Краснодарская «НАЗЕМКА» прямо сейчас: новости и перспективы

  •  © Фото Дмитрия Воронова, «Городские решения»

В конце декабря 2016 года в Краснодаре состоялась презентация проекта «НАЗЕМКА» (НАЗЕмного Метро Краснодарской Агломерации), разработанного силами инициативной группы, в которую вошли общественники из движения «Городские решения» и портала «Общественный транспорт Кубани и Адыгеи», представители регионального оператора-перевозчика НАО «Кубань Экспресс-Пригород». Проект предполагает запуск регулярного пассажирского электротранспорта по существующим в границах Краснодарской агломерации железнодорожным путям. О самых свежих новостях «НАЗЕМКИ» порталу Юга.ру рассказал один из ее разработчиков Дмитрий Воронов.

В каком состоянии проект находится прямо сейчас?

— Прямо сейчас инициативная группа проекта («Городские решения» и Евгений Змиев) вместе с представителями администрации города, РЖД и компании «Кубань Экспресс-Пригород» объезжает места строительства новых платформ. Уточняем на местности возможности железнодорожной инфраструктуры, пути подхода потенциальных пассажиров, связь с маршрутами внутригородского транспорта, организацию перехватывающих парковок и многое другое. По результатам обследования РЖД будет выдавать технические условия для сооружения платформ, а мэрия — решать вопросы с землей под парковки, подъезды и пешие подходы. Затем специалисты займутся оформлением строительной документации и оценят стоимость работ. После того как будут утверждены параметры станций и составлена смета (рассчитываем, что это будет готово к концу апреля), мэрия начнет поиск источников финансирования.

Многие сомневались, но «НАЗЕМКА» смогла заинтересовать железнодорожников. Чем?

— Действительно, у людей сформировалось гипертрофированное представление об РЖД как о «государстве в государстве», которое живет по собственным законам, никого не пускает на свою территорию и совершенно не хочет что-то делать для людей. Но, как показывает прогресс проекта «НАЗЕМКА», это не так. Другой пример: после многочисленных обращений пассажиров железнодорожники еще в прошлом году решили за свой счет построить платформу для электричек в районе ТРЦ «Красная Площадь» — первую в Краснодаре за последние 26 лет. Это решение было принято еще до появления нашего проекта и никак с ним не связано, но поезда «НАЗЕМКИ» будут использовать эту платформу, и она обещает стать одной из самых популярных.

Организация пассажирского сообщения — одна из главных задач, которые государство ставит перед РЖД. В Краснодарском отделении СКЖД недавно сменилось руководство, и оно, естественно, хочет проявить себя с положительной стороны. «НАЗЕМКА» для этого повод лучше не придумаешь. Кроме того, к 2019 году, когда будет достроен железнодорожный обход краснодарского узла, транзитный грузовой трафик через город значительно уменьшится. Чтобы избежать сокращения штата, узел нужно будет снова чем-то загрузить, и электропоезда «НАЗЕМКИ» для этого, опять же, идеально подходят.

С экономической точки зрения проект тоже выгоден для РЖД. Компания «Кубань Экспресс-Пригород», которую мы видим будущим оператором «НАЗЕМКИ», арендует электропоезда у РЖД на почасовой основе. Чем больше рейсов, тем больше плата за аренду.

  • Платформа 117-й км

Как складывается работа с РЖД?

— Работа с РЖД складывается непросто, но продуктивно. Новые железнодорожные платформы в Краснодаре не строились очень давно, как минимум с советских времен, и возобновление их строительства требует большого объема согласований, а также кое-где переноса или модернизации инфраструктуры. За последние десятилетия предпочтения пассажиров кардинально изменились — платформы возле заводов стали не нужны, но в других местах вдоль железной дороги появились микрорайоны, торговые центры и другие точки притяжения, а платформ там нет. Железнодорожники при выборе мест под строительство ориентируются на ГОСТы и инфраструктурные ограничения, мы же выступаем за то, чтобы строить платформы там, где это будет максимально удобно пассажирам, — никто не будет ходить километр пешком от остановки электропоезда до пересадки на трамвай или торгового центра. И РЖД, как правило, идет навстречу нашим пожеланиям и принимает к рассмотрению предлагаемые варианты, не отказываясь от них.

  • Возможные места для остановки в поселке Знаменском
  • Поселок Пригородный
  • Олимпийский микрорайон
  • СБС и рынок «Кормилица»
  • Лорис-2
  • Старокорсунская

Как проходит так называемая «работа в полях», направленная на определение мест будущих и реконструкцию нынешних остановок?

— Эта работа направлена на то, чтобы привести проект в соответствие реалиям местности и инфраструктуры РЖД. Расскажу на примере выбора места под новую платформу Поселок Знаменский. На этапе формирования концепции мы выбирали места для новых станций по спутниковым картам, но из космоса многих нюансов не видно. В Знаменском мы предварительно запланировали станцию в створе улицы Заповедной, так как эта асфальтированная улица является в поселке своего рода магистральной. Но когда подъехали к путям, выяснилось, что как раз в том месте находится нейтральный участок контактной сети на стыке разных фаз тока. На этом участке электропоезда и электровозы опускают пантограф и несколько сотен метров едут без тока по инерции. Если сделать в данном месте платформу, остановиться на ней поезд сможет, но уехать с нее — уже нет.

Поэтому поехали смотреть второй вариант — место восточнее створа улицы Союзной. Асфальтированной дороги там нет, но с контактной сетью все в порядке, и есть много пространства под перехватывающую парковку вдоль путей.

Для полноты картины решили посмотреть третий вариант — створ улицы Норковой (тем более что ранее в РЖД поступали обращения от жителей с просьбой построить там платформу), но выяснилось, что остановка в этом месте нежелательна — начало кривой и слишком близко до станции Пашковская.

Поэтому для станции Поселок Знаменский в итоге выбрали второй вариант — примерно в створе улицы Союзной.

  • Схема возможных линий «НАЗЕМКИ»

Почему первой линией решили делать участок Северская — Новотитаровская? Когда она может вступить в строй?

— Еще в феврале рабочая группа проекта по результатам объезда Краснодарского ж/д узла рекомендовала запустить первую очередь «НАЗЕМКИ» из двух линий: Северская — Новотитаровская и Северская — Васюринская. Эти линии проходят по самым заселенным направлениям железных дорог в Краснодарской агломерации: вдоль Новотитаровского направления на окраинах Краснодара и в пригороде проживает 253 тыс. человек, вдоль Васюринского — 133 тыс., вдоль Северского — 173 тыс. Динское направление наименее населенное (73 тыс. человек), поэтому линия на Динскую будет запущена во вторую очередь.

Как определяли число жителей вдоль каждого направления? Основанная на открытых источниках карта распределения плотности населения Краснодара уже давно имеется в распоряжении «Городских решений». Еще в декабре 2013 года координатор движения Григорий Корнев представил ее на муниципальной конференции по общественному транспорту. Разрабатывая концепцию «НАЗЕМКИ» в конце прошлого года, мы скорректировали данные на величину прироста населения и получили эти цифры.

Дата запуска проекта пока не назначена. Предстоит решить массу организационных и бюрократических вопросов. Изначально мы планировали запустить систему к сентябрю 2017 года, но сейчас понимаем, что к этому сроку, наверное, не успеем. Кроме того, в сентябре еще будет действовать плотное летнее расписание РЖД, в которое запускать «НАЗЕМКУ» нежелательно. Но ничего страшного в этом нет — если проект заработает, например, в конце 2017-го или весной 2018 года, тоже будет отлично. Для нас главное — запустить его в полноценном виде, чтобы недоработки не привели к его последующему закрытию.

  • Место предполагаемой станции «Молодежный микрорайон»

Поможет ли наземное метро избавиться от гигантских пробок возле нового стадиона в дни футбольных матчей? 

— Строительство двух станций «НАЗЕМКИ» (под вторым Северным мостом и рядом с парковкой стадиона) и запуск через них электропоездов вполне реальны. Для этого нужна совместная работа города, РЖД и футбольного клуба «Краснодар». По нашим прикидкам, «НАЗЕМКОЙ» можно было бы вывозить до половины зрителей со стадиона. Считаем, что в совокупности с трамваем и другими видами транспорта это даст нужный эффект даже при аншлагах на футбольных матчах.

Что является главным тормозом проекта в настоящее время?

— Главного тормоза как такового нет, проект движется, но нас несколько удивляет неучастие администраций Динского и Северского районов Краснодарского края. Неужели они не хотят, чтобы их жители могли быстро, удобно, дешево и регулярно ездить в краевой центр? Тем более что новых станций в этих районах строить не надо — требуется только благоустроить существующие и подвести к ним местный общественный транспорт, а также оборудовать перехватывающие парковки. Тахтамукайский район Адыгеи, в котором под «НАЗЕМКУ» планируется задействовать две существующие станции и построить одну новую, тоже молчит.

В этом вопросе очень помогло бы содействие губернатора Вениамина Кондратьева, но его реакция на проект нам неизвестна. Мы уже давно ждем, когда он публично выскажется в поддержку «НАЗЕМКИ». В любом случае, только он сможет решить главную проблему, стоящую на пути реализации проекта, — оптимизацию расписания грузовых и пассажирских поездов РЖД. Эта проблема решаема на уровне губернатора Кубани и президента РЖД, не ниже.

  • Существующие и планируемые станции «НАЗЕМКИ»

Как вы относитесь к критике проекта? Мы видим, как эксперты рассказывают кубанским СМИ о том, что «"НАЗЕМКА" — это мечта, красиво оформленная, но плохо продуманная и нереализуемая» и что «реализовать его [проект] технологически невозможно».

— Слово «эксперт» уже давно обесценилось и превратилось в суррогат слова «специалист». То есть человек не специалист, но «эксперт». В эксперты СМИ готовы записывать любого, кто имеет хотя бы отдаленное отношение к обсуждаемой теме.

Большинство таких экспертов в лучшем случае что-то слышали о проекте и о существующем положении дел на Краснодарском ж/д узле, но уже делают категоричные выводы. Например, утверждают, что «для СКЖД федералами поставлена задача в 3 раза увеличить грузопоток и пассажиропоток через Краснодар», поэтому-де места для дополнительных электропоездов на путях не найдется. Но о том, что для вывода из города транзитного грузового движения к 2019 году строится железнодорожный обход Краснодара, «эксперт» не знает.

Или, например, фраза про технологическую невозможность реализации «НАЗЕМКИ», произнесенная бывшим главным архитектором Краснодара. Наверное, он лучше разбирается в организации путевого хозяйства, чем подключившееся к проекту руководство Краснодарского отделения СКЖД и профильные специалисты.

Мы хорошо относимся к критике, если она конструктивна и не представляет собой огульное охаивание ради самоутверждения, как это часто бывает в интернете. Обратная связь с подписчиками групп «Городских решений» в Facebook и «ВКонтакте» помогает нам корректировать проект и порой позволяет взглянуть на него с альтернативной стороны. Недавно мы запустили в соцсетях хештег #ЧаВо_по_Наземке, по которому можно найти ответы на самые популярные вопросы о проекте, а также задать собственный вопрос и тоже получить на него ответ.

Мы плотно работаем со многими СМИ и в целом положительно оцениваем их роль в освещении проекта. Однако у нас есть одна просьба к журналистам: не ставьте, пожалуйста, в качестве иллюстраций к новостям о «НАЗЕМКЕ» фотографии НАДземных поездов, монорельсов и другие подобные красивые, но сюрреалистичные для Краснодара картинки. Это сбивает с толку общественность и создает у людей представление о «НАЗЕМКЕ» как об очередном «прожекте», коих было уже немало. В действительности наш проект максимально приземленный во всех смыслах — поезда будут ходить на уровне земли по существующим железнодорожным путям.


Смотрите также:

Обсудить

В комментариях недопустимы и будут удалены: реклама, оскорбления, клевета, любые нарушения законов РФ.

Читайте также

Реклама на портале