Максим Ремчуков и Йозеф Хованец – об итогах выступления "Кубани" (Часть 1)

8 ноября на базе "Кубани" прошла пресс-конференция, посвященная итогам выступления команды в 2005 году. Вел ее пресс-атташе Валерий Кондратенко.

Валерий Кондратенко: День добрый, уважаемые дамы и господа! Наша сегодняшняя пресс-конференция с участием генерального директора ФК "Кубань" Максима Ремчукова и главного тренера команды Йозефа Хованеца посвящена итогам прошедшего сезона. Вначале предоставим слово Максиму Константиновичу, а затем - ваши вопросы.

Максим Ремчуков: Приветствую всех, коллеги. Наверное, все рассчитывали, что у нас будет более радостный повод для того, чтобы собраться по окончании сезона, но это - жизнь, и тот результат, который есть, я думаю, объективно отражает то, как клуб и команда выступили в этом году. Причины, почему главная краевая команда не вышла в премьер-лигу, будут разбираться на совете директоров, который состоится в 20-х числах ноября.
Безусловно, невыход "Кубани" премьер-лигу в этом году - это большое разочарование, но я предлагаю посмотреть немного шире на эту проблему. Есть стратегические интересы учредителей в лице губернатора Краснодарского края Александра Ткачева и Олега Дерипаски к развитию футбола на Кубани. Подтверждением тому служит, в том числе, и появление команды "Сочи-04", которую в этом году поддерживали учредители. Фактически появился клуб, имеющий профессиональный статус, где мы планируем собирать и отслеживать способных ребят со всего края. Есть также любительская команда в Усть-Лабинске, которая поддерживается учредителями и в которой играют выпускники интерната "Кубани". Есть программа строительства натуральных полей, шесть из которых уже практически сданы.
После событий в Нальчике у меня был разговор с губернатором, в котором он достаточно адекватно оценил ситуацию и сказал, что если мы пятые, значит это наше место. И не надо какими-то сверхусилиями куда-то выходить. Надо проанализировать, что произошло и двигаться вперед, четко понимая, какие у нас есть возможности. Словом, я хочу подчеркнуть, есть стратегическая линия развития, касающаяся не только "Кубани", но и всего краевого футбола.
Кандидатура главного тренера также будет обсуждаться на совете директоров. Напомню, с Йозефом у нас заключен контракт по системе "1+2", и условием его продления был выход команды в премьер-лигу. Поскольку это условие не выполнено, сегодня он на равных претендует на пост главного тренера вместе с другими кандидатами. Естественно ему будут предложены другие условия и другой контракт.
По вопросам селекции пока сказать ничего не могу. Чемпионат закончился два дня назад, футболисты устали и с сегодняшнего дня официально отпущены в отпуск. Начиная с января, им предстоит три месяца тренировок и семь месяцев, за которые им предстоит провести около 50 официальных матчей в довольно напряженном режиме. Безусловно, изменения будут. В одном составе долго команда играть не может. Но конкретики ждите ближе к межсезонью. Сейчас у нас есть немного времени на анализ, а все принципиальные решения, касающиеся будущего клуба, будут озвучены позже.

Игорь Щеткин, независимый журналист:
- Наверняка среди многих причин неудачного сезона, есть основная - почему все-таки команда заняла пятое место и не смогла выйти в премьер-лигу. Нужно как-то определить этот главный вектор. Максим Константинович и пан Йозеф, есть ли у вас видение этого вектора и насколько вы себя с ним соотносите?

Максим Ремчуков: Для начала хочу уточнить, что перед началом сезона учредители клуба четко дали понять, что разницы между третьим или девятым местом не будет. Наверное, кто-то думает, что мы уже приготовились тешить свое самолюбие тем, что займем третье место, мол, нам не хватило совсем чуть-чуть. Нет, нам не хватило много. И самое обидное, что притом, что у нас был новый тренер, для которого в первом дивизионе все было в диковинку, при всем этом за восемь туров до конца мы шли на втором месте. И все было в наших руках. Но мы сами себя лишили важнейших очков в двух домашних играх с "Орлом" и "Авангардом", и, больше того, перед выездом в Нальчик и Махачкалу лишили себя уверенности.
Причина? Она в том, что больше, чем на пятое место мы в этом году, наверное, не наиграли. По совокупности всех факторов. Какой-то один глобальный и решающий просчет пока определить трудно, слишком мало времени прошло. Наверное, каждый из нас сейчас думает об этом. Мое мнение, если команда не выходит в премьер-лигу, значит, она попросту к этому не готова. И обвинять кого-то, когда на финише чемпионата играешь две игры дома вничью, для команды, которая претендует на выход в премьер-лигу, не позволительно. Хотя, я считаю, по сравнению с прошлым сезоном и команда, и клуб все-таки сделали шаг вперед. Поэтому, пока не отвечу на Ваш вопрос о главной причине. Думаю, есть несколько моментов, которые в целом повлияли на итоговый результат. Но в футболе так обычно и бывает.

Йозеф Хованец: Максим все правильно сказал, нельзя найти только одну причину. Найдем одну, появится следующая. Необходимо время на анализ.

Максим Ремчуков: Хочу добавить, вчера (7 ноября - прим. Д.Г.), несмотря на то, что в целом нет поводов для радости, мы с ребятами собрались и официально закрыли сезон. Мне было приятно услышать от футболистов, что они не снимают с себя ответственности, признают, что и их вина, безусловно, есть. Они понимают, что виноваты все по совокупности и каждый по отдельности. Только футболист - не тренер и не директор - может попасть в ворота, а не ударить выше. Таких моментов в этом сезоне было много. Мне понравилось, что нет перекладывания вины.
Сейчас эмоции перехлестывают через край. Сезон закончился, мы отпустили футболистов по домам, ну а с вами собрались, чтобы на то, что мы можем ответить - все-таки ответить. Но необходимо время, чтобы страсти улеглись, мы отчитались перед учредителями, объяснили причины, почему это произошло, и дали варианты дальнейшего развития событий.

Дмитрий Гуня, портал ЮГА.ру:
- Не выполнена задача на сезон - "Кубань" не вышла в премьер-лигу. Другими словами, не выполнена работа, за которую в клубе получают деньги и игроки, и тренеры, и руководящий состав. Виновных в таких случаях обычно наказывают. Кто и как будет наказан за неудачное выступление "Кубани"?

Максим Ремчуков: Я сказал об этом в самом начале. В 20-х числах будет совет директоров, на котором отчитаюсь я, отчитается тренер. Могу добавить, что у меня уже был неофициальный разговор с учредителями, но какие-то выводы - кого наказывать, как наказывать, и как это повлияет на развитие клуба - можно будет сделать только после совета директоров.

- Но Вы как генеральный директор можете наказать своих подчиненных - рублем или иными штрафными санкциями?

Максим Ремчуков: Рублем уже все наказаны. Есть бонус, который футболисты получили бы в случае выхода в премьер-лигу. Там достаточно существенная сумма, но теперь она останется у учредителей. Я уже не говорю про отдельные игры, когда команда не выигрывала дома или не набирала очков на выезде и не получала премиальных. Это и есть прямое наказание.

Валерий Кондратенко: Дима, я понимаю, что требовалось крови, но будем ждать 20-го. Надеюсь, следующий вопрос не будет таким кровожадным.

Максим Ремчуков: Ничего страшного, мы готовы и к кровожадным вопросам.

Алексей Воскобойник, "Независимая спортивная газета":
- Странная у нас получается пресс-конференция. Вопрос с главным тренерам решится через две недели, с игроками - через два месяца, итоги сезона анализировать рано, что же тогда спрашивать? В связи с этим, все-таки хочется уточнить, есть ли у руководства клуба приоритеты в выборе тренера, и переносится ли задача выйти в премьер-лигу на следующий сезон? А также - есть ли футболисты, у которых заканчиваются контракты или которые работают в команде с условием, что она выйдет в премьер-лигу, и как с ними будут работать дальше?

Максим Ремчуков: Начну с последнего вопроса. 90% футболистов "Кубани" имеют действующие соглашения с клубом, которые заканчиваются через год или позже. Пункт о том, что в случае невыхода он становится свободным агентом, есть в контракте только у одного футболиста. Его фамилию я не назову. Вообще, в контракте может быть масса всяких условий, поэтому не надо вдаваться в такие подробности, тем более что это достаточно конфиденциально.
Что касается задачи на следующий сезон. Ее будут определять учредители. Но я думаю, что, с учетом того, что делается на Кубани для развития футбола, с учетом их возможностей, можно предположить, что задача выйти в премьер-лигу будет поставлена вновь. Однако еще раз обращаю ваше внимание на то, что такое решение является прерогативой учредителей.
Что касается приоритетов в выборе наставника. У Йозефа есть свое видение, свой анализ - что не удалось в этом сезоне и почему. С другими тренерами также ведутся беседы, почему "Кубань", обладая даже, по мнению тренеров команд соперников, набором очень квалифицированных футболистов, эту задачу не решила. Это тоже предмет переговоров. Такие программы должны быть у всех кандидатов, с которыми будут вестись переговоры. Назвать фамилии кандидатов, простите, не могу. Сказать, с какими футболистами мы ведем переговоры - это повысить шанс, что они окажутся в другом клубе. Также и с тренерами. Кроме того, в спорте это даже не этично. Я уже не говорю про бизнес. Йозеф, например, был связан с нами обязательствами в течение года. Контракт у него действует до 31 декабря. Это значит, что с другим клубом, не столько формально, сколько по-человечески, он контактировать не может. И он нам пообещал: до того, как вопрос по нему не решится, он ни с кем не вступает в переговоры. Уверяю, что такая же ситуация и с теми людьми, которые возможно придут работать в "Кубань". У них тоже есть обязательства перед учредителями, акционерами, руководителями клубов. Поэтому, подчеркиваю, фамилии я сейчас назвать не могу.

Дмитрий Гуня: Максим Константинович, Вы уже сказали, что пан Йозеф находится в числе кандидатов на пост главного тренера "Кубани". Также проходила информация, что предметные переговоры велись с Евгением Кучеревским. Прокомментируйте их.

Максим Ремчуков: Поспешу Вас огорчить, но конкретные переговоры с ним велись еще в мае прошлого года, после того, как ушел в отставку Южанин. Вел переговоры Александр Молдованов. Я же с Кучеревским даже не знаком.

Алексей Воскобойник:
- Перед этим сезоном, когда приступил к работе пан Йозеф, он попал в ситуацию, когда ему пришлось работать с составом, который был набран Вами и его предшественниками. Летняя селекция закончилась разговорами о том, что не все футболисты хотят в первый дивизион. В связи с этим два вопроса: будет ли новый тренер участвовать в селекционной политике, т.е. приглашать футболистов и работать с составом, который он видит, и есть ли у Вас какие-то претензии к селекционной службе по этому сезону? На мой взгляд, летом мы не усилились хотя бы так, как, например, тот же "Луч". За исключением Трифонова и с натяжкой Резека, конечно.

Максим Ремчуков: Селекционное направление в клубе мы, безусловно, будем усиливать. Кто бы ни занял пост главного тренера, мы пригласим как минимум еще одного тренера-селекционера. Думаю, работу системы, вообще придется немножко поменять. В этом году мы отсматривали футболистов по краю, по второй и по первой лиге. Теперь работа нашей службы будет разбита по регионам. За футболистами, которые нас интересуют, будем следить не в течение сезона, а гораздо дольше. И не по видеокассетам, а живьем. Кроме того, что поменяем характер работы службы, замкнем ее на главном тренере, чтобы он больше общался с тренерами-селекционерами. На мой взгляд, в этом году тесного общения между ними не было.
Что касается оценки нашей летней селекции, позволю себе с Вами не согласиться. Давайте разберемся. Во-первых, в "Кубань" из "Зенита" перешел Олег Трифонов, которого мы видели и оценили еще по кубковым играм с питерцами ранней весной. Йозефу понравилось, как он играет, и Трифонов оказался в нашем клубе. Кроме того, из пражской "Спарты" пришел Резек, возможности которого Йозеф также хорошо знал. Причем, пришел не в аренду, а подписал контракт. Уже "на флажке" был заявлен Блага из шотландского "Абердина".
Да, у нас действительно не получилось договориться с Баженовым и Самодиным. Но это же не значит, что надо было хватать, кого попало. Селекции ради селекции я не понимаю. Если из четырех новичков - Епифанова, Трифонова, Резека и Благи, реально игроками основного состава становятся двое, я думаю, для команды, которая имеет определенный уровень сыгранности, два новичка в составе - это достаточно много. Или Вы считаете, что каждый раз должно быть так, как было у нас в 2004 году, когда футболисты приходили-уходили "пачками" по 15-20 человек?
Еще раз отмечу: да, мы не смогли пригласить русского нападающего. Но мы пригласили чешского, который, как и Трифонов, поднял конкуренцию в своей линии. Это бесспорно, потому что тот же Топчу во втором круге заиграл сильнее. А Епифанов, кстати, вызванный в сборную первого дивизиона на турнир "Надежда", в какой-то момент, когда у нас по разным причинам выбыли почти все защитники, играл в основном составе. В Махачкале, Химках. Я считаю, что нельзя каждый раз переворачивать команду, тем более по ходу чемпионата.

Игорь Щеткин: В конце сезона мы вели юридическую борьбу за свои права по матчам в Нальчике и Махачкале, отчего о "Кубани", я думаю, даже в официальных структурах сложилось представление как о скандальной команде, как о людях, которые больше бьются в кабинетах, а не на футбольном поле. Хотя почти все потом признали нашу правоту. Скажите, эта наша борьба никак не сказалась на имидже Краснодара как южной столицы футбола, куда ездит сборная, где проходят матчи Кубка УЕФА?

Максим Ремчуков: Не мне судить, в глобальном смысле сказались ли наши действия на имидже Краснодара или нет. Я могу судить о другом: хотят наши футболисты играть в Краснодаре, или хотят ехать к нам новые футболисты или тренеры? Так вот, ни у кого такое желание не отпало. Ни у кого из тех футболистов, которые сейчас есть в команде, я не вижу особого желания куда-то уходить. Да и главный тренер сказал, что хотел бы здесь остаться. Надеюсь, это лучшая репутация для клуба и региона. Даже наоборот, тем, что мы добились переигровки и эту переигровку выиграли, думаю, мы показали, что можем за себя постоять. Это усилило наши позиции. Кстати, "Кубань" в этом году ни одной жалобы на судейство не написала, кроме вот этой игры в Махачкале.
Слова Мутко, когда он по горячим следам сказал, что вот, мол, я еще подумаю, будет ли играть сборная в Краснодаре, меня удивили. Может, не до конца разобрался в ситуации? Мне кажется, проблемы одного отдельно взятого клуба, то, что мы отстаивали свою правоту, и футбол в регионе - надо разделять эти не совсем связанные между собой вещи. Как можно наказывать болельщиков, тем, что отменить приезд сборной в город? У нас ведь на матч с Данией придет 28 тысяч, вместо 7-8 на стадион "ЗИЛ" в Москве. Тем более 12 ноября. В результате сегодня (8 ноября - прим. ЮГА.ру) сборная прилетает к нам на базу жить и готовиться к предстоящей игре. Думаю, в заявлении Виталия Леонтьевича было много эмоций. Здравый смысл показывает, что Краснодар - футбольный город, а Краснодарский край - футбольный регион.

Николай Грушевский, ТВ-3:
- Вот мы сейчас вспомнили о событиях в Махачкале. А мне хочется задать вот такой вопрос. Наше решение - не ехать в Нальчик - можно ли было оперативнее сообщить о нем полпреду президента в ЮФО Дмитрию Козаку, губернатору Кубани Александру Ткачеву, правильно донести до них, что клубу в такой обстановке, имея иностранных граждан, рисковать было не к месту? Все-таки, можно было выиграть это противостояние?

Максим Ремчуков: У нас сложился цейтнот во времени. События в Нальчике произошли 13 числа, 14-го мы играли в Махачкале. Но сразу же после того, как вернулись в Краснодар, прямо ночью отправили факс в ПФЛ, РФС и КФА. Просили перенести игру в Нальчике, и рассмотреть инцидент в Махачкале. У Лиги было время для принятия решения. Там, где она должна была обеспечивать безопасность, этого сделано не было. Но ПФЛ предпочла занять жесткую позицию - отсутствие ЧП, данные руководством Кабардино-Балкарии гарантии, формальное соответствие регламенту… Я убежден, что наше решение было правильное. В том числе, исходя из логики приглашения Йозефа в начале сезона, с приходом которого мы хотели привнести в первый дивизион некий элемент цивилизации. С политической точки зрения, кому-то, наверное, было бы выгоднее, чтобы мы играли. Но если бы что-то случилось, сейчас совсем о другом, не дай Бог, шла бы речь.

Дмитрий Гуня: После того, как апелляционный комитет отклонил вашу апелляцию о переигровке со "Спартаком", Вы заявили, что клубу потребуется несколько недель для консультаций с юристами - продолжать ли искать правду в международных инстанциях. Сейчас, когда уже известно, что "Кубань" заняла пятое место, и даже переигровка ее не спасет, будете ли Вы продолжать борьбу за справедливость?

Максим Ремчуков: В УЕФА и ФИФА мы обратились сразу же после невылета в Нальчик. Нам, правда, пояснили, что УЕФА занимается только тем, что проводит соревнования между федерациями, поэтому можно считать, что мы их просто проинформировали о сложившейся ситуации. А вот от ФИФА, которая по регламенту могла бы рассмотреть наше дело, мы получили официальный ответ, суть которого в том, что в дела национальных федераций эта организация не вмешивается. Тем не менее, по норме у нас есть срок до 21 ноября, в течение которого мы можем обратиться в спортивный арбитраж в Лозанне. Пока юристы изучают документы, оценивают, какие есть возможности, какие шансы. Ответить сейчас, будем мы подавать апелляцию или не будем, я не могу, тем более что это несколько выходит за рамки моих полномочий. Да, есть моральная оценка этой ситуации подавляющего большинства людей, которые солидарны с нами. Но добиваться правды юридически - несколько сложнее, а, кроме того, достаточно затратно. Поэтому наши дальнейшие действия будут зависеть от решения учредителей.

Продолжение
Где заказать необычные суши и роллы в Краснодаре
Сегодня, 10:19
Где заказать необычные суши и роллы в Краснодаре
Пробуем варианты с сусальным золотом, в форме торта и бургера
Как попасть в Японский сад в Краснодаре без очереди
17 апреля, 12:37
Как попасть в Японский сад в Краснодаре без очереди
Самый простой и недорогой способ
Космические пираты, город тайн, сеанс психоанализа
Вчера, 15:35
Космические пираты, город тайн, сеанс психоанализа
Что посмотреть в кино в Краснодаре с 18 апреля