Платные парковки Краснодара. Ожидание и реальность

  •  © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Краснодар занимает первое место в России по количеству автомобилей на душу населения. В городе зарегистрировано более 440 тыс. транспортных средств, и ежегодно автопарк увеличивается еще на 15–20 тыс. автомобилей. Одной из мер, призванных спасти Краснодар от транспортного коллапса, стала система городских муниципальных парковок, внедренная около трех лет назад. Чтобы разобраться в том, как эта система работает, портал Юга.ру задал вопросы тем, кто несет ответственность за краснодарские парковки.

Многих смущает, что по договору с ООО «Городские Парковки» в бюджет Краснодара идет всего 10% от доходов. Почему так?

Владимир Архипов

Владимир Архипов

заместитель директора городского департамента транспорта, организации дорожного движения и охраны окружающей среды

— Чем выше процент в пользу инвестора, тем быстрее мы сможем с ним рассчитаться. В некоторых городах сейчас появляются такие соглашения, по которым инвестор забирает себе 100% выручки — и муниципальные власти готовы отдавать все, чтобы быстрее закончить расчет. Насколько мы знаем, в Ростове также пытаются пойти по пути инвестиционного соглашения. Кстати, у них пропорция распределения будет почти такая же, как и у нас, — 88% доходов будет получать инвестор, 12% пойдет в доход муниципалитета. В Краснодаре это соотношение — 90 на 10. Такое решение приняла конкурсная комиссия, когда проводился инвестиционный конкурс.

Почему никто не говорит, что затраты города на организацию парковок составили 0% от общей суммы? В создание системы платных парковок город не вложил ни копейки. А уже в 2021 году парковки перейдут в муниципальную собственность. И вопросами содержания, эксплуатации оборудования и получением выручки будет заниматься город.

Но ведь система платных парковок не заработает, если не работает система штрафов.

— Уже на сегодня вынесено больше 6 тыс. постановлений о штрафах. Из них оплачено около 30%. Люди просрочивают оплату и думают, что можно не платить. Это не так. Мы передаем документы в службу судебных приставов для дальнейшего взыскания этой тысячи рублей. В ближайшее время процент вынесенных штрафов будет значительно подниматься. С мая 2014 года по октябрь 2016 года было вынесено 3 тыс. постановлений, и вот за последние четыре месяца — еще 3 тыс. штрафов. Можете понять тенденцию. Мы усиливаем работу по штрафам. Так, в октябре прошлого года создана специальная административная комиссия, и в нашем департаменте появился отдел, занимающийся оформлением и учетом правонарушений.

На сайте parkingkrd.ru размещаются все имеющиеся в городе парковки: платные, бесплатные, муниципальные, парковки хозяйствующих субъектов, от крупных — таких как СБС или «Галерея» — до самых маленьких, рассчитанных всего на несколько автомобилей. Сейчас есть данные о более чем 900 парковках на 48 тыс. машино-мест, расположенных на всей территории города. Из них 195 платных муниципальных парковок, которые занимают 6 тыс. 500 мест. Еще столько же занимают платные парковки хозяйствующих субъектов. 13 тыс. платных делим на 48 тыс. существующих в городе машино-мест и получаем 27%.

Сколько всего парковок нужно нашему городу?

— Не существует каких-то четких нормативов, которые определяли бы количество парковок. Нет и четкого понимания, сколько их нужно всего. Чем больше парковок вы делаете в городе, особенно в его центральной части, тем больше вы стимулируете уровень автомобилизации, тем сильней вы стимулируете ехать в центр города. Пока в центре города будет хоть одно бесплатное парковочное место — весь город будет пытаться его занять.

То есть в городе не должно быть бесплатных парковочных мест?

— В центре точно не должно. Сейчас во втором чтении в Госдуме рассматривается законопроект, который позволит муниципалитетам организовывать платный проезд в ту или иную часть города. Сейчас это работает во многих европейских городах. Мы говорили об этом еще четыре года назад. Поскольку такой законодательной базы у нас нет, мы используем механизм платных парковок, который косвенно является платным въездом в центр города. Мы понимаем, что без таких непопулярных мер мы не сможем разгрузить центр города.

Некоторые автолюбители считают, что в Краснодаре должна быть предусмотрена система скидок и абонементов на парковку для местных жителей...

— В Москве действует система резидентных разрешений. Резидент — это человек, проживающий в том или ином обозначенном районе. Москва сделала целую россыпь этих районов, определила их границы и постановила, что люди, которые там проживают и работают, могут подать заявление и получить абонемент, разрешающий бесплатно стоять в этой обозначенной зоне в течение всего года. Люди в основном используют это для ночной стоянки. Абонемент стоит 3 тыс. рублей, и Москва достаточно много на этом заработала.

Мы планировали вводить в Краснодаре подобное, но изучая проблематику этого вопроса, столкнулись с рядом сложностей. Очень много вопросов у жителей возникло по поводу определения параметров этих зон. Почему эту зону ограничили одним кварталом и не включили соседний, где человеку удобнее парковаться? Рисуем зону из двух кварталов — люди по соседству просят добавить и их квартал. Сделайте не квадратную, а прямоугольную зону — и так далее.

Этих мест все равно не хватает для всех жителей этой зоны. Улицу мы выберем, две улицы, квартал или два квартала — все равно места не хватит для всех, кто там проживает. Получается, что мы людям продадим места, но гарантировать их наличие не сможем. Поэтому мы приняли решение вместо резидентного разрешения почти все парковки сделать бесплатными с 20:00 до 08:00. Но некоторые парковки у нас работают круглосуточно — тот же вокзал Краснодар-1 или парковка на углу улиц Красной и Северной, которые востребованны постоянно.

Насколько оправдан тариф в 30 рублей за час парковки?

— Тех, кто думает, что это ничего не стоит, хочу разочаровать. В тариф заложено множество факторов. Это паркоматы — которые у нас, кстати говоря, стоят в два раза дешевле, чем те, что используются в Москве. Но тем не менее это немалые деньги — 300–350 тыс. рублей за единицу. Это автомобили с камерами, которые ездят по городу и выявляют нарушителей. Это серьезный диспетчерский центр с современным оборудованием. Сайт, программное обеспечение, работа по обслуживанию банковских карт, мобильное приложение, эмиссия парковочных карт, социальных карт для инвалидов — их уже выдано более 3,5 тыс.

Так вот, создание одного парковочного места в Москве и Санкт-Петербурге обходится в сумму 100–150 тыс. рублей. В Краснодаре это 22–23 тыс. рублей. Притом что по качеству оборудования и обслуживания мы столице не уступаем.

Многие водители продолжают считать, что эти штрафы незаконны и выносить их могут только органы ГИБДД.

— Многие настолько путаются, что оплачивают 50% штрафа за парковку в течение 20 дней с момента его получения, как это бывает со штрафами от ГИБДД. Я подчеркиваю: штраф за неоплату парковки — это не штраф за нарушение ПДД, это штраф за нарушение краевого закона об административных правонарушениях. За нарушения ПДД штрафы попадают в краевой бюджет, тогда как за нарушение краевого закона — в бюджет города.

Может ли частное лицо взять у города в аренду территорию, сделать разметку, установить паркомат и зарабатывать деньги, делая отчисления в муниципальную казну?

— Нет. На сегодняшний день земельное законодательство не позволяет вам взять участок в границах автомобильной дороги в аренду. Эта норма изменилась еще два года назад. Те парковки, которые существуют, например, на улице Гоголя между улицами Красной и Красноармейской или между Красноармейской и Коммунаров, возникли по ранее заключенным арендным договорам. Сегодня администрация ни с кем подобные договоры заключить не может.

С 1 марта этого года за парковку можно заплатить только безналично. Почему решили отказаться от наличных? Нет опасения, что многие перестанут платить, поскольку не смогут или не захотят воспользоваться банковской картой?

Алексей Бердников

Алексей Бердников

генеральный директор ООО «Городские Парковки»

— Анализ статистики работы муниципальных парковок за время реализации проекта показал, что пользователи все чаще стали отдавать предпочтение безналичным платежам. В настоящее время количество таких пользователей превысило 60%. Опрос автовладельцев также показал, что большинство из них готово отказаться от использования наличных способов оплаты муниципальных парковок.

Изучив предпочтения пользователей, администрация города приняла решение с 1 марта 2017 года полностью перейти на безналичную систему оплаты услуг муниципальных парковок.

Мы считаем, что пользователи оценят экономичность мобильных способов оплаты. Для парковок, не оборудованных шлагбаумами, тарификация поминутная, списание средств происходит только за фактически проведенное на стоянке время. В Краснодаре, в отличие от других городов, комиссию за оплату безналичными способами берет на себя не пользователь, а оператор — компания «Городские Парковки».

Ходят слухи, что в ближайшее время Краснодар разделят на зоны, стоимость парковки в которых будет различаться? Кто будет определять эти зоны? Какой будет цена в этих зонах?

— Введение зонального тарифа находится на стадии обсуждения. В случае внедрения новой системы оплаты стоимость парковки в центральной части Краснодара может быть выше, чем на окраинах города и в спальных районах. Стоимость парковки и границы каждой из зон тоже еще не утверждены.

Целью введения дифференцированного тарифа является увеличение количества свободных парковочных мест и усовершенствование организации дорожного движения. Такая практика уже успешно действует в ряде городов России и за рубежом.

Для определения тарифных зон мы собираем статистику загрузки улиц города, анализируем количество парковочных сессий и загруженность мест.

Как выбираются места, где вы открываете новые парковки? Проводится какой-то анализ?

— Места расположения платных парковок определяются городским департаментом транспорта, организации дорожного движения и защиты окружающей среды. Основной критерий при выборе мест для создания платных парковок — определение степени загруженности участков улично-дорожной сети, выявление участков, на которых создаются заторовые ситуации из-за хаотичной парковки транспортных средств. В этом помогает огромное количество собираемых нами статистических данных, на основании которых строится визуальная информация, графики. В основном платные парковки создаются в центральной части города.

Расскажите о доходах — сколько автомобилисты заплатили за парковку за все время? А сколько принес 2016 год?

— Поступления от оплаты парковок за время реализации проекта составили 175,7 млн рублей, в городской бюджет перечислено более 17 млн рублей. Компания заплатила налоги в сумме 47,6 млн рублей.

В 2016 году поступления от оплаты парковок составили более 84 млн рублей, в городской бюджет перечислено 8,4 млн рублей. Компания заплатила налоги в сумме 20,7 млн рублей.

Сколько пришлось вложить за это время в инфраструктуру и оборудование парковок?

— За период реализации инвестиционного соглашения затраты инвестора составили 280 млн рублей. Это благоустройство, укладка асфальта, установка бордюров, демонтажные работы, которые с этим связаны, внедрение программного обеспечения. Помимо этого, сюда входят расходы на обслуживание и эксплуатацию парковочного пространства и обеспечение работы всех сервисов, созданных для удобства пользователей: мобильное приложение, сайт, СМС-сервис, предоставление услуг круглосуточного call-центра. На сегодняшний момент затраты превышают выручку.

Какова в структуре доходов доля поступлений от штрафов за неоплату парковки?

— Взимание штрафов — исключительно функционал администрации. Все средства, полученные от взимания штрафов, идут напрямую в бюджет города. Компания «Городские Парковки» не получает этих средств и не распоряжается ими.

Наше участие ограничивается передачей фотофактов, подтверждающих нарушение правил оплаты парковки, в специально созданный отдел административной практики департамента транспорта и окружающей среды, задачей которого и является вынесение постановлений об административных правонарушениях. Сотрудники отдела могут обеспечить обработку до 1 тыс. фотофактов нарушений правил парковки ежедневно.

Сколько сейчас в городе машин, фиксирующих нарушения?

— Факты нарушений на платных парковках фиксируют 4 автомобиля, оснащенных комплексами «Паркрайд». Этого количества сейчас достаточно, чтобы проводить фотофиксацию на всех введенных в эксплуатацию платных муниципальных парковках. По завершении проекта на маршруте будут работать 10 автомобилей.

Все автомобили оборудованы специальными световыми коробами, информирующими о работе комплекса фиксации. Средства фиксации нарушений лицензированы и сертифицированы, ежегодно проходят государственную техническую поверку. Вся информация с мобильных комплексов по беспроводному каналу в оперативном режиме поступает в диспетчерский центр, где проверяется, оплачена ли парковка. Работа комплекса и обработка информации производятся автоматически, без вмешательства оператора. Оператор только включает/выключает прибор и обеспечивает патрулирование по заданному маршруту.

Кроме того, фиксировать нарушения помогают работающие на маршруте пешие инспекторы. В основном пешие инспекторы работают в центральной части города, что позволяет эффективнее производить фотофиксацию в местах наибольшего скопления транспорта. Также функцией пеших инспекторов является консультирование пользователей и раздача информационного материала.


Обсудить

В комментариях недопустимы и будут удалены: реклама, оскорбления, клевета, любые нарушения законов РФ.

Читайте также

Реклама на портале