Отключать боль можно через воздействие на ДНК

Ученые обнаружили, что разница в восприятии боли и болевой порог определяется генетически.

Разница между ребенком, который смеется, разбив колени, и тем, кто плачет от маленького пореза, может заключаться в различии их ДНК. По-видимому, даже небольшие изменения в определенном гене могут влиять на чувствительность людей к боли, пишет ScienceNOW.

В результате пятилетнего исследования международная группа специалистов из Великобритании и Австралии установила, что причиной ряда болевых расстройств являются мутации в гене SCN9A. Данный ген кодирует белок, образующий натриевый канал в мембране клетки, который играет важную роль в процессе ее возбуждения. Если из-за мутации в гене образуется дефектный белок, и натриевые каналы открываются слишком легко или не способны закрыться, пациента будут мучить чрезвычайно сильные боли. В случае, когда белок не функционирует вовсе, пациенты не способны ощутить боль.

"Мы предположили, что достаточно безвредное изменение гена, которое не вызывает таких патологий, может привести к изменению степени болевого порога", – пояснил специалист в области медицинской генетики Университета Кембриджа Джеффри Вудс, который и обнаружил генетический механизм, приводящий к исчезновению болевой чувствительности.
Вместе с коллегами Вудс изучил изменения в гене SCN9A у 578 пациентов с остеоартрозом. Ориентируясь на тяжесть состояния, ученые проверили связь уровня болевой чувствительности пациентов с любым из 27 тонких генетических нарушений в SCN9A, известных как однонуклеотидный полиморфизм (SNP).

Один из вариантов полиморфизма, который был обнаружен у 10% испытуемых, был ассоциирован с наиболее мучительными болевыми ощущениями по сравнению с остальными пациентами.
После этого исследователи провели сравнительный анализ в четырех других группах пациентов, которые испытывали боль: 195 финнов с пояснично-крестцовым радикулитом; 100 датчан с ампутированными конечностями, некоторые из которых страдали от фантомных болей в отсутствующих конечностях; 179 пациентов с поясничными дисками, удаленными в целях терапии болей в пояснице, и 200 пациентов с панкреатитом. При объединении полученных данных статистическая значимость полученных результатов оказалась еще более выраженной. Экспериментальное обследование группы из 186 здоровых женщин показало, что испытуемых с данным вариантом полиморфизма также обладают более низким порогом чувствительности к боли.

Специалисты также попытались определить механизм действия SNP. При наблюдении соответственно измененного гена SCN9A в клетках почек выяснилось, что натриевые каналы в данных клетках закрываются "чуть менее эффективно", отметил Вудс.

Как сообщали ЮГА.ру, американские ученые установили, что обезболивающие препараты за последние годы привели к большему числу смертей, чем незаконные наркотики, такие как героин и кокаин.

Также установлено, что люди действительно способны физически ощущать боль другого человека. Это вызвано тем, что при наблюдении чужой боли усиливается активность в отделах головного мозга, отвечающих за восприятие боли. Ранее ученые из Лондонского университетского колледжа продемонстрировали, что информация о переживании боли ближним вызывает в мозгу у человека возбуждение болевых центров, то есть буквально – сочувствие или сострадание. Как выяснилось, преимущественно сочувствие вызывают честные люди, к нечестным же сочувственно относятся только женщины.

Кроме того, способность к сопереживанию (эмпатии), ранее считавшаяся свойственной только человеку, есть и у животных. Канадские исследователи доказали, что зрелище чужих страданий повышает чувствительность мышей к собственным болевым ощущениям. Однако этот эффект проявляется лишь в том случае, если "страдающая" мышь перед этим жила вместе с подопытной не менее двух недель.