Проект наземного метро в Краснодаре. Как это должно работать

  •  © Елена Синеок, Юга.ру

В краснодарском культурном центре «Типография» прошла презентация метро «НАЗЕМКА» (наземного метро Краснодарской агломерации). Проект был разработан силами инициативной группы, в которую вошли общественники из движения «Городские решения» и портала «Общественный транспорт Кубани и Адыгеи», представители регионального оператора-перевозчика НАО «Кубань Экспресс‑Пригород». Юга.ру побывали на презентации проекта, призванного спасти Краснодар от пробок, и записали самые важные тезисы спикеров.

Мирослав Валькович

Мирослав Валькович

Общественная организация «Городские решения»

«Городские решения» около четырех лет работали над проблемой улучшения транспортной ситуации в городе и никак не могли сдвинуть ее с мертвой точки. Совсем недавно мы познакомились с Евгением Змиевым, который, как оказалось, является членом совета директоров «Кубань Экспресс-Пригород» — организации, которая уже занимается электричками. Он проникся идеей, и мы решили создать рабочую группу, результатом деятельности которой и стал проект «НАЗЕМКА».

«Кубань Экспресс-Пригород» — региональная компания, осуществляющая железнодорожные пассажирские перевозки в пригородном сообщении с 2010 года. Компания была создана в рамках реализации Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между администрацией Краснодарского края и ОАО «РЖД». 49% акций компании «Кубань Экспресс-Пригород» принадлежат ОАО «РЖД», контрольный пакет (51%) — у администрации края.

Евгений Змиев, член совета директоров НАО «Кубань Экспресс-Пригород»

Зачем нужна «НАЗЕМКА»?

Краснодарская агломерация помимо краевого центра включает в себя Горячеключевской, Северский, Динской, Тимашевский, Кореновский, Усть‑Лабинский районы и часть Адыгеи. Мы проанализировали ситуацию и поняли, что пробки возникают во многом потому, что жители пригородов утром едут на работу, а вечером возвращаются домой. В Краснодар ежедневно въезжает порядка 150-250 тыс. автомобилей. Около 65 тыс. из них — люди, приезжающие на работу из пригородов. Для решения проблемы пробок есть два варианта развития событий: ограничить въезд в город либо предоставить сервис, который позволит снизить нагрузку на транспортную систему.

Сколько человек в настоящее время проживает в пригородах Краснодара? Со стороны Северской это порядка 169 тыс., со стороны Новотитаровской — более 200 тыс., 70 тыс. в районе Динской и более 100 тыс. жителей в районе Васюринской. Это официальные данные, то есть они даже занижены по сравнению с реальной ситуацией. Еще несколько лет назад Краснодарская агломерация официально насчитывала более 1,6 млн жителей. Сейчас, скорее всего, эта цифра находится в районе 2 млн жителей.

43 тыс. человек ежедневно приезжает на работу в краевую столицу со стороны Северской, 16 тыс. человек — со стороны Новотитаровской, 15 тыс. человек — со стороны Динской, 10 тыс. человек — со стороны Васюринской. Если хотя бы половина этих людей пересядет из собственного автомобиля на метро — а на машине на работу, как правило, едет один-два человека, — это сократит поток на въезд и выезд на 20-30 тыс. машин. И дороги в Краснодаре будут гораздо свободней.

Какие преимущества у проекта?

Проект, в отличие от классического подземного метро, не требует масштабных бюджетных инвестиций.

Краснодару повезло: в городе достаточно много железнодорожных линий, которые пересекают его в нескольких направлениях. Первый участок — 30-километровая зона вокруг Краснодара, ограниченная Северской, Новотитаровской, Динской и Васюринской. Это самые напряженные направления для въезда и выезда из Краснодара. Нормальной альтернативы вместо общественного транспорта, который позволяет быстро, надежно и дешево попасть в город, жители пригородов не имеют. Это вынуждает их использовать недешевый личный транспорт. Если создать в этом 30-километровом радиусе наземное метро, которое сможет доставлять людей на работу, у них будет возможность пересесть с личных автомобилей на общественный транспорт.

Все железнодорожные пути уже существуют, нового строительства не требуется. Исходя из имеющейся железнодорожной инфраструктуры, возможно обустройство до шести линий наземного метро.

1-я линия: Новотитаровская — Краснодар I — Северская.

2-я линия: Новотитаровская — Краснодар I — Динская II.

3-я линия: Новотитаровская — Краснодар I — Васюринская.

4-я линия: Динская II — Краснодар I — Северская.

5-я линия: Динская II — Второй Северный мост — Васюринская; Васюринская — Краснодар I — Северская.

Интервалы движения составят 20 минут в часы пик (с 7:00 до 10:00 и с 17:00 до 20:00) и 40 минут в дневное время. Время работы наземного метро — с 6:00 до полуночи ежедневно, без выходных.

Пассажир, сев на самой отдаленной станции, должен доехать до любой точки Краснодара, потратив не больше одного часа, сделав не более одной пересадки.

Сколько станций нужно будет построить?

Общее количество станций, которое предполагается использовать, — 38. Двадцать из них уже есть, двенадцать планируются к первоочередной постройке, еще шесть — в дальнейшей перспективе.

Некоторые из тех остановок, что были организованы в советское время, потеряли свое значение — и наоборот, появились новые центры притяжения. В южной стороне города находятся «Сити-Центр» и Южный автовокзал. При этом действующая платформа находится в 600 метрах и располагается возле завода «Седин», на котором сейчас не работают тысячи человек — следовательно, былой необходимости в этой станции нет. Тогда как в районе Южного автовокзала она сейчас была бы гораздо более актуальна.

Расстояние от вокзала Краснодар I до стадиона «Кубань» и вещевого рынка всего около 1 км, но попробуйте преодолеть это расстояние на автомобиле и общественном транспорте. Это очень неудобно. Станция «Вещевой рынок» позволит жителям попадать на один из крупнейших рынков края. Станцию «МЖК» использовать не планируется: потребность в ней практически нулевая.

Под Северными мостами запланировано строительство двух станций. Благодаря этому люди, прибывающие в Краснодар, смогут пересаживаться на метро и ехать в направлении, которое им необходимо.

Еще станции надо открыть в районе «Красной Площади» и Молодежного микрорайона. Планируется строительство станций «Стадион «Краснодар» и «СБС». Уже существующую станцию «Пашковская» можно назвать «Краснодар III», это важный перевалочный пункт: рядом международный аэропорт, недалеко проходит трасса М4 и, самое главное, там есть место, чтобы построить новый современный вокзал. Пассажиры, прибывающие в город и уезжающие дальше по своим делам, не будут тратить время и заезжать в центр города. В перспективе здесь могла бы появиться ветка, по которой бы ходил аэроэкспресс с сообщением Аэропорт — вокзал Краснодар III.

Есть еще несколько станций в пределах городской черты, которые в дальнейшем (при реализации проекта) планируется построить: рынок «Кормилица», поселок Плодородный, улица Селезнева, «Городской сад», 9-й км и Горхутор. Должны появиться станции в поселке Яблоновском, в Олимпийском микрорайоне, в станицах Старокорсунской и Васюринской.

Что нужно помимо станций метро?

С появлением метро и новых станций необходимо будет запускать новые маршруты общественного транспорта, расписание которого должно быть синхронизировано с расписанием движения электричек. Без этого цели наземного метро в Краснодаре не будут достигнуты. Появление локального транспорта разгрузит и магистральные маршруты города. Создавая наземное метро для жителей отдаленных районов города и пригородов, мы разгрузим и центральную часть города. Сколько нужно времени, чтобы добраться из центра города в Пашковку? Если без пробок, то не меньше получаса. С пробками можно ехать часа два. Электричка пройдет это расстояние ровно за 17 минут. В спокойной, комфортной обстановке.

Проект предусматривает создание сети перехватывающих парковок, места на которые в черте города просто нет. Эти парковки будут организовываться в сельской местности — в зонах, расположенных ближе к внешнему радиусу этой 30‑километровой зоны. Поскольку никаких строений там нет и сносить для обустройства перехватывающих парковок ничего не надо, вопрос об их организации может быть решен достаточно быстро.

На первоначальном этапе предполагается строительство самых простых платформ, которые можно будет построить, по оценкам разработчиков проекта, за несколько месяцев, потратив всего несколько миллионов рублей. Это для начала. Как только жители Краснодара привыкнут к нововведению, прояснятся потребности населения, какие интервалы движения необходимы — надо будет рассматривать вопрос о приобретении нового подвижного состава. То же самое будет касаться и станций — возле них надо размещать объекты торгового, бытового, коммерческого назначения.

Сколько это может стоить?

Если человек едет в автомобиле 30 км до работы и столько же обратно домой — нужно потратить порядка 6 л бензина, что на сегодняшний день обойдется примерно в 240 рублей в день.

По сегодняшним тарифам на электрички нужно платить 20 рублей за 10‑километровую зону. Соответственно, три зоны — 60 рублей плюс 20 рублей за счет пересадки на общественном транспорте. Итого 80 рублей в одну сторону. 160 рублей в день. На автомобиле это стоило бы 240 рублей — и это только стоимость бензина, без парковки, без страховки, без учета амортизации и учета времени, которое тратится в пробках.

Кто будет строить эти станции?

Можно мечтать о том, что это сделает бюджет, но разработчики рассчитывают на реализацию в формате государственно-частного партнерства. За счет тех структур, которые заинтересованы в дополнительном трафике. «Сити-Центр», СБС, автовокзал, вещевой рынок, «Красная Площадь», стадион ФК «Краснодар». Благодаря метро эти объекты получат дополнительный приток людей из всех районов города и пригородов и, соответственно, смогут увеличить свои доходы.

Почему разработчики считают эту концепцию реальной?

Важно решить вопрос с приоритетом движения метропоездов по сравнению с пассажирскими и грузовыми поездами РЖД. Он ставится впервые. Без его решения в запуске проекта нет необходимости. Власть должна договориться с РЖД о приоритете для поездов городского метро.

В пользу того, что это возможно, по мнению разработчиков, говорят несколько фактов. Во-первых, одну из линий железной дороги планировалось вывести за черту города в рамках проекта «Краснодарский транзит». Предполагалось, что поезда дальнего следования смогли бы ходить даже без этой линии — а сейчас ее даже не предлагают убрать. Во-вторых, когда в Краснодаре еще планировались матчи чемпионата мира по футболу, существовал проект запуска внутригородских электричек. В-третьих, железнодорожные ветки у нас существуют со времен СССР, при этом через территорию Краснодарского края осуществлялся транзит грузов и пассажиров в Крым и Закавказье и объем перевозок, по оценкам экспертов, был гораздо больше нынешнего. Краснодарский узел отлично справлялся с таким количеством грузов и пассажиров.

Необходима совместная работа городской и краевой власти с руководителями районов, входящих в агломерацию. По оценкам создателей проекта, первые линии можно будет запустить уже в 2017 году.

Евгений Змиев

Евгений Змиев

«Проект "НАЗЕМКА" можно решить только на уровне первых лиц края. Если есть проект, если есть люди, которые в нем заинтересованы, если есть желание общественности получить метро уже в 2017 году, то все решаемо. У нас губернатор что говорит? Он слушает народ. Если народ четко скажет, что хочет, то я уверен, что губернатор сможет найти пути решения данного вопроса».


Обсудить

В комментариях недопустимы и будут удалены: реклама, оскорбления, клевета, любые нарушения законов РФ.

Читайте также