Семейное гнездо Лины Скворцовой. Почему многодетная мать и руководитель «Синей птицы» может потерять дом

  • Лина Скворцова © Елена Синеок, Юга.ру
    Лина Скворцова © Елена Синеок, Юга.ру

Лину Скворцову хорошо знают краснодарцы — она руководитель благотворительной организации «Синяя птица», многодетная мать и добрая женщина, неспособная пройти мимо чужой беды. Лина помогает сиротам, спасает покалеченных животных, она открытая и жизнерадостная. Говорят, хорошими делами прославиться нельзя, но эту женщину знают именно по таким делам. Но сейчас Лина попала в сложную ситуацию, и ей нужна помощь, чтобы не остаться на улице с тремя детьми.

Мы приезжаем в дом, в котором живет Лина с детьми. Раньше мы никогда не встречались, но я знаю ее в лицо по фейсбуку, а она радуется нам с фотокорреспондентом, как старым приятельницам. Тут же начинает говорить о питомцах — во дворе бегают два щенка, еще одна собака по кличке Кефир выскакивает к нам, виляя хвостом. В прихожей обосновался английский бульдог. Прошлые хозяева держали животное в темной комнате без окон. В конце концов пес ослеп. Лина узнала, что пса собираются усыпить, и забрала его к себе. Еще одна питомица, русская псовая борзая, попала в Краснодар из Донецка. Дом, в котором она жила, разрушили, и животное лишилось передней лапы. Хозяева борзой предложили организовать перевозку, если кто-то согласится ее забрать. Конечно, Лина ее забрала.

Пьем чай, болтаем с детьми и играем с животными. Хочется оттянуть тяжелый разговор, но неизбежно приходится вспомнить всю неприятную историю Лины и ее семьи.

В 2015 году муж Лины Скворцовой потерял работу, семья не смогла выплачивать прежнюю сумму за ипотеку, и банк пытался забрать дом. Тогда через соцсети неравнодушные люди собрали 256 тыс. рублей на погашение задолженности перед «Газпромбанком». Но сейчас суд обязал Скворцову погасить всю сумму одним платежом — 5 млн 600 тыс. рублей — или ежемесячными выплатами по 300 тыс. рублей за полтора года. Отчаявшись, Лина снова обратилась за помощью в соцсети, и за первые два дня краснодарцы собрали 563 тыс. рублей.

«В 2008 году мы с мужем взяли ипотеку в «Газпромбанке». Стоимость, по оценке банка, была 6 млн 600 тыс. рублей. Мы взяли в банке 5 млн 250 тыс. рублей. Первоначальный взнос был 1 млн 250 тыс. рублей, добавили материнский капитал — около 300 тыс. рублей. Это сумма, которую мы сразу заплатили — материнский капитал и первоначальный взнос. Исправно выплачивали до февраля 2015 года, пока муж не потерял работу. Мы сразу поставили в известность банк, но ответ пришел только через два месяца — проплатите просроченные платежи и напишите заявление на реструктуризацию долга. Мы просили или снизить ежемесячный платеж, или дать отсрочку на год, чтобы стабилизировалось наше финансовое положение. В мае мы оплатили просроченные платежи, написали заявление. Май, июнь, июль, август — все эти месяцы звонили в банк, спрашивали о решении. Ответ был один: «Ваше заявление на рассмотрении». В сентябре нас вызвали в суд на отторжение дома или погашение всего долга одним платежом в 5 млн 800 тыс. рублей… Это был шок. Мы ходили к юристам, они в один голос говорили, что только банк решает, какой назначить ежемесячный платеж и график выплат. Повлиять на него невозможно. Муж не смог со всем этим справиться, мы развелись. Супруг — основной заемщик, через него я держала связь с банком. Из-за этого сама я не могла напрямую общаться с кредитно-финансовым учреждением. Я настаивала на том, что готова платить на 30% меньше, просила пересмотреть график. Но это был монолог: я писала и не получала ответа. Нервотрепка была жуткая.

В районном суде Динской было слушание. Происходило примерно так:

Банк: «Заемщик полтора года не платит».

Судья: «Почему вы не платите?»

Мы: «Потому что счет закрыли».

Судья банку: «Зачем вы закрыли расчетный счет?»

Банк: «Мы не хотим получать меньшую сумму. Хотим или дом, или сумму, которая была назначена изначально».

  •  © Елена Синеок, Юга.ру
    © Елена Синеок, Юга.ру

Переломный момент был на заседании, когда банк заявил, что не рассматривает меня как заемщика из-за тяжелого заболевания, и я не могу оформить страхование жизни. А это обязательное условие для кредита. Судья поинтересовалась, откуда банк получил эту информацию (это врачебная тайна). Стало понятно, что судья вникает в ситуацию и постепенно принимает мою сторону. Тогда банк оставил районный суд, дело зависло. И подал иск в арбитражный суд на признание бывшего мужа банкротом. Закон о банкротстве физических лиц принят недавно, и практика его реализации практически отсутствует. Многие юристы до конца не знают, как он работает. Я столкнулась с этим, когда мне звонили и говорили, что точно знают, как помочь. Но когда они спрашивали, обращалась ли я в опеку, я понимала, что юристы не в курсе, как он работает. В законе о банкротстве физических лиц черным по белому написано: наличие в семье детей и инвалидов не играет вообще никакой роли. Если тебя признают банкротом, ты должен отдать имущество, на которое брал деньги. Банк понял, что не получится забрать дом через районный суд, и нашел другой способ — через банкротство физического лица. Ведь я доказала, что могу платить, просто меньшую сумму. Я не отказываюсь платить и не прошу подарить дом. Закон еще предполагает, что человек, которого признали банкротом, должен выплатить государству 250 тыс. рублей за то, что финансовый управляющий по делам банкротства ведет твое дело. Он получает процент от суммы займа, от 2 до 7%. Это налог государству. Кто не знает, думает, что это классный закон, списывающий все долги. Ничего подобного.

В августе супруга признали банкротом, и теперь до 11 декабря я должна предоставить график платежей, который устроит банк. По закону, рассрочка на погашение всей суммы дается максимум на три года. Но, как объяснил финансовый директор, на его практике три года не утверждали ни разу. Обычно — год или полтора. Если назначат полтора года, то ежемесячная выплата будет 330 тыс. рублей в месяц. Когда мне озвучили эту сумму, у меня была истерика. Я закрылась на два дня в доме и просто выла. Честно, не понимала, что делать. С одной стороны, такая сумма, с другой — муж, которому ничего не надо. Тут дети, единственное жилье. Очень сложно было второй раз написать в соцсети, ведь два года назад я уже обращалась за помощью. С прошлой кампании мы собрали 256 тыс. рублей, оплатили и написали заявление о реструктуризации долга. Люди спрашивают, что я сделала за это время. Но я не сидела сложа руки: бегала по судам, ездила в Москву, встречалась с адвокатами, я многое предприняла. Я обратилась к людям в самую последнюю очередь, когда не осталось другого выхода.

Сейчас лучший вариант — заплатить банку процент и перекредитоваться в другом банке, чтобы выплачивать ипотеку в нормальном режиме. «Газпромбанк» дает полтора года, но если бы я взяла в другом банке на восемь лет, сумма была бы вполне подъемной. Я работаю, Бог даст, со здоровьем будет нормально. Но за полтора года это нереально. 300 тысяч в месяц — огромные деньги, даже для человека, который хорошо зарабатывает. Москвичи с их зарплатами пишут, что не понимают, как могли начислить такой платеж. Самая большая проблема в том, что я не могу оформить страхование жизни из-за своего заболевания, а это непременное условие у любого банка. Я очень надеюсь найти человека в руководстве другого банка, который воспримет эту историю как человеческий фактор и позволит договориться на особых условиях. Все юристы говорят, что наш банк — самый несговорчивый в плане договоренностей. У моей подруги тоже были трудности с ипотекой в другом банке, и ей снизили оплату в два раза. А мне на 30% не снижают. Хотя я одна, а подруга с мужем. Зачем банку на балансе дом? Когда в нем не живут, появляется сырость, грибок. Может быть, «Газпромбанк» ведет такую политику, понимая, что у меня единственное жилье — деваться некуда.

  •  © Елена Синеок, Юга.ру
    © Елена Синеок, Юга.ру

Группу помощи ведет мой знакомый Дмитрий Манукян. Мы пересеклись много лет назад, когда мы взяли этот дом. Он тогда занимался мебелью, и делал нам шкаф. Мы поддерживали хорошие отношения, но не близко общались. Когда я опубликовала этот пост, он написал в комментариях, что создал группу и будет помогать. Я ему написала: «Дима, ты меня еще помнишь?» Правда, мы общались раз в год, его участие было полной неожиданностью. Когда помогает близкий человек — это огромная благодарность, но когда помогают люди, от которых этого не ждешь… У меня есть знакомая в Америке. Она давно переехала, к Краснодару не имеет никакого отношения. Нашла меня через сайт «Синей птицы», мы стали общаться, хотя никогда в жизни не виделись. Я часто не сплю по ночам на нервной почве, и она звонит по скайпу. Очень поддерживает, говорит, что молятся за меня всей улицей. Это настолько неожиданно. А подопечные! Я вижу переводы — мои подопечные, вы понимаете, совсем не богатые, перечисляют помощь и пишут: «Лина, спасибо за все», «Лина, держитесь, мы с вами». Один мужчина написал: «Лина, держись, я тебя уважаю, ты почти мужик!» Это невероятно трогает, когда люди от всей души пишут такие вещи. Это здорово. Я вижу и гадости, которые пишут в соцсетях, но отношусь к этому философски. Давным-давно я услышала легенду о том, что каждый человек, как сосуд, чем-то наполнен — или любовью, или благодарностью, или грязью. Что ты в себе несешь, тем ты и делишься с миром».

Если вы хотите помочь Лине и ее семье, то это можно сделать так:

— перевести деньги на карту Сбербанка 4276 3000 1592 3819, получатель Скворцова Алина Александровна.

— перечислить средства на PayPal: e-mail — dm-trader@yandex.ru. Владелец кошелька Димитрий Манукян. Сбор средств осуществляется с разрешения и под контролем Лины Скворцовой. Контактный телефон: +7 (918) 071-79-09.

Полные реквизиты:

Получатель: Скворцова Алина Александровна
Счет получателя: 40817810130001262288
Банк получателя: Краснодарское отделение № 8619 ПАО СБЕРБАНК г. Краснодар
ИНН получателя: 7707083893
БИК банка получателя: 040349602
Корреспондентский счет: 30101810100000000602

Для внутренних переводов по системе Сбербанка:

Код подразделения банка по месту ведения счета карты: 5286190102
Адрес подразделения банка по месту ведения счета карты: г. Краснодар, ул. Дзержинского, 100.