Экс-менеджер ФК "Кубань": О бардаке в клубе и "оптимизации" по-терешковски

В настоящее время ФК "Кубань" переживает далеко не лучшие времена. В чемпионате страны желто-зеленые плотно осели в середине турнирной таблицы, отпустив  на почтительное расстояние лидеров текущего сезона и серьезно уступая своим землякам из "Краснодара". После бодрого старта летом в Лиге Европы, осенью "Кубань" уже потерпела два поражения подряд и до максимума усложнила себе задачу выхода из еврокубковой группы. Все эти события происходят параллельно с уже третьей в нынешнем году отставкой главного тренера и конфликтами некоторых игроков с болельщиками.   

В интервью порталу ЮГА.ру бывший менеджер ФК "Кубань" Константин Жуков рассказал о причинах неудач желто-зеленых, о нынешней обстановке внутри клуба и причинах своего ухода из клуба.

Константин, какую должность Вы занимали в ФК "Кубань", в каких проектах принимали участие?

– В "Кубани" я работал менеджером отдела маркетинга и принимал участие почти во всех маркетинговых проектах клуба. Это и организация "желто-зеленого парка", и подготовка матчей, и различные медийные проекты, в т.ч. съемка видео-превью к домашним матчам и так далее. Кроме того, я был диктором на матчах как дублирующего, так и основного составов "Кубани". 

При каких обстоятельствах вам пришлось покинуть ФК "Кубань"? Что послужило тому причиной?

– Самая главная причина – это смена курса развития клуба. Новые люди фактически сорвали стоп-кран, а назвали это красивым словом "оптимизация". За считанные дни потеряли половину специалистов из нашей слаженной и сработанной команды менеджеров. Причем никаких новых целей нам не дали. Ходить на работу и знать, что главная цель клуба сформулирована: "Не тратить деньги" – это даже унизительно. Все шло к тому, что под лозунгом "Не расходовать средства" клуб просто ничего не делал. Даже там, где речь о финансах практически не шла.

На момент увольнения мой старый контракт уже истекал, и мы с генеральным директором не пришли к согласию по условиям нового. При этом показалось странным, что контракт со мной были готовы подписать только в том случае, если я сразу напишу заявление об увольнении по собственному желанию без даты. Подумал, что ходить на работу и ждать, когда за тебя поставят дату и просто уведомят, что ты больше не сотрудник клуба с такого-то числа – это не тот режим работы, в котором я могу выкладываться на все 100%.

Сейчас с клубом Вас что-нибудь связывает?

– Еще две недели назад связывало. Но сейчас уже нет. Так сложились обстоятельства. В течение двух сезонов я работал ведущим на стадионе во время домашних игр "Кубани", но неожиданно генеральный директор клуба заявил, что ищет мне замену. На вопрос: "Почему?" ответ был простой: "На этой позиции клубу нужна ротация". То есть никаких претензий к моей работе нет, просто решили что-то поменять. После этого разговора я провел еще несколько игр, причем некоторые даже бесплатно. А перед встречей с "Амкаром" мне просто никто не позвонил и не пригласил провести матч. Так все закончилось.

Как руководство клуба объяснило свое решение относительно Вас?

– Никто ничего не объяснял. Но я думаю, дело в том, что я открыто говорил об ошибочных решениях нового руководства, спорил и доказывал, что клуб должен вести себя намного активнее, чтобы не потерять болельщика.

Нынешней зимой "Кубань" последовательно покинули коммерческий директор Артем Миронов и генеральный директор Сурен Мкртчян. На Ваш взгляд, два этих кадровых изменения как-то связаны между собой?

– Конечно! Как я уже сказал ранее, руководство "Кубани" выбрало другой путь развития. Более легкий. А эти два человека заточены совершенно на другую работу, более продуктивную, более эффективную и честную по отношения к людям.

С нынешним генеральным директором клуба Владиславом Терешковым удалось найти общий язык?

– Когда должности коммерческого директора и генерального директора ФК "Кубань" покинули Артем Миронов и Сурен Мкртчян, я тоже написал заявление на имя Терешкова, но он попросил остаться. Понимая, что желто-зеленым придется пройти через "смутное время", я остался в клубе и стал пытаться продолжать то, что делала прошлая команда, дабы сохранить имя "Кубани", которое начало греметь на всю страну и даже Европу. Но, видимо, общий язык мы так и не нашли. Я думаю, дело в том, что у нас с Терешковым абсолютно разные ценности.

Как строится работа Терешкова на посту генерального директора ФК "Кубань"?

– У многих оставшихся в клубе менеджеров сложилось ощущение, что он активно пользуется правилом "Кто ничего не делает, тот никогда не ошибается". Могу судить по себе. Уходя из "Кубани", я предложил продолжать снимать видеоролики – превью к матчам, которые подняли "Кубань" на неимоверные высоты футбольного маркетинга страны. 

Единственное поставленное мне условие – делать за минимальную цену. Я договорился с другом оператором почти за гроши снимать и монтировать эти ролики, нашел самые дешевые костюмерные города и предварительно договорился с актерами сниматься за самые небольшие деньги. Все пошли мне навстречу ради "Кубани". После этого я позвонил генеральному директору и назвал сумму. Я был уверен, что он обрадуется, потому что цена получилась действительно низкой, а он ответил, что перезвонит. И на этом все закончилось. Как видим, роликов у Кубани сейчас нет – наверное, они тоже "оптимизированы". Хотя на форуме болельщиков Терешков в это время говорил, что ролики нужны, и он просто никак не может со мной договориться. Мне это кажется, по меньшей мере, странным. 

В нынешнем сезоне "Кубань" прекратила работу сразу над несколькими масштабными проектами: выпуском журнала "ГОООЛ!", съемкам видеороликов к домашним матчам команды, организации "Желто-зеленого парка" и многих других. По чьей инициативе и по какой причине все они были свернуты?

– Опять же, все дело в "оптимизации по-терешковски". По "Желто-зеленому парку" сказали, что он никому не нужен, журнал "Гооол!" решили сделать газетой. Все те проекты, по которым "Кубань" знали в России, никому не пригодились и были списаны как глупая трата денег.
Хорошо еще, что остались некоторые элементы шоу на матче. А то в один момент Терешков решительно хотел даже разогнать группу поддержки и "спрятать подальше" пушку, с помощью которой клуб раздаривал болельщикам майки на стадионе. Еле его тогда переубедили, и то он сказал, что оставит на время, пока не решит окончательно. Я слышал, что даже сотрудников музея хотели сократить. 

Мы вместе с прошлым руководством клуба понимали, что эти проекты были нужны "Кубани". Ведь это самые простые инструменты для того, чтобы быть ближе к болельщикам. Болельщик – наше все! И болельщик чего-то ждет от клуба, он понимает что "Кубань" – это динамично развивающаяся команда, которая с каждым днем становится все крепче и крепче, и болельщику хочется быть все ближе и ближе к команде. 

Мы чувствовали, что общение необходимо каждому, кому небезразлична "Кубань". И мы общались через все эти проекты, давали каждому желто-зеленому возможность быть с рядом "Кубанью", быть соучастником всех побед клуба. Сейчас этого мостика, который соединил команду и 5 миллионов человек, нет, он разрушен.

Как к этому отнесся главный инвестор клуба – Олег Мкртчян?

– Терешков говорил, что это все и есть инициатива инвестора. Но если честно, слабо верится, что Олег Артушевич, который отдает "Кубани" очень многое и по-настоящему любит желто-зеленые цвета, является автором этих перемен. В целом, клуб вряд ли начал экономить. Просто одни расходы заменили другими – мы все это видели и слышали.

 Как изменилась атмосфера внутри клуба с момента, когда Вы начали работать в "Кубани", и до сегодняшних дней?

– Изменилась очень сильно! От дружеской атмосферы и коллективной работы, которую создавало прошлое руководство, все переросло в непонятный бардак. Не понятно, кто чем занимался, кто за что отвечал. Звучали упреки, что Мкртчян и Миронов превратили клуб в коммерческий магазин. Говорили, что слишком раздуты штаты в коммерческом отделе, а рекламу может продавать и водитель. 

Кстати, насколько я знаю от своих друзей, которые еще трудятся в "Кубани", сейчас на месте менеджера по рекламе как раз работает водитель генерального директора.