Спецпроект «Историческая среда» подготовлен при поддержке строительной компании «Краснодар Сити»

Новая жизнь старого города. Краснодар, которому повезло

  •  © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    © Фото Елены Синеок, Юга.ру

В конце марта в материале «Невечный город» портал Юга.ру рассказывал о том, как в Краснодаре защищают памятники архитектуры. Результаты недавнего мониторинга исторических зданий города оказались плачевными — 70% нуждаются в ремонте, а 26 объектов находятся в критическом состоянии.

Однако некоторым краснодарским зданиям повезло — их отремонтировали и дали им новую жизнь. 

  • Длинная, 120. Баня купца М.М. Лихацкого, 1893 г., архитектор Н.Д. Малама © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Длинная, 120. Баня купца М.М. Лихацкого, 1893 г., архитектор Н.Д. Малама © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Удивительно, но в Краснодаре есть и удачные примеры того, как историческое здание оказалось нужным и востребованным в современных реалиях. В двух шагах от мэрии, на углу улиц Красноармейской и Длинной расположен не только находящийся в аварийном состоянии дом Кубанской общины сестер милосердия. Там же, на Длинной, находится баня купца Лихацкого. Дому — 125 лет, но выглядит он на зависть многим современным объектам. Здание было реконструировано, и сейчас в нем располагается один из коммерческих банков.

  • Коммунаров, 61. Баня А.М. Виноградского, 1912 г. © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Коммунаров, 61. Баня А.М. Виноградского, 1912 г. © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Еще одна бывшая баня — на углу улиц Коммунаров и Гимназической — также стала банком. Долгие годы там располагалась городская химчистка, а сегодня это одно из самых красивых зданий Краснодара. Но для этого специалистам из управления охраны культурного наследия пришлось серьезно потрудиться. Изначально банк хотел закрыть здание вентилируемым фасадом. Но в итоге провел реконструкцию как положено.

Роман Семихатский, руководитель управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края:

— Объект может занимать любой собственник, главное, чтобы он выполнял требования, предусмотренные законодательством. И мы абсолютно не возражаем, чтобы исторические здания занимали банки или другие коммерческие фирмы.

При общении с инвесторами я услышал, что становится престижным иметь в собственности красивое здание, являющееся объектом культурного наследия. У нас есть сейчас такие примеры в Краснодаре, когда инвесторы заходят на объект не с целью извлечения прибыли, а в качестве имиджевого мероприятия. В том числе и банки, для которых престижно и статусно владеть такими зданиями.

  • Коммунаров, 63. Дом жилой, конец XIX в. © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Коммунаров, 63. Дом жилой, конец XIX в. © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Впрочем, везет не всем, и банки не могут выкупить каждое историческое здание в городе. Через дорогу от бывшей бани Виноградского расположен жилой дом конца XIX века. Владельцы здания, в котором в 1900-е годы действовал марксистский кружок, сейчас бездействуют. А фасадом, который мог украшать открытки с лучшими видами Краснодара, сейчас можно разве что пугать приезжих.

  •  © Фото Юга.ру
    © Фото Юга.ру

10 лет назад старинный особняк на улице Фрунзе тоже выглядел не лучшим образом. Краснодарка Елена Коняхина влюбилась в дом с вековой историей, вместе с мужем выкупила его и занялась восстановлением. Сегодня дом выглядит так, как в идеале и должны выглядеть памятники архитектуры.

К входной группе было пристроена совершенно уродливая шлакоблочная конструкция...

Елена Коняхина: 

— Несмотря на то что у здания было охранное свидетельство, в 2007 году оно находилось в ужасающем состоянии. К входной группе было пристроена совершенно уродливая шлакоблочная конструкция, и самое интересное, что эта пристройка была каким-то образом узаконена. Раньше на месте этой пристройки было чугунное кованое крыльцо, но на тот момент его уже не существовало. Мы восстановили его по старинным чертежам.

  •  © Фото Юга.ру
    © Фото Юга.ру

На восстановление этого памятника архитектуры у нас ушло 10 лет. Мы искали чертежи, изучали литературу, ходили по архивам, восстанавливали утерянные детали фасада по фотографиям. Выяснили, что автором проекта является знаменитый архитектор Александр Андреевич Козлов, который оставил огромный след в архитектуре нашего города.

Никакой помощи от государства мы не получали. Реставрация шла очень долго и сложно. Все делали сами. Приходилось согласовывать все — цвет фасада, размещение номера, почтового ящика. На нашем доме висит табличка с указанием того, что это памятник архитектуры, но без указания того, кто его восстанавливал. Единственное, что нам разрешили сделать, — нанести дату на второй картуш на фасаде здания. На одном картуше — 1913 год, на втором — 2013 год. Это дало нам основание написать на чугунном козырьке слово «ВЕК», которое также является сокращением наших с мужем имен и фамилии.

  • Фрунзе, 37. Дом жилой, 1913 г. © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Фрунзе, 37. Дом жилой, 1913 г. © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Посмотрите на Краснодар — город был красивый, каменный, кованый, ажурный. А что сейчас с ним сделали? Но ведь можно и нужно как-то это исправить. Мы с мужем внесли свою лепту. Мы для этого и приобретали здание, чтобы можно было восстановить фасад дома и восстановить таким образом историческую справедливость и его красоту. На сегодняшний день этот дом — наша с мужем гордость. Мы рады, что нам удалось воссоздать эту красоту и украсить всю улицу. Сейчас собираемся дальше продвигать этот проект музея начала ХХ века и постепенно занимаемся и развиваем его.

Я бы с удовольствием участвовала в реставрации краснодарских памятников архитектуры, но вы сами понимаете, какой тяжелый это труд. На восстановление одного здания мы потратили 10 лет. Но когда я вижу, как мимо проходят люди, останавливаются и начинают восторженно разглядывать детали, я понимаю, что мы это делали не зря.

Роман Семихатский:

— Да, процесс реставрации очень сложный — во-первых, надо получить разрешение на обследование здания, привлечь организацию, имеющую лицензию на работу с объектами культурного наследия, затем согласовать с нашим управлением задание на проектирование, разработать проект реставрации в лицензированной организации, согласовать проект реставрации, пройти экспертизу, привлечь к работе лицензированную организацию, провести реставрацию и совместно с управлением принять выполненные работы. Алгоритм — сложный. Но это не бюрократия, это законы Российской Федерации.

  • Красная, 18. Дом купца Никитина, 1888-1900 гг. © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Красная, 18. Дом купца Никитина, 1888-1900 гг. © Фото Елены Синеок, Юга.ру

В минувшем году в реставрацию объектов культурного наследия было вложено более 270 млн рублей. Это краевые, федеральные средства и значительная часть денег от частных лиц и инвесторов. По словам чиновников, работы будут продолжаться и в 2018 году.

Роман Семихатский:

— Сейчас идет очень активная работа по зданию Дома офицеров на Красноармейской и Ленина. В ближайшее время оно будет отреставрировано за счет краевых средств. Есть поручение губернатора, и сейчас активно ведется проектирование.

Очень хороший объект был отреставрирован за счет федеральных средств — здание консерватории на Красной, 18. Сложно шли работы, приходилось разговаривать с подрядчиком, регулярно ходить на объект и смотреть за ходом работ. У нас были замечания и претензии, но подрядчик их старался принимать во внимание и реагировать. На сегодняшний день у нас там работы завершены и объект отреставрирован. И это все за счет федеральных средств — около 50 млн рублей федерального бюджета в 2017 году пришли на объекты в Краснодаре.

  • Красная, 18. Дом купца Никитина, 1888-1900 гг. © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Красная, 18. Дом купца Никитина, 1888-1900 гг. © Фото Елены Синеок, Юга.ру
  • Красная, 18. Дом купца Никитина, 1888-1900 гг. © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Красная, 18. Дом купца Никитина, 1888-1900 гг. © Фото Елены Синеок, Юга.ру

P. S.
Мы очень хотели порадоваться за свежеотреставрированное здание консерватории, но не смогли. Прошла зима, и похоже, что объект культурного наследия федерального значения, известный как «Дом купца Никитина» (ул. Красная, 18), вновь нуждается в помощи. Панели, расположенные на нижней части фасада здания, облупились и выглядят так, как будто никакого ремонта в здании консерватории и не было. Кто виноват? И что теперь делать, чтобы деньги на очередную реставрацию не вылетели в трубу?