В Чечне сотрудника Росгвардии убили из-за подозрений в гомосексуальности — «Новая газета»

Чечня
  • Следственный комитет © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Следственный комитет © Фото Елены Синеок, Юга.ру

В Чечне среди убитых из-за подозрения в гомосексуальной ориентации оказался сотрудник Росгвардии

По данным «Новой газеты» со ссылкой на источники, близкие к следствию, заместитель руководителя Управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК РФ по Северо-Кавказскому федеральному округу (СКФО) Игорь Соболь, проводящий доследственную проверку, должен вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела из-за того, что сроки доследственной проверки ограничены (трое суток с последующим продлением до 10, а потом — до 30 суток).

По данным газеты, постановление об отказе — промежуточное процессуальное решение, его отменит руководство СК РФ на основании того, что следователь не выполнил проверку и не получил результаты назначенных экспертиз. Это позволит продлить проверку еще на месяц. Издание предполагает, что процедура с постановлением об отказе, его отменой и продлением сроков проверки повторится. Работа следователя осложняется двумя факторами. По существу, Соболь проводит две проверки: по обстоятельствам преследования и убийств геев и по заявлениям чеченских властей и республиканского религиозного сообщества на предмет угроз в адрес журналистов «Новой газеты». Во время только второй проверки следователь должен установить личности и опросить участников многотысячного религиозного собрания, состоявшегося 3 апреля в мечети Грозного «Сердце Чечни».

Формат доследственной проверки ограничивает правоохранителей не только в сроках, но и возможностях: невозможно проводить допросы, очные ставки, опознания, обыски, изъятия, назначать криминалистические экспертизы, добиться эксгумации убитых и прочее. Следствие может только устанавливать фактические обстоятельства, осматривать помещения и опрашивать людей. Федеральный центр впервые за десять лет правления Рамзана Кадырова санкционировал доследственную проверку массового преследования граждан в Чечне.

По данным «Новой газеты», проверка вызвала большую панику в республике. Несмотря на обещание Кадырова содействовать следствию, силовики его саботируют. Полицейские отказывались от участия в следственных действиях, игнорировали повестки и являлись к следователю только после угрозы привода. Они все отрицали события, описанные в публикациях «Новой газеты» и сильно нервничали. Начальнику ОМВД по Аргуну Аюбу Катаеву, на которого указывали все жертвы Аргунской тюрьмы, стало плохо, когда он узнал, что следствие располагает персональными данными о десятках убитых и дело может дойти даже до эксгумации. Начальник полиции Грозного Магомед Дашаев заявил, что геев в Чечне теперь никто «пальцем не тронет, пусть хоть парады проводят в центре Грозного». Член СПЧ при главе Чечни Хеда Саратова, критиковавшая публикации газеты, заболела и не явилась на опрос. В Аргунской тюрьме бараки оказались заполнены свежим строительным мусором. Базу СОБРа «Терек» следователь несколько недель не мог осмотреть из-за учений — туда, по сведениям «Новой газеты», перевели заключенных из Аргунской тюрьмы.

Издание передало следствию новые данные о четырех пострадавших жителях Чечни — троих убили в связи с подозрением в гомосексуальной ориентации (среди них был сотрудник Росгвардии). Еще одного задержали по подозрению в экстремизме и убили — это произошло уже в то время, когда в Чечне шла проверка. Также стало известно, что жертвами преследований стали не только чеченцы, но и русские. Житель Ижевска оказался в республике в конце февраля — начале марта и его задержали, поместили в одну из секретных тюрем, и выпустили. Но потом его стали искать и убили уже на территории России.