Дороги и новый стадион ФК «Краснодар». Как это должно работать? Мнение «Городских решений»

  • Стадион ФК «Краснодар» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Стадион ФК «Краснодар» © Фото Елены Синеок, Юга.ру

За несколько дней до открытия нового стадиона ФК «Краснодар» Юга.ру встретились с координаторами общественного движения «Городские решения» Григорием Корневым и Мирославом Вальковичем и поговорили о новой арене и старых городских проблемах.

Проект «Городские решения» — общественное движение, объединившее людей, которые хотят сделать свой город удобным для жизни. Городская инфраструктура, включающая в себя организацию работы общественного транспорта, ситуацию с парковками, пешеходные переходы, велодорожки и общественные пространства — это неполный перечень вопросов, которые волнуют активистов и над решением которых они работают.

По генплану там должен быть трамвай, теперь его там точно не будет

Новый стадион в Краснодаре — это плюс для города?

Мирослав Валькович

Мирослав Валькович

Когда начали строительство, местным жителям поначалу было страшно представить, что будет с автомобильным трафиком на прилегающих участках улиц Школьная и Восточно-Кругликовская после окончания строительства. Стадион построили, но открыли и новую дорогу от улицы Генерала Трошева до Тихорецкого кольца. Она сильно спасает, и как местный житель я очень доволен. Но если участок Восточно-Кругликовской от Жлобы до Школьной более-менее разгрузился, то далее все машины попадают в пробку перед выездом на Северную. И, честно говоря, становится тревожно за дорожную ситуацию в районе — что там будет происходить в дни матчей, предположить сложно. Нагрузка на район ожидается огромная, тем более что микрорайон продолжает развиваться и застраиваться, так что совсем скоро здесь будет еще больше домов и жителей. Как болельщик я готов терпеть, тем более я живу недалеко от стадиона. Но как быть тем людям, которые захотят вовремя приехать на матч из другого конца города? Они просто физически могут не успеть добраться.

Григорий Корнев

Григорий Корнев

У нас все вопросы о Краснодаре и его проблемах так или иначе приходят к теме транспорта. В любом случае, при размещении такого объекта в городе, где бы его ни построили (по крайней мере в Краснодаре), проблемы были бы везде. Есть такое ощущение, что нынешнее место — это наилучший для всех компромисс. К тому же вся эта красота и разнообразие — за счет частного инвестора, а не налогоплательщиков. Если бы здесь не было стадиона, то наверняка не было бы и парка, а только серые жилые массивы, и транспортная проблема стояла бы еще серьезней. Все-таки матчи на стадионе проходят лишь иногда, а люди, живущие в многоэтажках (а на месте стадиона их было бы еще несколько), ездят на работу и с работы каждый день, отсюда и пробки.

  • Стадион ФК "Краснодар" © Елена Синеок, ЮГА.ру
    Стадион ФК "Краснодар" © Елена Синеок, ЮГА.ру

А есть место, где новый стадион смотрелся бы лучше?

М. В.: Нынешнее место нормальное в общем-то. Могло быть еще хуже, где-нибудь за городом. Город развивается в северном и северо-восточном направлении. Когда-нибудь район Восточно-Кругликовской станет центром города.

Г. К.: Наверное, любое место имеет свои плюсы и минусы. Ну да, можно было в районе поселка Лорис построить стадион, который стоял бы на трассе М4 — рядом железная дорога, недалеко аэропорт. Но городского транспорта там бы не было. В нашем городе, где ни построй объект, тянущий за собой транспортные потоки, везде будут проблемы. Уже сейчас они есть и без стадиона.

Минусы у стадиона есть?

Г. К.: Да, начать хоть с тех же многоэтажек, которые стоят вплотную к нему. Возможно, здесь просто не было другого варианта размещения, но обычно жилая застройка находится на дистанции от спортивного сооружения, потому что яркий свет, скопление машин или шумные фанаты могут мешать жителям окрестных домов. Кстати, изначально, согласно генеральному плану, стадион должен был располагаться южней. Я не знаю, почему его перенесли, но это решение с транспортной точки зрения стало плюсом. Оставить стадион рядом с конечной остановкой троллейбуса означало бы гарантированное столпотворение и пробки по окончании матча, драки за место в троллейбусе. Традиционно транспортную систему продумывают так, что стадион является ядром, а для развоза болельщиков предусмотрены три-четыре транспортные точки, которые расположены в 500–600 метрах от арены. Здесь такой возможности нет.

Буквально в полутора километрах от стадиона по улице Достоевского проходит трамвайная линия. Можно ли было ее продлить?

Г. К.: С трамваем в этом районе связана давняя история. Генеральный план предполагал возможность продлить трамвайную ветку по улице Красных Зорь, затем по Новосельскому проезду и далее через ЖК «Панорама». Здесь между домами располагается бульвар, по которому и должен был проходить трамвай. Но возникли проблемы — прямо по ходу предполагаемого движения началась стройка, судя по документам — «дома досуга для детей». Администрация подала иск, но суд постановил, что человек является собственником и назначение земли соответствует тому, что он там строит, так что причин для сноса нет. По генплану там должен быть трамвай, теперь его там точно не будет.

И как же быть в такой ситуации?

М. В.: Гипотетически, есть одна интересная альтернатива. Совсем рядом со стадионом вдоль улицы Тихорецкой проходит железнодорожная ветка. Расстояние от нее до спортивного объекта — не более 1 км, причем большую часть пути от остановки до арены болельщики могли бы проходить по живописному парку. Народ мог бы приезжать сюда с Комсомольского микрорайона, из пригородов. Мог бы, если бы по этой ветке пустили электричку.

Пешеходный маршрут от остановки электрички 668 км до стадиона ФК «Краснодар»

А разве не существует сейчас проект «Городская электричка», что с ним не так?

М.В.: А многие просто не знают о его существовании, плюс не все гладко с инфраструктурой. Я видел, как на остановочном пункте в Комсомольском микрорайоне во время дождя люди раздевались по пояс, чтобы перейти лужи и попасть на остановку или выйти с нее. Освещения в темное время суток зачастую нет, далеко не самое удобное расписание, которое не всегда подходит работающим людям.

Г. К.: Действительно, этот проект мог бы стать хорошей альтернативой. Городская электричка в принципе существует, просто расписание у нее составлено по остаточному принципу. В приоритете поезда дальнего следования, грузовые составы, поэтому сейчас у городских электричек не очень удобное расписание, но они ходят, и сейчас можно достаточно быстро с того же Комсомольского попасть в центр за 20 минут. Электричка работает, возит людей, но она не прибыльна, потому что ей никто не занимается, не лоббирует и не развивает.

Якобы скоростная магистраль из ниоткуда в никуда

В чем преимущество использования электрички возле стадиона?

М.В.: Во-первых, она ходит как часы, и ты всегда можешь успеть на матч. Еще один плюс — привлечение не только городских болельщиков, но и любителей футбола из пригородов, из населенных пунктов. Это позволит увеличить посещаемость стадиона. Тем более что специально во время матчей можно пускать дополнительные электрички. Народ пересядет из личного автотранспорта на общественный, и это поможет избежать глобальных пробок после матчей. Кстати, электричка могла бы помочь болельщику совместить пиво и футбол. Для многих это тоже стало бы аргументом.

Г.К.: Важный момент, о котором часто забывают, — железнодорожная ветка проходит достаточно близко от аэропорта, и электричка могла бы возить болельщиков, прибывающих из других городов, прямо на стадион.

Пешеходный маршрут от краснодарского аэропорта до остановки электрички Пашковская

По идее, Галицкий должен активно лоббировать этот проект?

Г.К.: Я подозреваю, почему Сергей Николаевич не лоббирует этот проект. Как только он начнет это делать, с него попросят деньги на его осуществление. Мне кажется, что проблемы с трамваем в этом районе тоже из-за того, что администрация города очень хотела привлечь к его осуществлению Галицкого и его деньгами закрыть городские потребности. Но у них не получилось. Галицкий мог бы стать инвестором этого проекта, но без участия РЖД и администрации Краснодара осуществить его в любом случае невозможно.

Многострадальный проект «Краснодарский транзит» мог бы помочь решить транспортную проблему возле стадиона?

М. В.: Есть один момент — «Краснодарский транзит» подразумевает не только строительство скоростной автодороги, но и демонтаж железнодорожных путей, а этого делать ни в коем случае нельзя.

Г. К.: Мы категорически против этого. Предполагается демонтировать участок основного железнодорожного пути Тимашевского направления от Компрессорного завода до примыкания к железнодорожной ветке Тихорецкого направления и на его месте построить четырехполосное шоссе и скоростной трамвай. Получается небольшой обрубок якобы скоростной магистрали, ведущий из ниоткуда в никуда. Если сделать это шоссе в таком виде, чтобы оно обеспечивало связь с разными участками города, тогда мы не получим скоростного шоссе, поскольку дорога будет пересекаться перекрестками и развязками. Второй момент — скоростное шоссе, начинающееся из узких улиц и упирающееся в другие узкие улицы, является бессмыслицей, оно ничего не разгрузит. Оно позволит быстро проехать небольшой участок, а затем встать в пробку на выезде с этого шоссе. Скоростной трамвай здесь тоже не выглядит спасением, поскольку он не связан с остальной транспортной сетью города, которую придется под него перекраивать. Смущает то, что в начале и в конце этого транзитного отрезка предлагают сделать перехватывающие парковки. Зачем они в городской черте? Перехватывать надо за пределами города.

Какой выход из ситуации вы видите?

Г. К.: Самым правильным было бы оставить железную дорогу. Убирать грузовые составы, убирать транзитные пассажирские поезда из черты Краснодара и пускать здесь регулярную городскую электричку, которая взяла бы на себя функции наземного метро. Вся инфраструктура для этого есть. Нам не нужно прокладывать железную дорогу, не надо выносить коммуникации. Установить остановочные павильоны, оборудовать переходы — это мелочи на фоне возможных глобальных трат. Ежедневно в наш город въезжают и выезжают десятки тысяч автомобилей, это связано с трудовой миграцией из пригородов. Люди из близлежащих населенных пунктов едут в город работать, и мы спокойно можем возить этих людей на электричках. Подстроить под них расписание, чтобы им было комфортно, удобно, быстро и дешево. Человек приехал, оставил машину на удобной охраняемой парковке в районе условной Новотитаровской и через полчаса оказался на работе в центре города.

Зачем Галицкому электричка? У него есть вертолет

Когда запустят «Городскую электричку» и продлят ли трамвайную линию, неизвестно, а первый матч на стадионе пройдет уже 9 октября. Как город будет решать транспортный вопрос?

Г. К.: В КТТУ говорят, что они в состоянии обеспечить вывоз болельщиков с помощью существующего общественного транспорта и, возможно, с помощью дополнительных рейсов, которые будут работать непосредственно в дни матчей. Хотя без выделенной полосы для общественного транспорта здесь не обойтись, но выделенные полосы — это непопулярная мера в нашем городе.

  •  © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Вы предлагаете какие-то проекты и инициативы и приходите с ними к руководству города. Не было у вас попыток выйти с инициативой к Сергею Галицкому?

Г. К.: Он, конечно, человек открытый, но мне кажется, не с него нужно начинать эти решения. Этими проектами должен заниматься город, и даже край. С Галицким мы общались на тему возможных изменений в городе и у него позиция достаточно четкая — он готов менять вещи, которые ему ближе и которые он непосредственно видит. На мой взгляд, для Галицкого эта «Городская электричка» интересна с точки зрения подвоза болельщиков к стадиону — а это максимум два десятка матчей за весь год. А зачем она ему в остальные дни? У него есть вертолет.

Вы собираетесь пойти на новый стадион?

Г. К.: К футболу я равнодушен, но к «Краснодару» отношусь с симпатией по той причине, что это частный клуб, владелец которого много делает для развития спорта и своего родного города. На стадион я пойду с интересом, чтобы своими глазами увидеть, каким получился проект с точки зрения урбанистики, удобства для людей. Понятно, что на первых двух-трех играх будет сложно, причем наступать на грабли будет не администрация стадиона, а городские власти. Имею в виду работу с транспортными потоками и развоз людей после матча. А вот уже третья-четвертая игра на стадионе покажет, насколько городские власти и команда Галицкого справились с проектом.

Как вы считаете, если бы Краснодар получил право на проведение матчей чемпионата мира по футболу, это могло бы изменить ситуацию в городе?

Г. К.: Все эти развязки и инфраструктура, которая была бы построена к чемпионату мира по футболу, были бы заточены не на решение повседневных городских задач и проблем, а на то, чтобы на протяжении двух недель решать проблемы приезжих болельщиков и команд-участниц. Они бы эти задачи идеально решили, но совсем не факт, что подошли бы жителям. Посмотрите на Сочи. Несмотря на строительство новых дорог, проблемы пробок остались. Железнодорожную ветку вновь пустили по берегу, а не убрали в тоннель, поскольку это быстрей и дешевле. Железную дорогу не сделали скоростной, поскольку не успевали к открытию. Здесь мы получили бы те же самые проблемы. Работы выполнялись бы в срочном порядке, в ущерб качеству. Кому это надо?