Черкесского старейшину из Сочи осудили за траурный молебен, он объявил голодовку. Что вообще происходит?

  •  © Фото из личного архива Руслана Гвашева
    © Фото из личного архива Руслана Гвашева

Черкесского старейшину Руслана Гвашева осудили за организацию несогласованной акции в сочинском поселке Головинка. Его обвиняют в том, что он организовал траурный молебен в День памяти и скорби по жертвам Кавказской войны. Гвашев — бывший председатель Совета старейшин черкесов-шапсугов, который уже много лет борется за признание черкесов коренным народом Краснодарского края. Портал Юга.ру рассказывает о подробностях ситуации.

День памяти и скорби по жертвам Кавказской войны

21 мая — День памяти и скорби по жертвам Кавказской войны. В этот день в 1864 году был проведен военный парад в честь победы над горскими народами, положивший конец Кавказской войне. Народам Западного Кавказа было предложено либо принять подданство России и уйти на равнину, либо переселиться в Османскую империю. В результате большая часть черкесского населения была депортирована из своего родного края. При депортации погибло множество людей.

День памяти ежегодно отмечается адыго-абхазскими народами. В республиках Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия проходят десятки траурных мероприятий. В Кабардино-Балкарии 21 мая — нерабочий день.

В этот день памятные мероприятия проходят и в шапсугских поселениях на Черноморском побережье. Черкесы традиционно с поминальными лепешками в руках отправляются к берегу моря и пускают по воде траурные венки. Эти венки — дань памяти погибшим во время Кавказской войны, а также тем, кто утонул в Черном море во время переселения в Османскую империю. В подобных мероприятиях ежегодно участвуют сотни человек.

Этот памятный день также широко отмечается митингами и шествиями в странах с крупной черкесской диаспорой, таких как Турция, Германия, США, Иордания, а также в других странах Ближнего Востока.

Несанкционированный траурный молебен

21 мая 2017 года День памяти и скорби по жертвам Кавказской войны отмечали и в сочинском поселке Головинка. К священному для черкесов Тюльпановому дереву на траурный молебен приехали около 300 человек из разных городов России. Также на мероприятии было много полицейских.

В молебне участвовал и Руслан Гвашев, бывший председатель Совета старейшин черкесов-шапсугов. На правах старейшины он обратился к присутствующим и, по его словам, «на забытом адыгском языке призвал помнить наших предков».

После молебна, который длился около 20 минут, собравшимся раздали поминальные лепешки. Затем по традиции все вышли к берегу моря и опустили на воду поминальные венки.

Утром 2 июня правозащитник Валерий Хатажуков сообщил о задержании Руслана Гвашева. Черкесского старейшину забрали и повезли в суд для вынесения приговора по делу об организации несогласованной акции в День памяти и скорби по жертвам Кавказской войны.

Сам Гвашев заявил, что ни к каким противоправный действиям на молебне он не призывал. Однако он также сказал, что «не интересовался о том, являлось ли мероприятие согласованным». По его мнению, «адыгов не нужно собирать и оповещать, много лет 21 мая все сами собираются возле Тюльпанового дерева, за свой счет пекут лепешки. Это день единения черкесов».

...Адыгов не нужно собирать и оповещать, много лет 21 мая все сами собираются возле Тюльпанового дерева, за свой счет пекут лепешки. Это день единения черкесов

Руслан Гвашев

Суд и проблемы со здоровьем

В день задержания Гвашева Лазаревский районный суд Сочи признал его виновным в организации несогласованной акции по части 1 статьи 20.2 КоАП РФ и оштрафовал на 10 тыс. рублей. Обвиняемый настаивал на своей невиновности, назвал судебное решение издевательским и сообщил, что собирается его обжаловать.

«1 июня мне позвонили из Лазаревского районного суда и предупредили, что заседание по моему административному делу назначено на 2 июня. Я сказал, что у меня умерла родственница и что на 2 июня назначены похороны, я не могу присутствовать. Утром ко мне в дом пришли судебный пристав и полицейский с постановлением о моем принудительном приводе в суд», — рассказал Руслан Гвашев.

Также он напомнил, что является инвалидом — два года назад ему ампутировали ногу. Суд же, по его словам, «оказался не оборудован для людей с ограниченными возможностями, и мне пришлось подниматься по лестнице несколько этажей».

Затем Гвашеву стало плохо, в суд вызвали скорую. «Оказалось, у меня гипертонический криз, хотели госпитализировать. Судья заседание не перенесла, мне поставили уколы и предоставили дежурного адвоката», — сообщил Гвашев.

За участие в траурном молебне был оштрафован также Айдамир Басто. Его задержали еще во время молебна. Сумма штрафа для Басто составила 30 тыс. рублей. Он также собирался обжаловать решение суда, однако Краснодарский краевой суд жалобу отклонил.

Кассацию Гвашева Краснодарский краевой суд принял к рассмотрению. Заседание должно было состояться 19 июля. Сам Гвашев заявил, что обязательно лично будет участвовать в процессе: «Для меня является принципиальным отстоять право на молебен по трагически погибшим в той кровавой войне предкам».

Накануне заседания Гвашева госпитализировали с подозрением на инфаркт. Как отметила адвокат Марина Дубровина, Гвашев «был с товарищами и родственниками и сильно переживал перед заседанием суда, потом ему стало плохо». Рассмотрение жалобы в суде перенесли на 2 августа.

Оказалось, у меня гипертонический криз, хотели госпитализировать. Судья заседание не перенесла, мне поставили уколы и предоставили дежурного адвоката

Руслан Гвашев

На следующий день подозрение на инфаркт подтвердилось, Гвашеву в больнице провели шунтирование. В конце июля состояние Гвашева стало удовлетворительным, и врачи выписали его из больницы.

2 августа Краснодарский краевой суд отменил штраф, выписанный Гвашеву. «Краевой суд постановил вернуть дело в Лазаревский районный суд на пересмотр из-за множественных нарушений», — рассказала адвокат Марина Дубровина. Руслан Гвашев присутствовал на заседании и заявил, что хотя справедливость и восторжествовала, но он будет требовать своей полной реабилитации и судиться дальше.

Однако 30 августа Лазаревский районный суд Сочи повторно рассмотрел дело о проведении молебна в поселке Головинка и оставил в силе штраф Гвашеву. Заседание состоялось несмотря на то, что на нем не смогла присутствовать адвокат Гвашева Марина Дубровина. Она заранее уведомила об этом суд и ходатайствовала о переносе заседания. Однако суд ее заявление не принял.

«Мне назначили адвоката, которому дали 15 минут на ознакомление с делом. Он поговорил с моим адвокатом по телефону. В суде он заявил, что отказывается меня защищать, поскольку не знает всех тонкостей и поскольку у меня уже есть адвокат. Он так и сказал, что судья нарушает мои права на защиту», — рассказал Гвашев.

Также он отметил, что на заседании присутствовал участковый поселка Головинка. По словам Гвашева, участковый заявил, что «никакого правонарушения не было» и что «наказать Гвашева ему приказали начальник и куратор из ФСБ».

...Участковый заявил, что «никакого правонарушения не было» и что «наказать Гвашева ему приказали начальник и куратор из ФСБ»

Голодовка

11 сентября Гвашев объявил голодовку протеста из-за решений сочинского суда. «Здесь и сейчас я, Руслан Гвашев, объявляю о начале мной бессрочной голодовки! Это мой протест против несправедливостей к моему народу и судилища, устроенного властями в отношении меня лично», — написал он на своей странице в Facebook.

Также старейшина записал видеообращение и выложил его на YouTube.

Вместе с этим Гвашев направил еще одну жалобу на решение суда. В ней он ссылается на справку Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований, в которой Тюльпановое дерево в Головинке определено как объект традиционной религиозной культуры адыгов, является местом поклонения и отправления религиозных культов (молебнов), в том числе поминальных.

Гвашев указывает, что ничего не нарушал, так как в местах паломничества, согласно ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», богослужения, другие религиозные обряды и церемонии совершаются беспрепятственно.

На следующий день, 12 сентября, Гвашев заявил об ухудшении самочувствия. Также стало известно, что он отказался от приема жизненно важных лекарств, назначенных ему после операции на сердце.

Адвокат Гвашева Марина Дубровина заявила, что была категорически против голодовки активиста. Переубедить своего подзащитного она не смогла. Также прекратить голодовку Гвашева просили многие черкесские активисты.

«Уговорить Гвашева прекратить голодовку не удается. Мы готовим обращение к председателю Краснодарского краевого суда, еще раз аргументируем свою позицию, что молебен не имеет ничего общего с митингом. Будем просить, чтобы рассмотрели это дело честно», — сообщил правозащитник Хатажуков.

Сам же Гвашев сообщил, что он не собирается прекращать голодовку. «Я решил, что своей смертью докажу, насколько важен для адыга молебен в день памяти безвинно убиенных черкесов. О голодовке я объявил официально Совету старейшин, я не намерен отступать от своих слов».

Гвашев держит голодовку уже девятый день.

Реакция со стороны черкесской общественности

Суд над черкесским старейшиной вызвал широкий резонанс среди адыгов. Так, например, Группа черкесских активистов в Адыгее подготовила обращение в Краснодарский край, в Генпрокуратуру, в Верховный суд РФ и в Конституционный суд РФ. В нем говорится, что «привлечение к суду старейшины "Адыгэ Хасэ" Гвашева адыгская общественность восприняла как определенный вызов против духовных институтов адыгского народа и ущемление прав автохтонного народа на память».

Майкопская организация «Адыгэ Хасэ — Черкесский совет» в эти дни провела совещание, где было решено направить протест в адрес губернатора Краснодарского края, в Общественную палату и уполномоченному по правам человека в Краснодарском крае, к нынешнему главе Адыгеи Мурату Кумпилову.

В Турции представители Федерации кавказских и черкесских ассоциаций также выступили с требованием немедленно отменить наказание Гвашеву и отметили, что «отрицание исторической несправедливости может вести за собой усиление недовольства и конфликт».

Гвашев отказался от приема жизненно важных лекарств, назначенных ему после операции на сердце

Также свою обеспокоенность происходящим высказали и отдельные активисты. Среди них Шамсудин Негуч из Адыгеи, Аида Герг и Аслан Бешто из Кабардино-Балкарии, Андзор Кабард из США, а также Заур Гедуадже из Германии.

Еще в июне руководители общественных организаций Абхазии обратились к полномочному представителю президента России в Южном федеральном округе Владимиру Устинову и губернатору Краснодарского края Вениамину Кондратьеву. В их обращении говорилось о том, что штраф Гвашеву — это «акт неуважения к исторической памяти адыгского народа, пренебрежение его традициями и культурой».

Тогда же ученые Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований заявили, что преследование Гвашева связано с пренебрежительным отношением или незнанием обычаев и традиций адыгов.

Кто такой Руслан Гвашев?

Руслан Гвашев — бывший председатель Совета старейшин черкесов-шапсугов. Активно борется за признание черкесов коренным народом, а также внесение их в Устав Краснодарского края.

«Адыги до сих пор не внесены в Устав Краснодарского края в качестве коренного народа. Хотя тема поднимается адыгскими активистами уже более 20 лет. Нас опасаются. Не понимаю, чего нас опасаться. Мы хотим быть равноправными гражданами, оставаясь адыгами, черкесами. Запишите нас в Устав Краснодарского края. Обещания решить этот вопрос я получал от первых лиц края на протяжении нескольких лет, подобные обещания звучат во время выборных кампаний, однако после выборов ничего не меняется. 20 лет нас не слышат», — заявлял Гвашев в прошлом году.

Нас опасаются. Не понимаю, чего нас опасаться. Мы хотим быть равноправными гражданами, оставаясь адыгами, черкесами. Запишите нас в Устав Краснодарского края

Руслан Гвашев

Как сообщает «Кавказский узел», Гвашев родился в 1950 году в ауле Большой Кичмай Лазаревского района города Сочи.

В 1989 году Гвашев участвовал в организации Конфедерации горских народов Кавказа, где был избран ее вице-президентом.

С 1989 по 1991 год Гвашев был заместителем председателя Хасэ причерноморских шапсугов.

С 1991 по 1995 год был вице-президентом от шапсугов первого созыва Всемирной черкесской ассоциации.

В 1992 году было подписано Постановление № 3016/1-1 Президиума Верховного Совета Российской Федерации «О создании Шапсугского национального района в составе Краснодарского края». Гвашев был одним из активистов, которые выступали за принятие этого постановления.

С 1992 по 1994 год занимал пост председателя Конгресса адыгов-шапсугов Причерноморья.

Руслан Гвашев принимал участие в Абхазо-грузинской войне. 19 февраля 1993 года Гвашев был назначен руководителем оперативного штаб Конфедерации народов Кавказа в Гудауте — главного центра по работе с добровольцами, прибывавшими со всего Северного Кавказа на защиту Абхазии. В течение четырех месяцев возглавлял штаб — до момента, пока не был парализован. Имеет звание полковника абхазской армии.

В начале 1995 года был задержан вместе с другими черкесскими активистами в Нальчике. Они проводили митинги с требованием остановить войну в Чечне. После акций протеста, проведенных международными черкесскими активистами в ряде стран (Турции, Израиле, Иордании, Сирии), задержанные были отпущены. Митинги в Нальчике снимали на видео волонтеры черкесского движения и отправляли в Москву, где вечером кадры попадали в эфир. Гвашев был арестован на 10 дней, в течение которых держал голодовку.

Принимал участие в создании первой Конституции Республики Адыгея, принятой 10 марта 1995 года.

С апреля 2011 по октябрь 2013 года Руслан Гвашев был председателем Совета старейшин адыгов-шапсугов Причерноморья.

«Город рассчитан на 300 тыс. человек»
4 декабря, 17:37
«Город рассчитан на 300 тыс. человек»
Власти рассказали, как будут бороться с пробками в Краснодаре
«Краснодар планово уходит под землю»
Вчера, 13:15
«Краснодар планово уходит под землю»
На улице Московской образовался третий провал