Какие маршрутки отменят в 2018 году в Краснодаре и кому помешала 27‑я? Ответы мэрии и перевозчика

  •  © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Зачем власти Краснодара отменяют маршрутки? Что об этом думают сами пассажироперевозчики и простые горожане? Юга.ру разбирались в теме, которая волнует десятки тысяч краснодарцев.

Тема с предстоящей отменой маршрутки № 27, долгие годы курсирующей между Комсомольским микрорайоном и Кооперативным рынком, стала одной из центральных в краснодарских соцсетях на этой неделе. Самое интересное, что этой новости почти полтора года. Соответствующее постановление было подписано еще 26 сентября 2016 года прежним главой города Владимиром Евлановым. Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа должен был внести серьезные изменения за период с 2016 по 2020 год и способствовать развитию транспортной инфраструктуры Краснодара.

В документе прописывались изменения схем движения муниципальных маршрутов, и, самое главное, здесь же было подробно расписано то, какие маршруты будут отменены. Так, запланировано, что в 2018 году прекратят свое существование семь маршрутов. В феврале перестанут ездить маршрутки № 13 ул. Благоева — «Краснодар Водоканал» и № 27 КМР — Кооперативный рынок. В августе прекратят работать маршруты № 5 военный городок им. Жукова — автовокзал Южный, № 35 ул. Гассия — мкр-н «Губернский» и № 53 аэропорт — вокзал Краснодар-1. А в сентябре уйдут в небытие еще два популярных направления: № 39 военный городок им. Жукова — ГМР и № 99 КМР — Юбилейный.

  •  © Коллаж Дмитрия Пославского, Юга.ру
    © Коллаж Дмитрия Пославского, Юга.ру

Чем же мэрии не угодила именно 27-я маршрутка? Чиновники приняли такое решение по результатам исследования работы маршрута и связанных с ним направлений. В частности, специалисты департамента транспорта и организации дорожного движения столицы Кубани выяснили, что 27-й практически на всем протяжении дублируется с другими маршрутами городского общественного транспорта. А еще — что на нем очень невелика востребованность поездок из начальной до конечной точки маршрута.

Артем Доронин, директор городского департамента транспорта и организации дорожного движения:

Оптимизация маршрутной сети общественного транспорта Краснодара — большая и системная задача, над решением которой мы сейчас работаем. Что касается маршрута № 27, то здесь было проведено исчерпывающее исследование его работы, которое проходило в течение трех месяцев. Было установлено, что он редко используется пассажирами для проезда из начальной точки в конечную, а в основном — для промежуточных поездок между остановками, здесь его полностью заменит другой общественный транспорт. Кроме того, маршрут № 27 дублируется со многими троллейбусными и автобусными маршрутами, которыми горожане смогут воспользоваться, чтобы доехать до нужных остановок. Таким образом, его отмена на транспортном обслуживании горожан практически не скажется.

  •  © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    © Фото Елены Синеок, Юга.ру

В мэрии рассказали, что исследование пассажиропотока на маршруте № 27 проводилось в два этапа. Сначала с помощью счетчиков, установленных в салонах, определили количество пассажиров, которые совершают поездки на автобусе, а затем провели опрос на конечных остановках маршрута.

Всего было исследовано 563 рейса и опрошено более 2 тыс. пассажиров. Только 270 человек ответили, что планируют ехать от начальной остановки маршрута № 27 до конечной — то есть в среднем весь путь проезжает менее 1 человека за один рейс. Закон Краснодарского края позволяет принять решение об отмене маршрута, если количество пассажиров, следующих из начального в конечный остановочный пункт, составляет менее 25%.

Городские службы обратили внимание еще на один момент — наиболее востребованные участки маршрута № 27, где зафиксирована наибольшая наполняемость салона и где заходит/выходит наибольшее количество пассажиров, — это участки, по которым проходят другие троллейбусные и автобусные маршруты, в том числе — большой вместимости. И 27-ю маршрутку на 61,5% дублирует троллейбус № 16, а маршрут троллейбуса № 20 совпадает с 27‑й на 78,9%. Департамент транспорта и организации дорожного движения считает, что существуют альтернативы отменяемой маршрутке. Это не только трамвай № 4, следующий в Комсомольский микрорайон от Кооперативного рынка, но и маршрутка № 44, схему движения которой изменили специально для удобства горожан.

  •  © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Что думают по поводу отмены маршрута сами пассажироперевозчики? Юга.ру задали вопросы директору предприятия, которое осуществляет перевозки по маршруту № 27.

Игорь Каракостанда, генеральный директор ООО «СВП»:

— 27-й — один из самых рентабельных маршрутов, которые у нас есть. Почему же его закрывают? Нам объясняли так: это процесс оптимизации, под который попало несколько маршрутов. Объясняли тем, что КТТУ в долгах, и чтобы троллейбусы и автобусы стали рентабельными, они закроют маршруты частных перевозчиков. Нам в открытую так и говорят: все это делают для того, чтобы уменьшить конкуренцию.

Выходит, довольно легко закрыть любой маршрут?

— Получается, что да. Они дождались, когда заканчивается договор, и не стали его продлевать. У нас он действовал до конца января, у кого-то — до лета. Так что летом закроют и их. Некоторые маршруты не закрывают, но изменяют их, делая нерентабельными. Вот у нашего предприятия 65-й попал под изменение. Раньше он ехал по Октябрьской, где есть специальная выделенная полоса для общественного транспорта. Теперь он идет по улице Ленина, где из-за припаркованных машин он иногда физически не может проехать.

А почему было решено сократить именно маршрут № 27? Почему не частично дублирующий его 44-й?

— Это мне не известно, я могу только догадываться.

  •  © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Сколько всего предприятий в городе и как распределяются между ними маршруты?

— В Краснодаре работает 24 предприятия. Маршруты они получают в результате конкурсов, которые проводит город. На 27-м маршруте на 19 машинах у нас работают 38 водителей.

Куда они теперь пойдут после закрытия маршрута?

— Новых маршрутов взамен нам никто не дает, но чтобы не подвести людей, мы постараемся куда-то их перебросить. Если они согласятся, конечно. Дело в том, что таких условий и такого заработка, как на 27-й, у них уже не будет. Жаль будет потерять коллектив, который там давно сложился. Обычно у нас большая текучка, но на этом маршруте на удивление слаженный коллектив работает последние пять лет. Вернее, работал.

Вы пытались что-то предпринять, чтобы не закрыли маршрут?

— Мы писали главе города, рассказывали о своих проблемах, просили помочь. Простые люди, когда узнали, что маршрут закрывается, восприняли эту новость очень негативно. Постоянно дергают водителей, звонят в офис, спрашивают, выясняют подробности и причины. Что мы им можем сказать? Объясняем, что не мы это придумали, и советуем обращаться в администрацию города.

  •  © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Вы сказали, что маршрут № 27 — один из самых рентабельных для вас. А есть и убыточные?

— Конечно. 121А ходит из хутора Копанского в район краевой больницы — он процентов на 200 убыточен. Мы тратим на технику в два-три раза больше, чем этот маршрут нам приносит, но мы понимаем, что он социально значимый. Можно сказать, что наши убыточные маршруты существовали за счет рентабельных — таких как № 27. У нас ведь еще и долговые обязательства. У нас сейчас 38 машин, взятых в лизинг, из них некоторые стоят по 4,6 млн рублей. Будем просить, чтобы нам продлили лизинг до 2020 года, потому что заплатить сейчас мы не в состоянии. Другого выхода нет.

Насколько нынешний тариф за проезд в 23 рубля позволяет расплачиваться за технику и зарабатывать?

— Чтобы водитель зарабатывал, а фирма исправно рассчитывалась за лизинг и процветала, стоимость проезда должна равняться стоимости литра топлива. Это мое мнение. Но сейчас люди платят 23 рубля. Известно, что в ближайшее время стоимость проезда поднимется до 25 рублей. Да, конечно, мы получаем субсидии от города, но лучше бы нам разрешили поднять тариф. И хотя наши маршруты переводят на нерегулируемые тарифы, то есть мы сможем брать с людей и по 30 рублей, — но кто тогда с нами будет ездить, если поездка в троллейбусе будет 25 рублей? Никто. При этом чиновники забирают рентабельные маршруты и говорят: хотите зарабатывать — устанавливайте свои тарифы на оставшихся маршрутах.

Тем временем краснодарцы создали петицию на имя мэра Евгения Первышова, губернатора Вениамина Кондратьева и министра транспорта и дорожного хозяйства края Алексея Переверзева. Люди требуют, «чтобы удобный и важный для краснодарцев городской маршрут продолжал функционировать!». За сутки петицию подписали около 500 человек. С одной стороны, это немало. С другой стороны, действия городских властей, не идущие вразрез с законом, предполагают закрытие еще шести маршрутов в 2018 году. Так что активисты могут начинать писать новые петиции уже сегодня. С третьей, — может быть, прав городской департамент, и упразднение маршрутов окажется оправданной мерой, а люди смогут пересесть на другой вид транспорта. Увидим уже в этом году.

Дружба народов и чувство гордости, ощущение обмана и страх подъемников
15 марта, 10:55
Дружба народов и чувство гордости, ощущение обмана и страх подъемников
Что вспоминают участники организации сочинской Олимпиады спустя 10 лет
Бал психов, демоны, призраки
14 марта, 13:18
Бал психов, демоны, призраки
Что посмотреть в кино в Краснодаре с 14 марта