Максим Ремчуков и Йозеф Хованец – об итогах выступления "Кубани" (Часть 2)

8 ноября на базе "Кубани" прошла пресс-конференция, посвященная итогам выступления команды в 2005 году. В первой части беседы Максим Ремчуков и Йозеф Хованец ответили на вопросы, остается ли пан Йозеф на посту главного тренера, в чем главная причина неудачного выступления в сезоне-2005, и будет ли сохранена задача выхода в премьер-лигу в сезоне-2006.

Владимир Вербицкий, "Комсомольская правда - Кубань": Как Вы поясните информацию о том, что Снытко подал жалобу на ФК "Кубань" в РФС?

Максим Ремчуков: Прежде всего, хочу отметить, что любое решение по конфликтной ситуации в Палате по разрешению споров между футболистом и клубом - это нормальная ситуация. Мы боремся за свои права и никому не собираемся платить лишних денег. Ситуация со Снытко очень простая. В прошлом году он был заявлен за "Кубань" по российскому паспорту, однако выяснилось, что у него есть и украинский. Поэтому у нас появились подозрения, что российский паспорт этого игрока получен с нарушениями. Его слова о том, что документ "белый", иначе как дезинформацией я назвать не могу. Судите сами: человек всю жизнь прожил на Украине, потом играл в Новороссийске, потом поехал в Ростов и получил паспорт за один день. При этом не знает, ни где он живет, ни адреса, ни улицы. А через 3 месяца получает российский загранпаспорт. В Новороссийске вообще была целая группа таких футболистов. Все, например, помнят скандал с Левицким.
История очень похожа на "дело Джеладзе", которое прогремело в прошлом году, когда сняли почти все очки с "Содовика" (Стерлитамак). В этом году, напомню, мы Снытко не заявляли. Но если бы Снытко оказался в заявке нашего клуба, нас просто оштрафовали бы снятием очков. Для "Кубани" это прямое основание для расторжения контракта. Он нас обманул при приеме на работу, даже не подумав, что клубу это может нанести серьезный ущерб.
Читал, что Толстых якобы поддерживает нас в этой ситуации. Честно говоря, смешно. Во-первых, у президента ПФЛ достаточно нейтральное отношение ко всем клубам, а во-вторых, судя по тем событиям, которые произошли в этом году, я считаю сложно обвинять Толстых в каких-то симпатиях к "Кубани". Просто бывают футболисты, которые хотят заключить контракт и получать деньги по нему, а играть - это уже не обязательно. Так не будет. Лишних денег мы никому платить не будем и доведем эту историю до конца.

Дмитрий Гуня: Пан Йозеф, готовы ли Вы смириться с тем, что, если останетесь в Краснодаре еще на год, рискуете существенно потерять в деньгах? И еще один вопрос: важно ли для Вас получить еще один шанс, чтобы выполнить свою задачу - вывести "Кубань" в премьер-лигу?

Йозеф Хованец: Если бы я приехал в Россию за деньгами, честно скажу, уже где-то в апреле меня бы здесь не было. Но я пришел работать, профессионально заниматься футболом. Я не только хочу для себя изучить российский футбол, но и поделиться своим видением игры с местными футболистами.
К сожалению, не все ребята, которые росли под моими руками в "Кубани", хотели выполнить поставленную задачу. Стоит только вспомнить две домашних игры с "Орлом" и "Авангардом". Для того чтобы добиться победы, нужно выкладываться на 100%. Не все хотели этого. Не все хотели биться. Один раз нам "повезло": в футбол вмешалась политика и мы не полетели в Нальчик... Но, так не бывает всегда. Нужно играть и биться до конца. Еще, думаю, нам надо учиться на своих ошибках.
Важно ли для меня остаться в "Кубани? Скажу так: я хочу выигрывать каждую игру. Но не все зависит от меня. 20-го будет решение. Это тяжелая, но красивая работа. А отношение к футболу в Краснодаре - профессиональное. Я готов работать.

Валерий Грицкевич: В этом году, на мой взгляд, в команде не было лидера. Можно ли ожидать появление такового в следующем сезоне?

Йозеф Хованец: Разве Любомир - не лидер? Посмотрите, сколько голов он забил, сколько пенальти заработал. А вообще, когда перед командой стоит задача выхода в премьер-лигу, все игроки должны быть лидерами.

Максим Ремчуков: Я считаю, в команде есть личности, которых можно назвать лидерами и вне поля, и на поле. Тот же Володя Герасимов, опытный футболист. Это может не бросаться в глаза, но он - лидер. Или Ивайло Петков. Или Рикардо. Бразилец, кстати, очень переживает за судьбу команды. Когда мы проводим внутрикомандные собрания, он часто встает, берет слово и выступает на смеси боснийского, русского и португальского. Кстати, у меня с ним был разговор. Рикардо очень хочет выйти в премьер-лигу, причем именно вместе с "Кубанью". Он готов остаться. Рикардо, я считаю, тоже лидер, хотя в силу объективных причин, он играл меньше, чем мог бы. Иногда лидер может быть в тени лучшего бомбардира или лучшего распасовщика. Такого вожака как Тихонов на фоне 22-23-летних пацанов в "Химках", у нас, может, и не было. Зато были несколько игроков высокого уровня.

Алексей Воскобойник: Показалось, что по ходу сезона команда испытывает не столько игровые, сколько психологические проблемы. Было несколько матчей, когда гол соперника вносил непоправимый разлад в игру "Кубани". Вспомним матч в Астрахани, два матча на Урале, невыразительный поединок с "Амуром", последний матч в Брянске - раз ничего не решает, значит, мы уже не играем. В связи с этим, вопрос: как ведется психологическая подготовка футболистов, кто за это отвечает?

Йозеф Хованец: Вы знаете, это типология футболистов. В вашем крае много футболистов, хорошо оснащенных технически, но многим из них не хватает агрессивности. Артур Тлисов, например, никогда не будет биться так, как Володя Герасимов. То, что у некоторых игроков не было игровой практики, тоже повлияло. Мы не уступали ни в одной игре, даже на выезде. Чаще всего не хватало мастерства в атаке.

Дмитрий Гуня: Пан Йозеф, Вы сказали, что причин у неудачного сложившегося сезона много, и нужно время, чтобы выявить главную из них. Тем не менее, что на Ваш взгляд у Вас же не получилось реализовать в "Кубани" в игровом, бытовом, психологическом планах?

Йозеф Хованец: Если смотреть на таблицу, на наше пятое место, не получилось ничего. Давайте посчитаем, сколько голов мы забили - вот одна из причин. У нас весь сезон были проблемы в атаке. Это, наверное, и есть главная проблема. Где-то нам не повезло. Но в целом, в конце сезона мы играли практически без атаки. Вдевятером. Тяжело. Еще были провалы на выездах - в Челябинске, с "Уралом". Счастье, что наш вратарь - один из лучших в первом дивизионе, а защита и полузащита - одни из лучших. Иначе результат мог быть и другим.

Владимир Вербицкий:
- На последней пресс-конференции Вы говорили, что очень устали во время сезона. Где будете отдыхать? И второй вопрос: у Вас не пропал интерес работать с "Кубанью"?

Йозеф Хованец: Интерес не пропал, гарантирую. Если честно, не помню, чтобы я говорил об усталости… Психологически - может быть. Но физически я готов. Что касается отдыха, в межсезонье я бы хотел пройти две стажировки: в ноябре и в декабре. Соответственно - в Англии или Германии. И, конечно, хотелось бы провести несколько дней с семьей.

Федор Пономарев, "Кубанские новости":
- Считается, что первая российский дивизион - это настоящее "болото". Вы, европейский тренер, провели в нем целый сезон. Какие странности заметили, чего, например, не встретишь в Европе?

Йозеф Хованец: Были и отдельные моменты, которые вызывали недоумение - уровень стадионов, судейских бригад, скандалы, избиение наших футболистов в Махачкале. Такого Вы на 100% не увидите ни в одной европейской стране. Да и в целом весь сезон в первом дивизионе оставил такое же впечатление... Удивляет то, что никто не хочет брать на себя ответственность за возникающие проблемы. Инспектор матча в Махачкале стоял в метре от того места, где ударили Зуева, потом обсуждал с нами этот момент, а на КДК опускал глаза и говорил, что ничего не видел.

Игорь Щеткин: Продолжая тему о странностях первого дивизиона. В Брянске, наверное, человек 30 посторонних бегало по полю, и милиция смотрела на это спокойно. Один даже гол забил, но его, слава Богу, не засчитали. Но вопрос не об этом. Осень в России - традиционное время для обсуждения каких-то коренных изменений в нашем футболе. В прошлом году мы рассуждали о расширении премьер-лиги, в этом году две темы: переход на систему "осень-весна" и сокращение количества легионеров в российских клубах. Хотелось бы, чтобы высказали свое мнение на этот счет.

Йозеф Хованец: Мне трудно об этом судить. Если смотреть на условия, то переход на другую систему - это выбрасывание денег. Реорганизация первого дивизиона, например, - как ее провести? И сколько это будет стоить? Как это все отобразится на выступлении сборной России? Переход на новую систему в первую очередь нужен клубам из премьер-лиги, выступающим в еврокубках. Серьезно говорю, сейчас не знаю однозначного ответа. Относительно легионеров - тоже сложный вопрос. У них у всех контракты в основном не на год, а на три или даже четыре. Если судить о плюсах-минусах, легионеры привносят другую культуру футбола, привлекают на стадионы людей. Наверное, это неплохо. Нужно время, чтобы понять, что принесут эти ограничения российскому футболу. Пока я могу согласиться с тем, что каждый приходящий иностранец должен быть лучше русского футболиста на той же позиции.

Максим Ремчуков: В Краснодаре можно играть по любой системе, а по той, по которой предлагают - тем более. Если нас за это сразу возьмут в премьер-лигу, то мы поддержим (смех в зале - прим. Д.Г.).
А если серьезно, складывается впечатление, что последнее время некоторые решения в российском футболе принимаются неподготовленными. Сейчас вообще в большинстве клубов строится долгосрочная работа, не рассчитанная на скоропалительные решения. Как строилась работа в "Роторе" или "Черноморце" - за один сезон все или ничего, такого сейчас нет. В премьер-лиге много иностранцев, и контракты у них долгосрочные. И сделать так, как сейчас предложил Мутко, можно было только не советуясь с президентами клубов.
Мне кажется, оптимально было бы разрешить выходить одновременно пяти иностранцам на поле, и, как в Англии, не считать тех, кто за последние два года сыграл не менее 75% матчей за сборную. Президент ЦСКА Евгений Гинер говорил об этом: очень, мне кажется, взвешенный подход. А то, что сейчас сделали - это очень мягкий переход, совсем плавный. Хотя, наверное, количество молодых ребят должно увеличиться. Примером может послужить тот же ЦСКА.

Алексей Воскобойник: Не секрет, что в командах, с которыми мы в этом году конкурировали, в Махачкале, Нальчике, Владивостоке, есть футболисты с кубанскими корнями. Тонга, Бианг, Стрельцов, Сомченко… Список можно продолжать. Насколько мы все-таки прогадали, что отказались от этих игроков, и станем ли в будущем внимательнее следить за своими кадрами?

Максим Ремчуков: У меня есть понимание того, что в "Кубани" должны играть свои ребята. Но сейчас, по различным причинам, такая ситуация невозможна. Стрельцов был у нас на просмотре зимой, Тонгу из команды убрали в прошлом году. Все мы знаем плюсы и минусы Тонги, сейчас не стоит это даже обсуждать. Просто скажу, что я не уверен, что Тонга сильнее тех защитников, которые играли у нас в этом году. Не уверен. Стрельцов также на своей позиции был слабее, чем Герасимов и Ушенин. Да, в своих командах, они, может быть, и стали лидерами, но давайте смотреть, с кем бы они конкурировали в "Кубани".
Никто не отказывается от ставки на местных игроков. Наоборот, всех кто есть, пытаемся сохранить, просматриваем новые молодые таланты. Диму Подружко, например, в этом году пробовали. Очень способный футболист, молодой, 86 года. В олимпийскую сборную приглашался, есть долгосрочный контракт с "Кубанью". Но в этом сезоне играл очень мало. Вероятно, что и в следующем столкнулся бы с той же проблемой. Поэтому сейчас мы ищем ему подходящий клуб, где он мог бы годик-другой поиграть в аренде и вернуться к нам уже с каким-то багажом. То, что он будет в состоянии играть в первой лиге - это 100%.
Тот же Илья Кокорев, воспитанник интерната "Кубани", сейчас находится в аренде в "Краснодаре-2000". Надо смотреть, с кем им сегодня предстояло бы конкурировать, и готовы ли они к такой конкуренции? Кокарев провел два сбора, отыграл рядом с Петковым. Понятно, что у такого футболиста он научился чему-то хорошему. Но в этом сезоне Илья, однозначно, слабее тех, кто есть в команде.
Еще раз упомяну о появившейся команде в Сочи - мы постоянно получаем оттуда информацию о ребятах Виктора Тищенко. Помогаем, чем можем, завозим туда способную молодежь. Два человека - Зебелян и Гоголь, кстати, уже попали в сборную "Юга" на турнир "Надежда". Ребята есть очень способные, которых надо обкатывать и которые потом будут к нам приходить. "Сочи-04" - не фарм-клуб "Кубани", де-юре у нас фарм-клубов с профессиональным статусом существовать не может. Но эта команда нам очень близкая. Зимой, возможно, даже кого-то будем привлекать к сборам в "Кубани". В случае с "Краснодаром-2000" у нас с Александром Борисовичем тоже нормальный контакт.

Алексей Воскобойник: Я поясню. "Ростов" спасает от вылета Максим Бузникин, краснодарец. В Нальчике один из нападающих основного состава - Овчинников, краснодарец. А мы весь год испытываем трудности с нападением. Люди, когда приходят в свой родной клуб, играют азартнее, ярче. Я не говорю, что Тонга лучше, чем Засев, допустим. Тонга с характером, Тонга боец, но мы от него отказываемся. А в результате получаем инертную команду, которой не хватает бойцовских качеств.

Максим Ремчуков: Может быть, здесь есть доля правды.

Дмитрий Гуня: Вопрос, без которого не обходятся пресс-конференции последних года три. Уже довольно длительное время идет процесс передачи стадиона "Кубань" из собственности профсоюзов - в собственность футбольного клуба. Каждый раз называются новые сроки, обычно в районе полугода, необходимые для завершения этой процедуры. Но воз и ныне там. У журналистов этот вопрос тоже, между прочим, вызывает живой интерес, потому что условий для работы на стадионе "Кубань" практически никаких. Как обстоит ситуация на сегодняшний день?

Максим Ремчуков: Проблема, к сожалению, не новая и очевидная. Стадион по-прежнему является краевой собственностью. Мы уже вели переговоры по этому поводу с Евгением Муравьевым, когда он курировал футбол в администрации Краснодарского края. В апреле у нас даже был предметный разговор с Муратом Ахеджаком, но после того, как с ним случилось несчастье, решение этого вопроса не продвинулось ни на шаг. Встречного понимания мы пока не находим. На данный момент есть цена - 300 с лишним миллионов рублей.
Буквально на днях я разговаривал с нашим новым куратором - Николаем Даудой. Мы пришли к общему мнению, что к этому вопросу надо вернуться. Я обрисовал ситуацию, как она есть: люди хотят, чтобы им привезли живые 300 миллионов в чемодане, а вы, ребята, занимайтесь стадионом 61-го года. Я считаю, это очень большие деньги. Хотя мы платим немаленькую аренду, понемногу благоустраиваем стадион. А куда идет арендная плата?
Понятно, что нам нужна и ложа прессы и новое табло. Но встаньте на наше место: табло мы нашли, а ставить должны на чужом стадионе? Мне жаль, но позиция с той стороны не очень гибкая. 300 миллионов можно пустить на инфраструктуру, на детский футбол, на что угодно. В любом случае, мы будем продолжать консультации в администрации края, чтобы найти схему, по которой бы стадион все-таки отошел клубу.

Дмитрий Гуня: Вопрос о постройке собственного стадиона не стоит?

Максим Ремчуков: Такая мысль проскальзывала, еще когда "Кубань" формально была в премьер-лиге. Честно говоря, хочется, чтобы сама команда дала толчок к принятию такого решения, вышла на качественно новый уровень игры. Построить стадион на 30 тысяч мест, при желании властей выделить землю и найти фирму-проектировщика - несложно. Это займет всего два года.
Но пока что команда остается в первой лиге. Все-таки примерно 60 миллионов долларов - такие инвестиции могут быть выделены под команду классом повыше. Это взаимосвязанные вещи. В любом случае, решение этого вопроса зависит от желания учредителей.