны со своим зятем Назаренко, который, кстати, участвовал в военных действиях, продолжал консолидировать эмиграцию и заниматься антисоветской деятельностью. На протяжении всей своей жизни он боролся с Советским Союзом.

Часть наших казаков и часть историков уверена, что Науменко — герой, потому что сохранил регалии Кубанского казачьего войска и был ветераном Первой мировой войны. Но для нас героями являются те, кто вместе с нашими дедами и отцами воевал против гитлеровской Германии. Среди казаков тоже есть герои, которые не изменили своей Родине. И даже в эмиграции было много тех, кто воевал в Белом движении, но остался верен России и не стал сотрудничать с гитлеровцами, несмотря на ненависть к СССР. Поэтому мы считаем, что никаким образом нельзя обелять тех, кто сотрудничал с нацистами.

Да, мы знали, что музей по понедельникам закрыт для посетителей. Но сотрудники музея в этот день работают».

Активистов «Сути времени» в их протесте против музея им. Е.Д. Фелицына поддержал и краевой комитет КПРФ. Член бюро крайкома партии Александр Сафронов заявил в общении с корреспондентом портала Юга.ру, что выставка в Государственном историческом музее — это шаг к переписыванию истории и реабилитации нацизма.

Александр Сафронов

Александр Сафронов

член бюро крайкома КПРФ, видеоблогер

Александр Сафронов: «Идет активное разложение общества, и мы должны этому помешать»

«Лично я в пикете участия не принимаю. Но я вместе с региональным отделением КПРФ горячо поддерживаю организаторов, мы согласны с их целями и мнениями. Героизация и возвеличивание нацистских преступников недопустимы. Это фундаментальный момент.

Неделю назад музею сделан был официальный запрос, и пока никаких комментариев нет. А их мне очень интересно услышать. Ведь почему это важно? Мы вешаем портреты пособников фашистов чуть ли не в Кремле, а потом удивляемся, что у нас появляются мальчики Коли, которые рассказывают о «тяжелой судьбе ефрейтора вермахта».

Науменко хоть и казачий атаман, но преступник, который запятнал себя сотрудничеством с нацистской Германией, с войсками вермахта и СС. Существует огромное количество свидетельств и фактов, подтверждающих это. И все должны согласиться: возвеличивание нацистских преступников недопустимо. В любой форме.

Понимаете, как окно Овертона: просунул башку, потом коленочку, а потом уже ты и здесь — рассказываешь про то, какая история сложная вещь

Александр Сафронов

У вас есть выставка, которая рассказывает об истории казачества. Логично, если вы на этой выставке показываете все лучшее, что связано с казачеством. Нужно говорить о моментах триумфа, славы. А не рассказывать о затесавшемся в среде казачьего войска фашистском отребье. Ведь кубанским казакам есть чем гордиться.

Это ведь как с Маннергеймом. Вопрос в трендах. Сегодня — портрет в Кремле, завтра — мемориальная досочка на стене. Понимаете, как окно Овертона: просунул башку, потом коленочку, а потом уже ты здесь — рассказываешь про то, какая история сложная вещь.

Идет активное разложение общества, и мы должны этому помешать. Потому что в противном случае уже скоро начнутся разговоры про то, что у Власова была своя правда, что не все так однозначно».

Андрей Дюкарев

Андрей Дюкарев

историк, автор монографии о Вячеславе Науменко

Что говорят историки?

В 2001 году в Славянске-на-Кубани вышла первая монография, посвященная атаману Науменко. Ее автор — историк Андрей Дюкарев. В 2014 году он делал официальный запрос в Военную прокуратуру с целью узнать, является ли Науменко преступником. В комментарии порталу Юга.ру Дюкарев рассказал о том, что Науменко сотрудничал с нацистами, не принимал участия в военных действиях и не является нацистским преступником — ни в России, ни в США, где он жил после Великой Отечественной войны.

Андрей Дюкарев: «Историки должны говорить о фактах, а не об эмоциях»

«Мы должны отказаться от таких терминов, как «пособник нацизма», которые были свойственны советской историографии. Это термин с ярко выраженным эмоциональным оттенком, а историки должны говорить о фактах, а не об эмоциях.

Вопрос надо переформулировать по-другому. Сотрудничал ли атаман Науменко в период Второй мировой войны с представителями немецкого командования? Да, сотрудничал. Он никогда и не скрывал, что является врагом советской власти, что он не гражданин СССР. Но после войны Науменко признал, что он ошибался в своей надежде на немцев. А ведь немногие политики готовы признавать свои ошибки.

Науменко не занимал никакой военно-командной должности. Единственным его должностным участием в нацистских структурах было членство в Главном управлении казачьих войск вермахта. В принципе, это была чисто номинальная структура. Естественно, без позволения немцев они не могли составлять ни планов, ни разработок. И он не мог не состоять в этой структуре, т.к. все статусные представители казачьей эмиграции были вовлечены в военно-политические процессы, которые проходили на территории Европы в тот момент.

Науменко был атаманом, должностным лицом, он был вынужден входить в контакт с немецким руководством. Если бы он не сотрудничал с нацистами и показал свою принципиальность, пострадали бы многие кубанские казаки, проживавшие на территории Европы.

Науменко был атаманом, он был вынужден входить в контакт с немецким руководством. Если бы он не сотрудничал с нацистами, то пострадали бы многие кубанские казаки, проживавшие на территории Европы

Андрей Дюкарев

Часто приводят в пример генерал-лейтенанта Деникина, который, будучи в эмиграции, отказался от сотрудничества с немцами — но, при всем уважении к этой исторической фигуре, Деникин не был обременен должностью и ответственностью за людей, которые ему верят. В то время он был частным лицом. Науменко же был в иной ситуации.

В военных действиях Науменко участия не принимал. Он не находился на территории Советского Союза, не покидал Европу в то время. Насколько я знаю, из всей плеяды осужденных в 1947 году на территории Краснодарского края был только Султан-Гирей Клыч, который посещал Адыгею с целью пропаганды коллаборационистского движения среди адыгов.

Нацистским преступником Науменко тоже не признан. Два года назад я подавал запрос в Главную военную прокуратуру, которая занимается этими проблемами. Официальный ответ гласит, что против него не было возбуждено уголовное дело, что к нему нет претензий уголовного характера. Американцы в 1947 году тоже не нашли никаких претензий к нему, не объявили его нацистским преступником. Мы можем доверять им или нет, но такой факт есть. Ни в нашей стране, ни в США Науменко военным преступником не считается.

То есть мы имеем дело с тремя плоскостями. Де-юре Науменко не нацистский преступник, Главная военная прокуратура это официально подтверждает.  Де-факто он сотрудничал с нацистами, это исторический факт. Третий же аспект — этический. Наш народ таков, что мы не приемлем людей, которые находятся по другую сторону баррикад, в рядах наших врагов. И вот Науменко сейчас в полной степени испытывает моральное осуждение.  

Имеет ли он право на существование в нашей исторической памяти, в истории кубанского казачества, которое активно возрождается? Думаю, что на этот вопрос не надо отвечать, потому что атаман Науменко — это уже давно часть большой и сложной истории кубанского казачества».

  • Пикет возле музея Фелицына © Фото предоставлено ИА «Красная весна»
    Пикет возле музея Фелицына © Фото предоставлено ИА «Красная весна»
Виталий Бондарь

Виталий Бондарь

историк

Виталий Бондарь — один из главных краеведов, занимающихся вопросами историко-культурного наследия Кубани. Говоря о нацистах и Науменко, он акцентирует внимание не на связях кубанского атамана с вермахтом, а на том, что музейная экспозиция всегда находится вне политики.

Виталий Бондарь: «Музей отражает события вне политических или религиозных пристрастий»

«Я не специалист по фигуре Науменко, но в любом случае, даже если он и был пособником нацистов, — что, нельзя выставлять его портрет на исторической экспозиции? Это мне уже напоминает диссертацию [министра культуры РФ] Мединского: «Все, что делается в науке, должно служить целям государственной идеологии».

Музей отражает события вне политических или религиозных пристрастий. Экспозицию делает экспозиционер. В большинстве случаев это историк. Он отражает конкретную эпоху. Когда я еще работал в музее, мы делали выставку «Агрессия», на которой были вещи Гиммлера. Такие выставки тоже теперь будем запрещать?

Здесь же речь идет о выставке, посвященной истории кубанского казачества. Является ли Науменко частью этой истории? Бесспорно. Мы сейчас не говорим о его позиции во время Великой Отечественной войны. Но даже и власовские освободительные армии — они тоже часть нашей истории. Ведь такого масштаба коллаборационизма, как во время ВОВ, история России вообще не знала. Мы об этом тоже молчать будем? Чем больше мы замалчиваем — тем хуже. Молодое поколение хорошо чувствует фальшь».

Что думают про Науменко современные казаки?

С атаманом Науменко связана и веха в возрождении Кубанского казачьего войска. Его дочь, Наталья Назаренко, с конца 1990-х годов добивалась возвращения регалий Кубанского казачьего войска на родную Кубань. Последняя партия регалий была передана в музей им. Фелицына осенью 2011 года.

Бывший атаман ККВ и одна из ключевых фигур в возрождении кубанского казачества Владимир Громов был одним из тех, кто вместе с тогдашним губернатором края Николаем Кондратенко встречал дочь атамана Науменко в Краснодаре. В комментарии нашему порталу Громов рассказал о сложной и трагической биографии атамана Науменко.

Чем больше мы замалчиваем — тем хуже. Молодое поколение хорошо чувствует фальшь

Виталий Бондарь

Владимир Громов

Владимир Громов

казачий генерал, бывший атаман Кубанского казачьего войска, историк

Владимир Громов: «Мы все многим обязаны атаману Науменко»

«Вячеслав Григорьевич — личность достаточно сложная. Боевой генерал, герой Первой мировой войны, удостоенный наградного георгиевского оружия, который в 1920 году был избран атаманом Кубанского казачьего войска и возглавлял его до 1958 года, человек, который сумел сохранить регалии  войска.

Но да, была в истории его жизни полоса, которая не делает ему чести. Он пошел на сотрудничество с немцами и вошел в Главное командование казачьих войск вермахта. Чем он руководствовался — только лишь антисоветскими позициями? Или необходимостью сохранять казачьи регалии? Но тем не менее он оказался там, это было.

Но для нас, для казаков, самое главное в том, что Науменко смог сохранить регалии Кубанского казачьего войска. Когда он стал атаманом, основным смыслом его деятельности стало именно сохранение регалий. Но на это нужны были средства, которых не было. Поэтому он договорился с военным министерством Югославии, и до Второй мировой войны регалии были там. После начала бомбардировок Сербии регалии были упакованы в ящики, и всю Вторую мировую войну Науменко был при регалиях, не упускал их из своего виду.

После войны Науменко переехал в Америку по приглашению Общеказачьего центра. И даже в американской эмиграции, несмотря на очень большие трудности, ему удалось сохранить регалии.  Многие хотели, чтобы регалии перешли в общеказачье достояние, перестали быть собственностью Кубанского войска. Но Вячеслав Григорьевич не шел на уступки и даже в ущерб себе делал все возможное, чтобы регалии остались у нас. В этом плане мы все ему очень обязаны.

У нас в стране уже было такое — одних вычеркивали, других записывали. Но история — это точная наука. Нельзя продолжать переписывать историю

Владимир Громов, казачий генерал, историк

Кто бы ни хотел вычеркнуть Науменко из истории Кубани и кубанского войска — этого не случится. Пускай хоть три раза из штанов выпрыгнут — не будет этого. У нас в стране уже было такое — одних вычеркивали, других записывали. Но история — это точная наука. Нельзя продолжать ее переписывать. Я вот историк, например. И я не могу себе позволить заниматься фантазиями на историческую тему. А у нас, к сожалению, многие этим занимаются.

Да, Вячеслав Григорьевич — сложная личность. Нельзя его героизировать, когда речь идет о войне. Но ведь никто этого и не делает. Мы говорим, что есть такой человек, который служил Родине в Первую мировую войну, который возглавлял долгие годы Кубанское войско за рубежом, который сохранил регалии войска, и который, да, сотрудничал с нацистами. Но мы ему многим обязаны. У Вячеслава Григорьевича сложная и трагическая биография. Наверное, как и у всего нашего казачества. Но из истории его уже не вычеркнуть».

Что ответил краснодарский музей?

К вечеру 15 января представители музея им. Е.Д. Фелицына официально ответили на запрос активистов «Сути времени». Пресс-служба музея предоставила нашему порталу текст заявления заместителя генерального директора по науке Татьяны Павленко.

«[...] Впервые в Государственном историческом музее экспонируется часть коллекции Кубанских казачьих регалий, а также Георгиевские знамена, как свидетельство одной из самых ярких и памятных страниц российской военной истории — обороны города Севастополя в годы Крымской войны 1853–1856 гг.

По существу заданных Вами вопросов сообщаем: в экспозиции не представлены экспонаты, посвященные участию в Великой Отечественной войне части эмигрировавших за границу казаков в составе воинских формирований Вермахта и СС.

...В соответствии с ответом Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации, а также ответом Министерства обороны РФ Науменко В.Г. официально не признан военным преступником

Татьяна Павленко, замдиректора КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына

В.Г. Науменко упомянут в этикетаже предметов материальной культуры начала ХХ века в соответствии с атрибуцией в музейном фонде как хранитель регалий и реликвий Кубанского казачьего войска, в связи с этим в справочных материалах информации о его периоде жизни в нацистской Германии и членстве в Главном управлении казачьих войск Вермахта — нет.

Вместе с тем обращаем Ваше внимание, что в соответствии с ответом Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 года, а также ответом Министерства обороны Российской Федерации от 26 сентября 2013 года Науменко В.Г. к уголовной ответственности за сотрудничество с нацистской Германией не привлекался и официально не признан военным преступником».