«В погоне за хайпом можно пропитаться греховным трафиком». Репортаж с Кирилло-Мефодиевских чтений в Краснодаре

  • Открытие XXIII Кирилло-Мефодиевских чтений © Фото пресс-службы Кубанской митрополии
    Открытие XXIII Кирилло-Мефодиевских чтений © Фото пресс-службы Кубанской митрополии

Вчера, 19 октября, в Краснодаре прошли ежегодные Кирилло-Мефодиевские чтения. Денис Куренов посетил секцию форума под названием «Православие и средства массовой информации», где обсуждали фильм «Матильда», будущее масс‑медиа и место церкви в виртуальном мире.

Кирилло-Мефодиевские чтения проходят на Кубани уже в 23-й раз. Организаторы православного форума — Екатеринодарская и Кубанская епархия и администрация Краснодарского края. Тема чтений этого года — «Нравственные ценности и будущее человечества». В форуме принимали участие кубанское духовенство, учителя основ православной культуры, студенты Екатеринодарской духовной семинарии и казаки. На открытии чтений присутствовал и губернатор Кубани Вениамин Кондратьев.  В пресс-службе краевой администрации Кирилло-Мефодиевские чтения назвали «главным просветительским форумом края».

Секцией «Православие и средства массовой информации» руководила проректор Екатеринодарской духовной семинарии доктор филологических наук Марина Шахбазян. Первым на секции с докладом выступил иерей Вячеслав Клименко. Молодой священник цитировал Умберто Эко, Джорджа Оруэлла и Иисуса Христа, а также рассказывал о кризисе журналистики, который, по его мнению, выражен в погоне за трафиком, игнорировании фактчекинга и пренебрежении нравственностью. В середине доклада он предложил для сохранения нравственных ориентиров масс-медиа включить предмет «Основы православной культуры» в программу российских вузов:

Вячеслав Клименко

Вячеслав Клименко

иерей

«Итак, какое же оно — цифровое будущее масс-медиа? Станет ли оно эволюцией человека или приведет к революции человечества? Возможно ли его развитие без нравственных ориентиров? Да и в поиске правды — на что опираться, если не иметь представлений о Христе, который есть путь, истина и жизнь, как об этом говорит нам Иоанн Богослов.

Может, все-таки стоит не только оставить "Основы православной культуры" в школе, но и еще добавить такой предмет в вузы? Хотя бы для того, чтобы журналисты не попадали в курьезные ситуации с "мощами Богородицы" или с оберегами на православных выставках. К сожалению, очень часто в наших СМИ и такое бывало».

Затем отец Вячеслав перешел к рассмотрению проблем современной молодежи, которая погружена в виртуальный мир социальных сетей и видеоблогов. Клирик уверен, что церковь должна выходить в интернет и там спасать души:

«Для нас нормой всегда были такие добродетели, как вера, надежда и любовь, а ценности сегодняшнего студента… Спиннер? Сегвей? Некоторые вещи даже стыдно называть в таком зале. В основном продажи этих вещей растут благодаря отлаженному медийному маркетингу. Сегодня очень модным стал SMM, SEO-оптимизация и прочее. И даже целые курсы появились для людей, желающих этими вещами заниматься.

Мне уже приходилось как-то говорить, что изменить картину виртуального мира мы сегодня не способны, но мы можем пользоваться тем, что имеем. Как сказал апостол Павел, все испытывайте — хорошего держитесь. Церковь в процессе своей проповеди всегда пользовалась доступными инструментами, не посягающими на свободу человека. Например, современное стильное приложение "Радио Вера". Можно многое узнать о житиях святых, послушать евангельское чтение. Там красивые дикторы, красивые голоса, доступное и понятное толкование. Возможности пообщаться, правда, к сожалению, там нет.

В наши дни особенно остро ощущается необходимость присутствия церкви в виртуальном мире, где незащищенным оказывается абсолютно любой пользователь, где некому возвысить голос в пользу истины, где обидеть намного проще и легче, чем сказать доброе слово. Каждый журналист, блогер, медийная личность должны понимать, что в погоне за хайпом можно пропитаться греховным трафиком. И сегодня перед церковью стоит новая миссия. Церковь призвана в виртуальном мире спасать реальные души».

Церковь призвана в виртуальном мире спасать реальные души

Иерей Вячеслав Клименко

После этого руководитель секции Марина Шахбазян попросила, чтобы Клименко объяснил собравшейся публике, что такое хайп. Он ответил, что это «такое модное слово»:

«Сегодняшние блогеры характеризуют им возможность подняться, получить популярность за счет какого-либо явления. Однако если мы посмотрим на происхождение этого слова, то увидим, что изначально оно появилось в американских масс-медиа и маркетинге в значении "афера". Так можно это на русский перевести».

В конце своего выступления Клименко рассказал о некоторых православных проектах в интернете, в частности о видеоблоге «Batushka ответит». Одно из видео этого проекта он и представил публике. В нем, как сказал Клименко, было совершено «переложение известной притчи о десяти девах на современный молодежный язык».

После просмотра работы православного видеоблогера Марина Шахбазян попросила присутствующих высказать свои мнения. Священник Владимир Ромашкин, например, сказал следующее:

«Своеобразно, скажем так. Но каждая дискуссия, каждый дискурс, каждое выступление направлено на свою аудиторию. Для меня, например, и некоторые термины, сказанные отцом Вячеславом, были непонятны. Но современная молодежь живет своим сленгом, своим миром, создает свою реальность, и если ты попадаешь в эту реальность и можешь нести в этой реальности какую-то проповедь, то почему бы не делать это? Ведь апостол Павел... Посмотрите на его проповеди в ареопаге. Он был с одними философом, с другими — учителем, с третьими — наставником. И поэтому для каждой аудитории нужно подбирать свой ключ, свой язык, на котором она говорит. Почему бы и нет?».

Преподаватель ОПК из Динского района Ирина Лизунова согласилась с отцом Владимиром:

«Приеду домой и обязательно скачаю этот ролик. Такую форму я даже, наверное, включу в урок ОПК для своих восьмиклассников. У меня сидят одни мальчики, с ними довольно сложно работать. Так что я очень хочу попробовать в работе с ними такую форму. Чувствую, что пойдет».

Однако среди присутствовавших нашлись и те, кому подобный православный видеоблогинг пришелся не по нраву. Так, например, иеромонах Антоний из Армавирской епархии заявил, что школьники будут воспринимать такие видео лишь как анекдот:

«Григорий Богослов говорил, что не грязь пачкает Евангелие, а Евангелие освящает грязь. Так если Христос две тысячи лет назад выразил эту притчу именно таким образом, то стоит ли ее перелагать? Те наши студенты, школьники, которые посмотрят это видео, — они воспримут эту притчу на уровне анекдота».

Ценности сегодняшнего студента… Спиннер? Сегвей?

Иерей Вячеслав Клименко

C иеромонахом Антонием согласились многие из присутствующих. Разговор постепенно стал уходить к другим темам, в том числе и к фильму «Матильда». После этого руководитель секции решила перейти к выступлению протоиерея Владимира Ромашкина, чей доклад как раз был посвящен фильму Алексея Учителя и скандалу вокруг него.

Владимир Ромашкин

Владимир Ромашкин

протоиерей

«"Матильда" разделила общество на две части. Если мы посмотрим на то, как этот конфликт возникал, то мы поймем, что он был организован извне и направлен на раскол российского общества. Так же как и в случае с Исаакиевским собором, и в случае с Pussy Riot», — начал свой доклад отец Владимир.

Далее он стал рассказывать о норвежском сериале «Оккупация», в котором Россия оккупирует Норвегию:

«Уже изначально этот фильм был против России направлен. А в нем одну из главных ролей играет Ингеборга Дапкунайте. И потом эту же актрису берут на роль императрицы [Марии Федоровны, жены Александра III] в фильме Учителя. Не бывает ничего случайного».

По мнению священника, скандал вокруг «Матильды» расколол российское общество. Одни радикально выступали против выхода фильма в прокат, другие же говорили, что нельзя так резко высказывать свое мнение. Все это случилось, потому что «фильм популяризировался как событие года. На него нельзя было не реагировать».

На радикальные жесты противников «Матильды», некоторые из которых отец Владимир назвал «христианским терроризмом», по мнению докладчика, уже был дан ответ со стороны государства — новые правила пользования кадилом, которые в начале октября утвердил премьер-министр Медведев.

«Это такая мягкая реакция государства. Но из-за этих правил теперь можно закрыть чуть ли не любой храм. И все это происходит перед выборами. Кому нужно разделение нашего общества?» — задавался вопросом отец Владимир.

И как после этого не говорить, что это преднамеренная задача Запада расколоть наше православное общество перед выборами?

протоиерей Владимир Ромашкин

Для ответа он обратил внимание публики на книгу Эрика Явербаума «Паблик рилейшенз для "чайников"». По мнению отца Владимира, тот, кто придумал расколоть российское общество «Матильдой», действовал согласно проверенным рецептам пиар-технологий:

«Вот смотрите, эта книга все иллюстрирует. Сначала была просчитана наша реакция — нашей православной общественности. Ее просчитывали на основе случая с Pussy Riot. Затем, как тут написано, провели исследование, провели стратегическое планирование, провели огласку. Все по книжке сделано. Тут даже определение есть хорошее — что такое связи с общественностью. Цитирую: "Связи с общественностью — это сфера деятельности, посвященная влиянию на общественное мнение с целью частной выгоды". Кто выгодополучатель тут? Наверное, тот, кто снимал сериал "Оккупация". А итог какой? Мы разделились. Именно тогда, когда было важно разделить наше общество, — перед выборами».

Далее отец Владимир раскрыл еще один русофобский заговор. На этот раз в центре внимания оказались не сериал «Оккупация» и фильм «Матильда», а компания Google и ее борьба с Русской православной церковью. Но, по мнению докладчика, это все звенья одной цепи:

«Вчера ради интереса искал сайт патриархии. Набрал в гугле "РПЦ МП". И первой в списке результатов вылезает не наша церковь, а церковь макаронного монстра. Но с точки зрения SEO сайт Московской патриархии гораздо более посещаемый. Это противоречит всем алгоритмам гугла. Явное вмешательство в ранжирование происходит. Человеческое вмешательство.

Набрал в гугле «РПЦ МП». И первой в списке результатов вылезает не наша церковь, а церковь макаронного монстра

протоиерей Владимир Ромашкин

Вот берем мы этот выход гугла, берем фильм "Матильда"… И как после этого не говорить, что это преднамеренная задача Запада расколоть наше православное общество перед выборами?»

На мой вопрос о том, какое отношение к Западу имеет «Матильда», снятая на российские деньги и поддержанная государственным Фондом кино, отец Владимир ответил туманно: «Знаете, закинуть любое событие и смотреть, к чему оно приведет. Если что-то разгорается, то этому способствовать. Такая у них цель. Знаете, как бы это сказать… Имея отношение к информации, начинаешь искать корреляции, т.е. взаимосвязи фактов. Меня удивило, что актриса из "Оккупации" в "Матильде" имеет одну из важных ролей».

Далее отец Владимир стал говорить о big data:

«У нас есть две компании, которые занимаются обработкой больших данных, — «Яндекс» и Мail.Ru Group. И мне кажется, что пришло время проанализировать блогосферу в глобальном масштабе, чтобы выявить определенные корреляции, что за чем, к чему приводит, с чем это связано и как предотвратить определенные события. Кто не знает, что такое большие данные — почитайте об этом».

Марина Шахбазян

Марина Шахбазян

проректор Екатеринодарской духовной семинарии

Марина Шахбазян подчеркнула, что все, что сказал священник Владимир Ромашкин, — это его частное мнение. А официальная позиция епархии была высказана митрополитом Исидором еще в мае:

«Он не благословил верующих смотреть фильм "Матильда". Речь не идет о требовании запрета этого фильма для всех. Речь идет о нас с вами. Чтобы мы не соблазнялись, чтобы не возникало кипение вражды — нам, православным, не благословляется просмотр этого фильма.

И я хотела бы обратить внимание, что на территории нашей епархии не произошло ни одного скандала. Ни минирований, ни поджогов и т.д. И, наверное, это важная вещь.

Мы на своем епархиальном сайте и в своей газете не поддерживали эту тему вообще. Мы заполняли пространство наше информационное подлинными фактами из жизни Николая II. Его отношения, переписка, фрагменты исследований о нем. Тот материал, который был бы противопоставлен фильму. Чтобы было видно, что вот правда, факты, а вот — достаточно примитивное переложение неких представлений режиссера о том, какой фильм может стать фильмом года в юбилей социальной катастрофы, которая случилась с нашей страной сто лет назад».

Марина Шахбазян также подчеркнула, что церковь никогда не призывала к запрету «Матильды». Но вместе с тем она сохраняет за собой право называть ложь — ложью, а зло — злом.

Завершая секцию, Шахбазян обратилась к преподавателям и говорила о том, как надо говорить со студентами о «Матильде»:

«В вузах вопросы о "Матильде" будут стоять, я уверена. Мои студенты со мной будут разговаривать о правде и неправде в фильме. Здесь есть очень важная вещь — мы все переходим в период постправды. Вот такие яркие эстетические события формируют образ, который перекрывает реальность. Но надо не бояться таких разговоров. Надо обязательно говорить об искажении фактов и нарушении смыслов. Вот что вкладывал режиссер, а вот что за этим стоит на самом деле».

Мы все переходим в период постправды

Марина Шахбазян, проректор Екатеринодарской духовной семинарии

Я спросил у Марины Анатольевны: разве конспирологические теории о том, что Запад через «Матильду» пытается расколоть наше общество, — это не постправда, не искажение фактов?

«Ни на нашем сайте, ни в нашей газете, ни в наших соцсетях вы не найдете ни одного упрека подобного характера. Есть люди, которые в своих личных аккаунтах что-то подобное излагают. Эти люди часто бывают неадекватными, да, мне такие теории иногда приходится читать. Но есть определенная система верификации. Мы знаем, как правильно делать выводы. И мы стараемся работать корректно, подкреплять свои слова фактами. Это наша задача. К этому я всех и призываю».