Гельман и Краснодар: Алхимическая свадьба

  • Марат Гельман © Елена Синеок. ЮГА.ру
    Марат Гельман © Елена Синеок. ЮГА.ру

Все началось в феврале 2012 года – с сообщения губернатора Ткачева в своем твиттере: "Встретился с Маратом Гельманом. Обсудил с ним новый культпроект для Краснодара".

Через месяц политтехнолог и один из главных российских начинателей в области современного искусства приехал в Краснодар. Проведя в городе три дня, Гельман рассказал о принятом совместно с краевыми властями решении создать краснодарский музей (центр) современного искусства, а также озвучил планы на будущее: первые выставки к ближайшей Ночи музеев, большой старт проекта в сентябре и готовый музей к Олимпиаде 2014 года.
Приезд Гельмана с энтузиазмом восприняла молодежь и часть творческого сообщества города, с главным идеологом проекта музея прошли открытые встречи, а в сети Facebook создана группа КРАБ (Краснодарская Арт-База), объединяющая людей, заинтересованных в новом проекте.

- Гельман – яркая медийная личность, которая вызывает много "за" и много "против". Но он, без сомнения, имеет публичную репутацию менеджера, умеющего делать такие масштабные проекты, как музей современного искусства, – комментирует появление Гельмана в Краснодаре учредитель краснодарского Центра развития социально-культурных проектов "Своя траектория" Светлана Рубашкина. – При этом он создает не просто музей, а центр, где начинает бурлить творческая жизнь города и формируется особое сообщество. Яркий тому пример – "Винзавод" в Москве: место,  где встречаешься с новыми идеями, новым взглядом на разные сферы жизни, не только на искусство, с людьми, которые хотят развиваться. Для сообщества Краснодара – такой центр, на мой взгляд, актуален. У нас много людей с желанием что-то сделать, но почему-то (вот вопрос) они между собой трудно связываются. ЦСИ мог бы стать их общей площадкой. Местные арт-менеджеры тоже найдутся – как только появится ориентир. Тренд рождает деятелей. Поэтому мне интересно посмотреть, что предложит Гельман на выставке 15 мая.

Однако краевой администрацией за прошедшие полтора месяца не было озвучено четкого решения создать музей: какой именно культпроект имел в виду губернатор, когда писал в твиттере о встрече с галеристом, он сам официально не уточнил. Это обращает на себя внимание в контексте ясно озвученного и Александром Ткачевым, и вице-губернатором Галиной Золиной решения построить в Краснодаре новый Театр оперы и балета. Что помешало главе региона упомянуть в своей речи на инаугурации вместе с театром и будущий музей современного искусства? Следует ли понимать, что власти сделали шаг, но потом решили проявить осторожность?

- Мне представляется, что на российском арт-рынке Гельман – фигура влиятельная, компетентная, обладающая большими связями, харизмой,  уверен, у нас людей такого уровня немного, но смущает, что в нынешней России современное искусство находится в очень опасной, конфликтной зоне, – размышляет президент некоммерческого партнерства "Центр развития творческих индустрий" (Санкт-Петербург) Дмитрий Миньков,  недавно вернувшийся с Пермского форума "Человек. Общество. Страна". – И многие происходящие в современном искусстве или около него события демонстрируют, что с этой материей нужно работать крайне осторожно. Ставка на одного человека с его представлениями о добре и зле, его стратегиями и личностными интересами, может быть чревата обострением существующих конфликтов. Гельман – человек весьма политизированный, порой резкий, и это неплохо –  аморфные фигуры приводят не к центру современного искусства, а к центру несовременного неискусства. Но то, что я недавно видел в курируемом им музее современного искусства в Перми (не знаю, насколько Марат Гельман имел отношение к той конкретной выставке) в очередной раз заставило меня по-человечески удивиться:  зачем обострять и без того острую ситуацию? Да, провокация – неотъемлемая часть современного искусства. Но должен ли музей современного искусства как иституция и сам быть провокационным – для меня это вопрос.

Действительно, конфликт с ортодоксальной частью кубанского сообщества начал разгораться почти сразу после появления Марата Гельмана в городе и с каждым днем становится горячее. "Гражданские активист" заявили о подготовке пикетов против "гельманизации", а высшее духовенство Екатеринодарской и даже Ставропольской епархий открыто обратилось к губернатору Кубани с просьбой не проводить в Краснодаре выставки, организованные Гельманом.

Вскоре последовал и ответ краевой администрации: пикеты против "гельманизации" не были разрешены, а пресс-службой губернатора было распространено заявление губернатора, в котором говорилось: "Право на жизнь имеют разные точки зрения, в том числе и в искусстве". Текст хотя и доказывает, что Ткачев не поддержит войну против Гельмана, все же удивляет подчеркнутым "ни рубля из бюджета края на этот проект не выделяется". А также содержит реплику, которую можно расценить как предупреждение: "Если, действительно, на его выставке будет представлено то, что идет в разрез с моральными ценностями, верой, нравственностью и законом, то мы не будем сотрудничать".

- Марат ни с кем воевать не будет, – говорит помощница галериста Дарья Фейгина,  уже месяц находящаяся в Краснодаре и занятая подготовкой выставок. – Проблем ему хватает. Нужно сохранять проект в Перми. Галерея в Москве закрылась. Тверской ЦСИ в коме. В Новосибирске пытались запретить выставку. Но в столицу Кубани его позвал губернатор. Проведем аналогию с бизнесом: вот приглашают компанию в город, она начинает строить завод, а ей говорят – здесь строить нельзя, тут не ходить, вот это слишком дорого стоит, а вот здесь мы вам запрещаем. Ни один бизнес не захочет работать на такой территории. То, о чем говорил губернатор с Маратом вначале – совсем не то, что сейчас происходит. А ведь в Краснодаре современные жители, много художников федерального и даже мирового уровня, этот город готов к центру современного искусства, к профессиональной институции. Мы не встретили ни одного человека, который бы сказал, что то, что мы делаем, не нужно городу.

Что же произойдет после 15 мая, когда Краснодар увидит те самые выставки? Сам Марат Гельман еще в апреле написал в Facebbok: "Быть или не быть музею, зависит от майской презентации".

Главную экспозицию – выставку Icons на религиозную тематику – одобрил глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин. Однако противники Гельмана будут искать и, вероятно, найдут поводы для новых обвинений в безнравственности и провокативности представленного Краснодару искусства. Все это, возможно, создаст настоящий ажиотаж вокруг выставок, их придет посмотреть весь город, тем самым доказав, что Гельман умеет привести зрителя на свои выставки.

- Нужно или не нужно современное искусство – решение в конечном итоге принимает зритель, – говорит директор Кубанского казачьего хора Анатолий Арефьев. – Я считаю, что когда на Кубань, которая всегда была сильна талантами в области традиционных искусств, приходят современные художники, в этом нет ничего отрицательного. Если есть высокий творческий результат и талант, а не только технологии и маркетинговые уловки, то и зрительские симпатии можно гарантировать. Главное, чтобы этот проект был не в ущерб традиционной культуре Кубани. Здесь не центральная полоса России, здесь крепки национальные интересы – казачьи, адыгейские, армянские, греческие и так далее. Непродуманные эксперименты, чреватые провоцированием конфликтов в области этих национальных интересов, вряд ли здесь пройдут. Это надо понимать, и как мне кажется, Марат Гельман не может этого не учитывать.

К чему готовится сам организатор?
- В Перми все началось с того, что мы сделали выставку. Потом, вдруг, неожиданно, на эту выставку пришло 45 тысяч человек, и губернатор предложил создать музей, – так рассказывал сам Гельман о создании центра современного искусства PERM на одной из краснодарских встреч.  –  Сейчас, после пермского проекта, я чуть-чуть волнуюсь, что ожидания уже сформированы в каком- то смысле и у губернатора, и у публики, а действовать надо последовательно.
Арт-менеджер считает, что не нужно бояться людей, которые начали в Краснодаре громкую компанию "против", главная проблема, говорит он,  это скептики.

- Поддержка современного искусства в крае, конечно, нужна, – выступает в роли скептика журналист Нина Шилоносова. – Но лучше бы она выражалась в простой и ясной формуле – "не мешать". А у нас несколько лет назад даже невинная весенняя выставка "ню" приказала долго жить. Мне видится, что было бы совсем неплохо иметь центр современного искусства в нашем передовом – во многих отношениях – регионе. Но для его появления должны быть более серьезные предпосылки, нежели политическая воля. По указке сверху искусство не прорастает. Скорее, могли бы быть созданы некие преференции для появления арт-бизнеса. Ну и кто будет выступать в роли драйвера – важно. И потому, что "ведь нет пророка в своем отечестве", и потому, что нужен некий отстраненный взгляд. Но есть другая сторона вопроса, которая не менее важна. Политик не может не считаться с особенностями менталитета коренных жителей территории, которой руководит. И некоторые позиции в кубанском случае обязательно вступают в идеологический конфликт. Уж на что уральцы народ толерантный, и то "культурную экспансию москвичей" восприняли в штыки (а я родом из Перми, и знаю про это не только из СМИ).  Сдается мне, что наша власть не совсем понимала сути проекта Марата Гельмана, когда приглашала его. И, честно, ей не позавидуешь: надо "замуж выйти и в девках остаться".

Тем не менее, даже если "свадьбу" отменят, польза от истории с "интересным, креативным человеком" (как написал в твиттере Александр Ткачев) для Краснодара уже есть. Возникает ощущение "точки росы" в развитии художественного и креативного сообщества города: "водяной пар" ожиданий превратился в четкую цель – создавать институции.
В том числе, кстати, и потому, что без них Краснодар не сможет предъявить urbi et orbi реальный образ развитого мегаполиса ни в 2014, ни в 2018 году. Для зрителя, особенно южного, позитивно настроенного, конечно, не очень удобно, что современное искусство неотделимо от гражданских рефлексий, но таким неудобным оно было всегда, просто потом становилось классикой.

В этом смысле, можно предсказать и то, что будущий Театр оперы и балета, начав рост с сегодняшних краснодарских Музыкального театра и Театра балета Григоровича, в какой-то момент тоже обратится к новейшим, вызывающим бурные споры постановкам и тем самым докажет, что любое искусство стремится к поиску.

Не стоит исключать вероятности, что власти утвердят идею ЦСИ, но назначат местного менеджера. При всех открывающихся плюсах такого решения, все представляется, что качество выставок от куратора без больших связей будет разным, а значит и высокая посещаемость музея останется под вопросом.

Тем не менее, сам факт, что губернатор придал значение теме современного искусства и открыто поддержал ряд незаурядных выставок – громкое событие в культурной жизни Кубани.

Смотрите также

Марат Гельман: Про ICONS, иконы и искру Божью (интервью)

Марат Гельман: О краснодарском чуде, героях и казаках-хиппи (интервью)