Что не так со скверами Краснодара? Рассказывает архитектор на примере Юбилейного

15 апреля в Краснодаре состоялась прогулка по скверам. Событие, организованное КЦСИ «Типография» совместно с ADM:group, компанией-застройщиком микрорайона «Близкий», собрало молодых архитекторов, урбанистов и неравнодушных жителей Краснодара.

Экскурсию по зеленым зонам Юбилейного микрорайона провел директор архитектурной компании Bureau ARD Алексей Тимофеев. Он рассказал о том, что не так со скверами в краевой столице на примерах Платанового бульвара и сквера «Школьный» и представил собственный проект развития территории.

Алексей Тимофеев

Алексей Тимофеев

директор компании Bureau ARD

— Сейчас все говорят о проектах комплексного развития территории и о том, что в Краснодаре вот-вот начнут их делать. Парадоксально, но последний проект комплексного освоения — это как раз Юбилейный микрорайон. Здесь в определенном балансе, рассчитанном по советским строительным нормам и правилам, есть и школы, и скверы, и детские сады, и общественные пространства, и общественный транспорт. Но у него есть один недостаток — здесь нет четкого деления на свой-чужой, приватное-общественное. В этой части микрорайона, где находится Платановый бульвар, дома стоят сами по себе, просто исходя из того, как они стоят по сторонам света. Когда это строилось в советские годы, земля была государственной. Сегодня, когда все поделили, появилось общественное и частное. Но как сейчас понять, где граница сквера или Платанового бульвара, а где внутридворовая территория?

Платановый бульвар. Плюсы:

Мне кажется, что администрации удалось навести в этом месте относительный порядок с машинами. Одно время здесь было двустороннее движение, сейчас движение организовано в одну сторону. Машинам теперь свободнее, но при этом они стали ездить медленнее. И обратите внимание на то, как здесь организована парковка. Положение припаркованных автомобилей зависит от того, насколько быстро они двигаются по улице. Чем медленнее улица, тем ближе к прямому углу положение припаркованного автомобиля, тогда как на оживленных улицах должна применяться параллельная парковка. А на такой улице машины должны стоять под углом 45 или 90 градусов. Здесь это сделано правильно.

Второй момент, который меня здесь радует, — детская площадка. В ней нет ничего особенного, но она более-менее нормального цвета и с нормальным покрытием. На это стоит обратить внимание. Потому что сейчас, к сожалению, очень часто детские площадки делают совершенно бешеных цветов. Проектировщики почему-то считают, что детям будет весело, если площадка будет яркой ядовитой расцветки.

Платановый бульвар. Минусы:

Юбилейный микрорайон вобрал в себя все особенности сначала советского, а затем и российского градостроительства, которые встречаются и в любом другом районе любого российского города. Платановая аллея была спланирована за долгие годы до нас, она представляет собой образец советской градостроительной школы со всеми ее ошибками. Вот посмотрите: бульвар имеет прямую ось, но пройти по нему прямо невозможно, потому что от него постепенно и постоянно кто‑то откусывал куски.

До сих пор при планировке скверов не учитывается очень важный момент — люди. Видно, что некоторые дорожки здесь расположены хаотично, а некоторые так и остались протопами. Потому что они сделаны без учета того, как ходят люди. Я не буду говорить о том, нужен ли здесь, на Платановом бульваре, этот парк развлечений — это отдельный вопрос. Но раз он здесь есть, то очевидно, что туда идут люди и им нужно место. Тут отсутствие связи между планировкой и функцией. У нас пока еще не научились взаимодействовать на этапе проектирования с теми, кто этот сквер потом будет эксплуатировать.

Зачастую нет никакой связи между тем, как пространство сделано и как оно используется. И ведь не первый год здесь кладут плитку, но проектировщики продолжают не обращать внимания на протоптанную дорожку. Архитекторы по‑прежнему смотрят на этот сквер сверху — это такое google-проектирование — и совершенно не замечают, как людям удобно ходить из своего двора в соседний, что им нужно ходить в магазин. Но на эти потребности, которые можно было бы включить в проект, никто не смотрит. И такое google-проектирование для многих краснодарских архитекторов, к сожалению, норма. Есть топосъемка, есть аэрофотосъемка, и, по их мнению, этого достаточно. Полевой этап — когда ты ходишь, смотришь, записываешь, общаешься с людьми, у них он отсутствует. Из-за очень сжатых сроков и недостаточного финансирования этот этап вымывается из профессиональной практики.

Обратите внимание, что некоторые элементы, которые делают сейчас, не изменились с советского времени. Вот этот бортовой камень был разработан в 60-е годы прошлого века. И до сегодняшнего дня этот дизайн не изменился. А такой узел примыкания тротуара к грунту чертили еще наши бабушки. Единственное, научились делать тротуар выше, чем грунт, и вода, которая скапливается, уходит и дренирует в газон. Но все равно сохраняется архаичность.

Сквер «Школьный»

Самое время вспомнить, что такое сквер. В моем понимании, это такой окруженный домами закрытый дворик, где высажены деревья, стоят лавочки, а люди собираются по вечерам в летних кафе. Картинка мечты. Что мы видим в сквере «Школьный»?

Огромные многоэтажные дома, очень большое пространство, которое проваливается в никуда. Это многострадальное место — здесь собирались делать двухэтажное детское кафе, «Макдоналдс» и даже гаражный кооператив на 150 машин. На самом же деле по исходной планировке сквера, с которой мы тоже работали, здесь должна была быть площадь. В нашей версии проекта на ней должна стоять городская скульптура и предусматривается много света, потому что это работает на безопасность пространства.

Характерная особенность микрорайона — очень слабое деление на дороги и улицы. Фактически, с точки зрения типологии городского пространства, в Юбилейном есть всего две улицы — проспект Чекистов и улица имени 70-летия Октября с противоположной стороны. Две улицы на 80 тыс. человек. Что в этом плохого? Поскольку нет сквозных проездов, то по району трудно передвигаться на машине. Но люди все равно передвигаются.

Вот характерное проблемное место. В микрорайоне нет дорог, и люди вынуждены пользоваться проездами. При этом они не задумываются, где тут главная дорога, где второстепенная, и в этом месте с периодичностью раз в неделю происходит авария. Виной всему не скорость, а неправильный радиус поворота и неправильно организованные дороги. В нашем проекте этой дороги нет, а все пространство отдано пешеходам. Почему я считаю этот перекресток очень важным? Потому что очень важна общая связанность пешеходных маршрутов внутри Юбилейного.

Весь микрорайон и все объекты его социальной инфраструктуры, детские сады и школы должны быть связаны единым пешеходным маршрутом, и это очень хорошо. По изначальному проекту это такой очень длинный сквер, куда можно отпустить ребенка, и он спокойно сможет пойти в школу, не пересекая проезжую часть. Сейчас это невозможно — все разрезано проездами, никакого единого маршрута нет. Мы в своем проекте попытались эту историю вернуть.

Вот, например, старое неказистое советское здание. Это ныне действующая библиотека, и на нее нужно обратить внимание, и людей не отводить от этого объекта, а приводить к нему. В нашем проекте мы попытались сделать и это.

Пройдемте дальше. В этой части сквера нужно сделать нормальный вход в школу, а помимо парадного входа здесь будет уместно что-то вроде зоны ожидания. Это такое пространство, где родители ждут детей после уроков, а сами школьники проводят время перед или после занятий. Это пространство должно быть удобным, безопасным и красивым.

Есть один момент, на который нам пришлось очень сильно опираться при проектировании, — коммуникации, которыми испещрен весь сквер. Сети связи, высоковольтные кабели, водопровод и теплотрасса. Это небезопасно и ужасно выглядит. Кроме того, из-за коммуникаций здесь нельзя сажать деревья с глубокими корнями и можно строить только какие-то плоскостные сооружения либо малые архитектурные формы, которые имеют легкий фундамент. Это сказалось на нашем проекте.

А вот это пространство — по нашему проекту и по ощущениям жителей, судя по тому, как они его используют, это такая рыночная площадь. Здесь периодически возникает стихийная торговля, и я не вижу ничего плохого в том, чтобы выйти из дома и купить у фермера домашнего молока. Но это место должно быть благоустроенным, комфортным и удобным. Мы предложили сделать здесь ярмарочную площадь.

Одновременно это место служит пунктом распределения потоков людей из разных частей Юбилейного. Здесь можно было бы проводить и какие-то городские праздники, потому что сейчас таких мест в микрорайоне практически нет. Также мы планировали, что в сквере будет велодорожка. Пока получается, что она идет из ниоткуда в никуда, но со временем она должна связать три разные части Юбилейного.

В своем проекте мы попытались оставить на месте и развить то, что жители уже обжили и сами для себя придумали. Наша цель — дать этому нормальную логистику. Если нужен ларек, то он должен стоять не в грязи, а на уже организованной площадке, где есть вода, электричество и прочие коммуникации.

Когда мы делали этот проект, мы взаимодействовали с людьми, знакомились с общественным советом Юбилейного. На полевом этапе мы просто выходили на улицу и общались с местными жителями, узнавая о том, что им нужно. Спрашивали, где люди гуляют с собаками, куда ходят в магазин и так далее. Кто-то считает, что это пустая трата времени, но на самом деле из этих маленьких нюансов складываются большие вещи. Куда пойти гулять с собакой? Нужен ли здесь этот забор? Проедет ли здесь детская коляска? Эти нюансы не учесть при google-проектировании.

18 марта жители Краснодара выбирали зеленые зоны Краснодара, которые больше всего нуждаются в благоустройстве. По итогам голосования из списка, в который входили 14 зеленых зон города, пять общественных пространств получили наибольшее число голосов. Их включат в федеральный проект «Формирование комфортной городской среды». Сквер «Школьный» в Юбилейном микрорайоне в число избранных не попал. В 2018 году заниматься его благоустройством не будут.

Алексей Тимофеев:

— Последняя информация от заместителя главы Краснодара Евгения Зименко такая, что если какая-то площадка из уже принятых проштрафится по срокам, то на подмену ей могут взять сквер «Школьный». Деньги на благоустройство выделены не адресно, а сразу на все. Поскольку проект уже готов, то сквер «Школьный», что называется, на подхвате. Также обещали, что в любом случае попробуют выделить какие-то резервы и хотя бы в 2019 году направить их сюда.


В комментариях недопустимы и будут удалены: реклама, оскорбления, клевета, любые нарушения законов РФ.

Читайте также

Реклама на портале