Деньги, реклама, культура: чего еще не хватает российским виноделам

В Абрау-Дюрсо состоялся всероссийский саммит виноделов. Мероприятие стало традиционным — в этом году уже в шестой раз здесь собрались крупные российские производители вина, власть, ученые и дистрибьюторы.

Деньги на менталитет

Один из главных вызовов современности для всех участников рынка — культура пития в России. В «пироге» продаваемой в России алкогольной продукции вина занимают сравнительно небольшой сегмент. Значительная часть россиян предпочитает крепкие напитки, но наиболее популярно пиво. Именно его наши сограждане любят больше всего, именно оно — главный конкурент вина и шампанского. И, как с грустью говорят участники собрания Союза виноградарей и виноделов России, пока не изменится менталитет населения, взрывного роста продаж вин и шампанского ждать не приходится.

Возможно, для работы над сознанием россиян производителям и нужна поддержка государства. В стране почти нет собственных питомников, а саженцы виноградной лозы по большей части импортные. Чтобы вырастить местную лозу, нужно много лет интенсивного труда. К тому же погодные катаклизмы, урожайность и другие слабо прогнозируемые факторы никто не отменял — риски здесь высоки.

Производство российского вина — это игра «вдолгую», частный инвестор здесь должен работать при активном содействии государства. Пример системного подхода — Чили, где виноделие — национальный проект, а стратегия развития отрасли просчитана и расписана на много лет вперед. На саммите довольно долго обсуждали разработанный инициативной группой проект концепции развития виноградарства и виноделия в России в среднесрочной перспективе. Что дальше будет с проектом после этого обсуждения — пока загадка.

Налоги и акцизы — головная боль виноделов. По мнению участников рынка, виноградари и виноделы должны платить единый сельскохозяйственный налог, а акцизы повышать никак нельзя. Рост себестоимости продукции душит рынок, что в ситуации экономической турбулентности может стать добивающим обстоятельством.

Логика импортозамещения

В этом году произошло знаковое событие — выдана первая лицензия на производство вин с защищенным географическим указанием. Обладателем заветной лицензии стала крымская «Массандра», в процессе получения — «Коктебель». Правда, между собой виноделы поговаривают о преференциях производителям Крыма. Мол, кубанским, ростовским, дагестанским виноделам сложнее с получением лицензии из-за бумажной волокиты, а также неопределенности и двойственного характера формулировок в законодательстве по этому вопросу.

Сбыт является проблемой для производителей — в крупные сети зайти практически невозможно. На встречах не раз говорили (кулуарно и вслух): весь маркетинг зачастую сводится к размеру суммы, которую надо занести ретейлеру, чтобы твой товар появился на полках. Поэтому крупные производители отгружают вино с завода оптовику, а как и куда он будет его поставлять — не их проблема. Мелкие производители, крестьянские хозяйства и вовсе продают свою продукцию чуть ли не по знакомым-родственникам. В качестве одного из путей решения проблемы участники рынка называют более плотную работу с ресторанами.

Еще участники рынка продолжают настаивать на смягчении требований закона о рекламе. Кстати, слово «алкоголь» считается в профессиональной среде чуть ли не ругательным. Виноделы настаивают на том, что вина нельзя валить в одну кучу с «крепачом», коктейлями и прочими горячительными напитками. Виноделы хотят выделить свой товар в отдельную категорию — «продукция винодельческой отрасли». Хотя, конечно, от перестановки слагаемых градус не меняется.

Наконец-то (лучше позже, чем никогда) спикеры пришли к выводу о важности и перспективности интернета и социальных сетей как коммуникационного канала. Информирование потребителя о преимуществах и особенностях своей продукции, винная критика — без этого не будет сбыта, виноделы это прекрасно понимают. Особенно похвалили колонку Игоря Сердюка в газете «Ведомости».

Выбор экспертов

На слепой дегустации иностранные эксперты оценили более 140 российских вин. Но были и вина мировых производителей — для сравнения. Интересно, что в сегменте красных вин российские производители вышли на высокий уровень качества и способны побороться за своего покупателя с производителями Чили, Австралии, Калифорнии, Италии и Франции. К белому вину вопросов больше, здесь россияне еще не дотягивают по качеству. Игристые вина пока тоже не являются сильной стороной российских виноделов, считают эксперты.

Состав жюри более чем представительный — судьи международного класса британец Оз Кларк, Франсуа Мосс (Люксембург — Франция), Даррел Джозеф (Австрия — США), Йин Сянь Тан из Сингапура, россиянин Анатолий Корнеев. По мнению экспертов, в России необходимо развивать автохтонные сорта вина — те, для производства которых используется виноград, появившийся и выращиваемый в строго определенной зоне. На автохтонные сорта сейчас мода в мире, у россиян здесь есть перспектива.

В итоге победителем в номинации «Лучшее белое вино» стало вино «Мускат де Гай-Кодзор 2015» винодельни «Виноградники Гай-Кодзора» (Краснодарский край). В номинации «Лучшее красное вино» победа досталась «Винодельне Ведерников» (Ростовская область) с вином «Фантом 2012». В номинации «Лучшее ликерное вино» победил «Черный доктор» 2007 года крымского предприятия «Солнечная долина». Лучшим игристым классического метода признано игристое вино «Золотой Рислинг» Дома шампанских вин «Новый Свет» (Крым). В номинации «Игристое резервуарным методом» стало игристое вино «Блан де Блан Фанагории» 2015 года винодельческого предприятия «Фанагория» (Краснодарский край).

«Вино — это не просто продукция, такая как мебель, посуда или что-то еще. Для производства вина нужна страсть!» — заявил Франсуа Мосс. Хочется верить, что под горячим южным солнцем градус страстности российских виноделов будет расти, а покупатели получат вина, качество которых перестанет хоть в чем-то уступать лучшим мировым образцам.


Фоторепортажи

Как выглядит парк «Краснодар» ранней весной

Магнолии, цветущие лужайки, зеркальные кадки

Статьи

Балет, тренинг спасателя, детская химическая лаборатория

Чем заняться в выходные 23-24 марта. Выбор Эволюции Юга.ру

В комментариях недопустимы и будут удалены: реклама, оскорбления, мат (в том числе матерные слова с пропущенными буквами и звездочками), клевета, любые нарушения законов РФ, заведомо недостоверная информация, могущая нанести вред читателям, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в РФ.

Читайте также

Реклама на портале