Многократные наркозы убивают клетки мозга и память

Многократный наркоз может быть причиной нарушений памяти и проблем в обучении детей

Многократный наркоз, вызывающий гибель нервных стволовых клеток мозга, может быть причиной нарушений памяти и проблем в обучении детей, предполагают шведские исследователи.

"Детские анестезиологи уже давно подозревали, что дети, которые неоднократно подвергались действию наркоза в течение нескольких лет, могут страдать от проблем с обучением и памятью", – комментирует автор исследования, сотрудник Университете Гетеборга Клас Бломгрен.

Команда специалистов провела серию экспериментов на крысах и мышах для того, чтобы выяснить, что происходит в мозге со стволовыми клетками, когда они подвергаются действию сильного электромагнитного поля. Исследователи обнаружили, что магнитные поля не влияют на грызунов, однако неоднократный наркоз, который проводится перед МРТ, оказывает достаточно сильное действие на стволовые клетки, пишет HealthDay.

"Мы обнаружили, что неоднократная анестезия уничтожила большую часть стволовых клеток в гиппокампе, области мозга, которая чрезвычайно важна для памяти. Стволовые клетки в гиппокампе способны образовывать нервные и глиальные клетки, а это является чрезвычайно важным для нашей памяти", – отметил Бломгрен.

Проблемы с памятью, вызванные наркозом в молодом возрасте, сохраняются у грызунов ив дальнейшем, однако аналогичные нарушения не проявляются при многократном наркозе во взрослом состоянии. Это может быть связано с повышенной чувствительностью стволовых клеток в юности.
"Несмотря на многочисленные попытки, мы не смогли понять, что именно происходит при уничтожении стволовых клеток. Мы не наблюдаем никаких признаков усиленной гибели клеток, но по-видимому, они просто теряют способность к делению", – добавил ученый.
По мнению исследователей, помочь сформировать новые клетки, которые улучшат память, может физическая активность.

Как сообщали ЮГА.ру, положительно на мышление и умственные способности человека влияют грустное настроение, компьютерные игры и алкоголь, употребление шпината и орехов, голубики, зеленого и черного чая и сладких напитков, а также бег трусцой, разгадывание кроссвордов и занятия сексом. А негативное влияние на них оказывают, например, ожирение и гипертония.

Кроме того, недавно выяснилось, что один из вариантов гена APOE, который увеличивает риск развития болезни Альцгеймера в пожилом возрасте, способствует улучшению памяти и умственных способностей в юности, а низкий коэффициент умственного развития (IQ) – один из самых гарантированных признаков того, что человек будет страдать от заболеваний сердца.

Также исследователи пришли к выводу, что в среднем возрасте память у женщин лучше, чем у их ровесников мужчин.

Что посмотреть в Сочи