«Изучать историю нужно только при помощи православного подхода». Репортаж с Кубанской православной конференции об уроках столетия

  •  © Фото Елены Синеок
    © Фото Елены Синеок

В понедельник, 6 февраля, в Краснодаре прошла Кубанская православная конференция «1917–2017: уроки столетия». Мероприятие состоялось в рамках книжной выставки-форума «Радость слова», которая проходит в выставочном центре «КубаньЭКСПОЦЕНТР» c 4 по 9 февраля. Организаторы выставки —  Издательский совет Русской православной церкви и Ассоциация книжных издательств и торговых организаций «Православная книга».

Конференция началась с напутственных слов митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора. В своей краткой речи глава епархии подчеркнул важность обращения к «катастрофическим событиям столетней давности» и дал краткий обзор преступлений против церкви во времена советской власти: «В каждом городе, в каждом селе была своя Голгофа. Наша страна была вымолена сонмом новомучеников, среди которых перед престолом Божьим предстоят и кубанские новомученики».

Об одном из таких священномучеников — Иоанне Яковлеве — рассказал в своем выступлении протоиерей Александр Игнатов. Протоиерей Иоанн, обвиненный советскими властями в контрреволюционной пропаганде, был расстрелян в 1921 году. Стоит отметить, что доклад Игнатова сопровождался аккомпанементом от оркестра камерной музыки «Благовест».

  •  © Фото Елены Синеок
    © Фото Елены Синеок

С самым ярким докладом на конференции выступила доцент кафедры церковной истории Екатеринодарской духовной семинарии, доцент кафедры истории России КубГУ, кандидат исторических наук Марина Горожанина. Ее выступление было посвящено невозможности изучения русской истории при помощи современной исторической науки.

«Почему некогда святая Русь превратилась в страну научного атеизма? Почему богобоязненный русский мужик, который отдавал последние копейки на строительство храмов, стал вскоре их разрушать? Почему на православной Руси стали возможны гонения на священников?

Ответить на все эти вопросы с помощью современных исторических теорий, к сожалению, невозможно. Потому что в основе всей исторической теории лежит просветительская парадигма, суть которой заключается в отрицании Бога. Невозможно понять российскую ментальность, используя западные технологии. Ответить на эти волнующие нас вопросы можно только при помощи православного подхода», — так начала свой доклад Горожанина.

Для изучения русской истории, по ее мнению, необходимо обращаться к трудам православных иноков. А особое внимание надо уделять воспитанию детей, «ведь как писал в 1919 году отец Николай Виноградов, “дети — это наше будущее”». В качестве контрапункта к этим словам Горожанина указала на слайд презентации, где располагалась фотография современных детей с митинга против строительства очередного храмового комплекса. «Все это наводит на грустные мысли», — заключила кандидат наук.

Далее в докладе следовало указание на краеугольный камень российской государственности:

«Отказ от православных ценностей и исторических традиций приводит к социальным беспорядкам и ослаблению государственной власти. Это не мой вывод, это вывод русской истории начиная с XI века. Иностранцы всегда удивлялись, почему Россия, как птица Феникс, снова и снова возрождалась из пепла. А ответ лежит на поверхности: сила России — в ее православной вере».

Если при Петре I русская знать была слегка заражена Западом, то при Екатерине II эта болезнь превратилась в хроническую

Марина Горожанина, кандидат исторических наук

В качестве иллюстрации своих слов Горожанина провела исторический экскурс, показывая, как «наши “друзья” с Запада еще с глубокой древности пытались осуществить духовную экспансию на Русь». Видимо, так и работает в ее понимании тот самый «православный подход» к изучению российской истории. Вот несколько тезисов Горожаниной:

— Ивана Грозного не любят на Западе, потому что он остался верен православию;

— Борис Годунов, убивший царевича Дмитрия, был первым монархом, который увлекся западными идеями;

— во времена Годунова появилось много ученых-иностранцев, из-за чего бояре обезумели;

— нет православного царя — нет Руси;

— Петр I вздернул страну на дыбы;

— пугачевский бунт — реакция русского народа на увлечение императора западными идеями;

— «Если при Петре I русская знать была слегка заражена Западом, то при Екатерине II эта болезнь превратилась в хроническую»;

— «Бунт декабристов — предупреждение об опасности увлечения просветительской идеологией»;

— вместе с западными идеями в Россию пришла крамола;

— несмотря на все попытки Николая I изменить ситуацию, сделать ничего было нельзя; болезнь увлечения Западом приобретала масштабы эпидемии;

— Александр II ввел гласность — cтало модно все критиковать, в результате «русская интеллигенция сошла с ума» и «появилась мода на революционные и атеистические идеи»;

— игнорирование исторического опыта и увлечение западными теориями привело к большой беде 1917 года.

  • Алексей Касатиков и галерист Марат Гельман во время открытия выставки ICONS © Фото Елены Синеок
    Алексей Касатиков и галерист Марат Гельман во время открытия выставки ICONS © Фото Елены Синеок

Также на конференции выступал протоиерей Алексей Касатиков, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» в Краснодаре. Доклад Касатикова был посвящен теме экзальтации.

«Какой дух овладевает большинством людей на том или ином важном историческом отрезке? В 1612 году был один дух, в 1917 году — совсем другой. Какой же дух движет революционными массами?» — задался вопросом докладчик.

По его мнению, дух, которым были захвачены массы в 1917 году, — это дух т.н. экзальтации, которую Касатиков считает проявлением гордыни. Именно экзальтированное состояние, охватившее широкие слои населения еще задолго до революции 1917 года, послужило причиной будущих катастроф.

В чем же проблема экзальтированности? В том, что это состояние, при котором человек жаждет перемен. И именно стремление к переменам, по мнению Касатикова, — причина трагедий русского народа. Это стремление привело к обновленческим расколам в церкви, к изобретению новых мистических учений, к увлечениям сектантскими идеями.

Далее отец Алексей переходит к критике модернизма, не уточняя, однако, что он понимает под этим термином: «Модернизм как идеология — явление, глубоко чуждое Церкви. Модернистское стремление к обновлению лежит в основе многих печальных событий человеческой священной истории. Сам Сатана был первым революционером — первым, кто пожелал изменения».

Причиной к переменам священник считает отсутствие любви. Ведь «любящий видит в любимом идеал, который не подлежит изменению». Отсутствие любви ведет к тому, что экзальтированные люди ищут смерти. «Единственное, что Бог не сотворил, — это смерть».

Сам Сатана был первым революционером

Протоиерей Алексей Касатиков

Также среди докладов можно выделить выступление доктора педагогических наук из КубГУ Андрея Остапенко. Он говорил о том, что могут сделать учителя истории и литературы для возвращения молодежи к традиционным ценностям.

Остапенко начал свою речь с обращения к словам патриарха Кирилла о том, что за последние 100 лет в истории России были две трагедии — это 1917 и 1991 годы. Если в 1917 году к власти пришли безбожники, то в 1991 году наряду с возрождением Церкви началось «колоссальное нравственное разрушение нашей молодежи», война против советского прошлого, «в котором, несмотря на декларативный атеизм, доминировали христианские ценности и традиционная этика». И если в 1917 году были уничтожены образцы христианской святости, то в 1991 году началось разрушение советского героизма и подвижничества.

Что же Россия получила взамен? По мнению Остапенко, вместо «ценностей дружбы, заботы, милосердия» в Россию пришел суррогат — «мультикультурализм, толерантность, лидерство, потребительство и индивидуализм». В качестве примера он приводит слова одного из «больших начальников», сказанные на форуме в Селигере: «Современный молодой человек должен быть конкурентоспособным и успешным лидером».

Остапенко призвал всех участников конференции прислушаться к патриарху Кириллу и президенту Владимиру Путина, которые, по его словам, составили формулу «возвращения к традиционным ценностям».

«Теперь мы знаем, как выстраивать нашу воспитательную работу», — сказал Остапенко. Затем он приступил к перечислению ценностей, озвученных патриархом Кириллом и Путиным: «вера, справедливость, солидарность, достоинство, державность» (патриарх); «честность, патриотизм, совесть, любовь, доброта, мужество, достоинство, отзывчивость, ответственность, чувство долга» (Путин). Все эти ценности, по мнению Остапенко, необходимо противопоставить «всем этим насаждаемым годами мультикультурализму, конкурентности» и т.д. Как ценности, например, мультикультурализма противоречат идеалам патриарха Кирилла и Владимира Путина, докладчик не пояснил.

  •  © Фото Елены Синеок
    © Фото Елены Синеок

Также на конференции с докладами выступили митрополит Калужский и Боровский Климент, протоиереи Валериан Кречетов и Андрей Мещеряков. Модератором конференции была проректор Екатеринодарской духовной семинарии, доктор филологических наук Марина Шахбазян. Она также выступила с докладом на тему «Богословская проблематика в СМИ как инструмент информационной войны». Завершить материал хочется цитатой из ее доклада: «И пусть рассказанная мною история преподнесет урок всем нам — не пытаться использовать веру, церковь и Бога в каких-то низких политических целях».

«Заставлять любить Родину бессмысленно»
16 апреля, 10:00
«Заставлять любить Родину бессмысленно»
Интервью со Стефанией Даниловой — о патриотической поэзии, детстве в Керчи, котах Махачкалы и русской Индии
ФК «Краснодар» немного перегорел психологически
15 апреля, 12:35
ФК «Краснодар» немного перегорел психологически
Разбор матча с «Зенитом»