Как победить пробки из-за футбола? Городские активисты предлагают мэрии Краснодара и Галицкому свой рецепт

  •  © Фото Дмитрия Воронова, «Городские решения»
    © Фото Дмитрия Воронова, «Городские решения»

Новый стадион ФК «Краснодар» — это не только одно из лучших спортивных сооружений нашей страны и великолепный парк, привлекающий десятки тысяч краснодарцев. Это еще и бесконечные пробки, достигающие своего пика в дни футбольных матчей. Как уменьшить поток машин и сделать так, чтобы добираться на стадион стало легче? Общественная организация «Городские решения» предлагает один из вариантов решения проблемы.

Два месяца назад активисты «Городских решений» подсчитали, что перед одним из недавних матчей в промежутке между 18:30 и 20:00 на ближайшей к стадиону остановке «улица Достоевского» из 18 трамваев вышли всего-навсего 211 человек. Даже если представить, что все они отправились на футбол, их количество составило менее 1% от почти 24 тыс. зрителей, присутствовавших в тот день на трибунах. Очень странные цифры для самого популярного городского транспорта, который остается практически незадействованным в дни матчей. А если люди не садятся в трамваи, то для того, чтобы попасть на стадион, они пользуются личным транспортом, а также автобусами, троллейбусами и маршрутками. Все это обостряет и без того критическую ситуацию с пробками и усложняет существование местным жителям и всему городу.

  • Трамвайные маршруты № 2, 3 и 20 на карте Краснодара © Коллаж «Городские решения»
    Трамвайные маршруты № 2, 3 и 20 на карте Краснодара © Коллаж «Городские решения»

В чем же причина непопулярности трамвая у болельщиков? Всего в 1,5 км от футбольной арены пролегает ветка, по которой идут трамвайные маршруты № 2, 3 и 20. Все они следуют из разных концов Краснодара и проходят через центр города. От остановки «улица Достоевского» до стадиона можно дойти за 20 минут, но народ почему-то не ходит.

300 м по ул. Красных Зорь, еще столько же по ул. Российской и 650 м по ул. Жлобы — и вы уже на Восточно-Кругликовской. Но преодолевать это расстояние приходится через частный сектор, по улицам и дорожкам, состояние которых вызывает серьезные вопросы. Проезжая часть расположена выше уровня узких тротуаров, которые во время дождя превращаются в одну большую грязную лужу. Кроме того, эти улицы слабо освещены. В итоге путь пешком от трамвая до стадиона в темное время суток, да еще в дождливую погоду отваживаются преодолевать единицы.

  • Гостеприимная улица Жлобы © Фото Дмитрия Воронова, «Городские решения»
    Гостеприимная улица Жлобы © Фото Дмитрия Воронова, «Городские решения»

Сколько людей могут приехать к стадиону на трамвае? «Городские решения» подсчитали, что, исходя из максимальной вместимости вагонов, при интервале 10 минут на каждом маршруте провозная способность составляет около 4 тыс. пассажиров в час. Если одиночные трамваи на маршрутах № 3 и 20 заменить двойными, то за два часа на трамвае до стадиона смогут добраться до 12 тыс. человек.

Если на трамвае на стадион будут добираться 30% посетителей футбольного матча, а не 1%, как сейчас, то, кажется, от этого выиграют все. Болельщики пересядут на трамваи и тем самым разгрузят улицы, что уменьшит пробки вокруг стадиона. Кроме того, дворы и прилегающие к стадиону улицы освободятся от значительной части припаркованных машин. Выиграет и ФК «Краснодар», на матчи которого станет удобнее приезжать большему числу потенциальных болельщиков.

Как «подружить» трамвай со стадионом?

По мнению городских активистов, существует три варианта:

1. Продлить трамвайную ветку в сторону стадиона.

План хороший, он даже отражен в генеральном плане Краснодара, однако для его реализации потребуется снести 40 домовладений между Российской и Восточно-Кругликовской (оценочная стоимость выкупа — 1 млрд рублей), а между Восточно-Кругликовской и улицей Героев Разведчиков на месте возможной трамвайной линии уже успели построить торговый центр и разбить бульвар. К стоимости сноса домов добавьте строительство путей и контактной сети, а также закупку новых вагонов — итоговая сумма будет равняться нескольким миллиардам.

2. Пустить автобусы-челноки между трамвайными остановками и стадионом.

Но и этот вариант не принесет должного эффекта, потому что автобусы точно так же увязнут в пробках, которые в этом районе бывают не только в дни матчей.

3. Благоустроить улицы, ведущие от трамвая к стадиону, чтобы по ним стало удобно ходить пешком. По мнению «Городских решений», это наиболее интересный и единственно реальный вариант.

  • Улица Жлобы сейчас © google.ru
    Улица Жлобы сейчас © google.ru

Совокупная длина участков улиц Красных Зорь, Российской и Жлобы, нуждающихся в благоустройстве, составляет около 1,3 км. При наличии качественной пешеходной инфраструктуры это расстояние легко преодолевается за 20 минут. Яркий пример: олимпийский стадион «Фишт» в Сочи находится почти в 2 км от ближайшей остановки «Ласточки», и болельщики преодолевают это расстояние без особых проблем.

Кроме того, даже сейчас болельщики после футбола преодолевают те же самые 1,5 км, чтобы добраться пешком по ул. Школьной до ул. Северной или дойти до парковки стадиона или до остановок общественного транспорта на ул. 40 лет Победы. Главное — это инфраструктура. На улице Школьной есть относительно широкий, освещенный и чистый тротуар, по которому тысячи болельщиков идут пешком, а на улице Жлобы темно и грязно.

Ширина улицы Жлобы — 17,5–19 м, около половины занимает проезжая часть. Ширина тротуара — 1–1,5 м, газона (точнее того, что от него осталось) — 3–5 м. Ширина улицы Российской составляет 32 м, ширина тротуаров — 1–2 м. Такой же ширины тротуары на улице Красных Зорь.

Что нужно сделать на этих улицах?

1. Расширить тротуары до 3 м за счет «газонов». Там, где это необходимо, защитить тротуары от машин столбиками.

2. Отремонтировать и заасфальтировать проезжую часть, обособив ее высокими бордюрами для предотвращения там парковки. Опустить проезжую часть ниже уровня тротуара, чтобы грязь во время дождя не стекала под ноги пешеходам.

3. Благоустроить зеленые зоны вдоль тротуаров: снести старые аварийные плодовые деревья и в достаточном количестве высадить новые декоративные крупномеры. Восстановить клумбы и газоны, укатанные сейчас под парковки.

4. Установить нормальное современное освещение.

5. На всех перекрестках по пути следования пешеходов нанести зебры и установить пешеходные светофоры.

  •  © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Где взять деньги?

В следующем году в Краснодаре будут продолжены две федеральные программы: «Безопасные и качественные дороги» и «Формирование комфортной городской среды». Отбор объектов, подлежащих реконструкции, уже начался.

«Городские решения» предлагают мэрии Краснодара включить реконструкцию проезжих частей улиц Красных Зорь, Российской и Жлобы в список объектов программы «Безопасные и качественные дороги» на 2018 год. Одновременно с этим просят реконструировать тротуары и зеленые зоны этих улиц по программе «Формирование комфортной городской среды».

Не должен остаться в стороне и ФК «Краснодар». Активисты предлагают Сергею Галицкому взять на себя подготовку комплексного проекта благоустройства, в соответствии с которым перечисленные выше улицы станут естественным продолжением сформировавшейся возле стадиона территории. Парк — в каком-то смысле — будет начинаться сразу у трамвайной остановки.