Новый «Яндекс.Дзен»: как это должно работать? Интервью с руководителем сервиса Виктором Ламбуртом

  • Слайд с презентации «Яндекса» на конференции Yet Another Conference © Фото компании «Яндекс»
    Слайд с презентации «Яндекса» на конференции Yet Another Conference © Фото компании «Яндекс»

В Москве 30 мая состоялась ежегодная конференция Yet Another Conference. «Яндекс» представил изменения в «Яндекс.Дзене», рассказал о запуске сервиса для авторов и о новой платформе для сторителлинга «Нарратив». Руководитель сервиса «Яндекс.Дзен» Виктор Ламбурт рассказал порталу Юга.ру о расширении возможностей сервиса и о путях пользователя в интернете.

Смоделируем ситуацию с нуля. У человека первый смартфон, первая учетка, он устанавливает «Яндекс.Браузер». Он может выбрать себе рекомендации из неких изданий, которые рекомендует ему «Яндекс Дзен». Как они туда попадают?

— Если мы ничего не знаем о человеке, если человек купил свой первый телефон и никак раньше не логинился в «Яндексе», мы предлагаем ему для начала указать какие-то издания на разные темы, которые, по нашим данным, популярны в интернете. Там ограниченный список — вообще «Яндекс.Дзен» содержит много вкладышей, но в этом первом списке менее 100 изданий на разные темы, но в каждой теме выбраны самые популярные. Соответственно, это не подписка, это обозначение начальных интересов, из которых «Дзен» начинает раскрывать дальше интересы человека, предлагая материалы из этих изданий и материалы с изданий, которые похожи на эти издания. Дальше с каждым кликом, с каждым лайком или дизлайком «Дзен» все лучше его узнает и предлагает контент.

Каким образом выбирались категории этих интересов? Учитывается ли географическая привязка? Могут ли попасть в рекомендации региональные издания?

— Региональные издания, безусловно, могут попасть в рекомендации. Мы в качестве факторов учитываем регион пользователей. Я думаю, вполне возможно, что мы добавим в секцию региональные издания, но пока там представлены скорее локально неспецифичные издания. А локально специфичные мы и так найдем в соответствии с вашей географией.

То есть когда он опознает геолокацию, он в любом случае будет предлагать человеку издания из его региона?

— Да, будет пытаться предлагать. 

Сейчас там как основной инструмент монетизации присутствует «Яндекс.Директ». Планируется ли какое-то возможное промо постов от тех или иных изданий, как это делает Facebook?

— Возможно. Прямо сейчас такой опции нет, а планы традиционно мы не раскрываем. Если мы говорим про монетизацию прямых публикаций, которые мы сегодня представили, то там ситуация как раз отличается от того, что сейчас есть в ленте. В ленте это деньги, которые заработал «Дзен», и там мы используем наши собственные средства монетизации. Если говорить о прямых публикациях, которые создает издатель, то там он может воспользоваться нашими средствами монетизации, а если он опытный игрок на этом рынке и у него есть свои прямые продажи, то он может использовать их.  

  • Слайд с презентации «Яндекса» на конференции Yet Another Conference © Фото компании «Яндекс»
    Слайд с презентации «Яндекса» на конференции Yet Another Conference © Фото компании «Яндекс»

Вопрос о цифрах статистики, которые представили на конференции. Я их сегодня опубликовал в твиттере и получил поток сообщений в духе «это все случайные переходы», «я вообще не знал, что это называется “Яндекс.Дзен”», «Я случайно тыкаю в эти рекомендации». Выявляли ли вы статистику по длительности пребывания на сайте?

— Конечно. Мы по метрике смотрим на длину сессий, и она похожа на длину после переходов из социальной сети. Абсолютно сравнимо. Соответственно, когда мы оптимизируем, когда строим эту ленту, мы смотрим, что дальше происходит. Важен не просто клик, важно, сколько времени человек провел на материале, лайкал ли он его или дизлайкал.

Какие именно данные собирает «Дзен» у пользователя мобильного и десктопа, кроме истории браузеров? Введенные слова, посты и группы в соцсетях? Геолокацию? Историю перемещений и посещение тех или иных мероприятий? 

— «Дзен» анализирует историю браузера, то, чем интересуется человек, также анализирует его поведение внутри «Дзена»: как он кликает на карточки, остановился ли он на ней или пролистал дальше, как надолго остановился, перешел ли по ней, нажал на кнопку «больше такого» или «меньше такого». Все это анализируется с помощью технологий искусственного интеллекта.

А с чем вы связываете такой скачок по переходам в «Яндекс.Дзене»? Сколько «Яндекс.Браузером» пользуются, 11%?

— У «Яндекс.Браузера» разные доли в десктопе и мобильном. По данным на май, доля на российском рынке: 21% — десктоп, 4,7% — мобильные.

«Яндекс.Браузер» существует относительно давно на рынке, почему к концу 2016 — началу 2017 года лучшим механизмом служит «Яндекс.Дзен»? С чем это связано?

— В жизни «Дзена» было несколько ключевых моментов. Первых пользователей в «Дзен» мы запустили в тестовом режиме два года назад. Тогда это была экспериментальная группа на Android-браузере. Мы экспериментировали все лето, к осени поняли, что цифры вдохновляющие, и расширили эксперимент на всю аудиторию Android-браузера, стали подключать другие мобильные платформы. Год назад мы запустили «Дзен» в десктоп-браузере, у которого тоже очень большая аудитория, и это была первая большая волна роста. Последующие волны роста — это алгоритмические улучшения. Также в этом году мы запустили «Дзен» на мобильной веб-версии на главной странице «Яндекса», в приложении «Яндекса». Это все дополнительная аудитория.

  • Слайд с презентации «Яндекса» на конференции Yet Another Conference © Фото компании «Яндекс»
    Слайд с презентации «Яндекса» на конференции Yet Another Conference © Фото компании «Яндекс»

Читайте также:

Вопрос о «Нарративе». Насколько вы проводили параллели с форматом сториз? 

— Сторителлинг в целом уже такой базовый принцип. Уже сейчас, а в будущем еще больше СМИ будут конкурировать на уровне конкретных единиц контента, а не изданий в целом. Социальные сети начали эту тенденцию, «Дзен» и другие сервисы, основанные на искусственном интеллекте, продолжат. Поэтому выигрывать будут те материалы, которые наиболее увлекательно рассказывают истории и красочно их подают. Многие думают, как бы сделать сторителлинг. Я бы не сказал, что это сториз, это больше похоже на Snapchat Discover. Однако Snapchat использует более сложный формат и вообще сам формат закрыт для масс, именно по этой причине очень небольшое количество издателей пользуется этим механизмом. Мы специально спроектировали «Нарратив» таким образом, чтобы создание было максимально простым: последовательность экранов, на каждом — текст и какой-то медиаматериал (картинка, видеоролик или гифка). Мы верим в то, что будущее за простыми, но эффективными средствами подачи истории.

Помимо формата «Нарратива» можно использовать традиционные редакционные инструменты. Насколько они похожи на Medium?

— Если вкратце, похожи — это редакторы. В редакторе можно написать и отформатировать текст, добавить картинку, видеоролик. Это простой, но достаточно мощный по выразительной способности инструмент.

Сейчас многие пишут о том, что западные издатели отказываются от формата Instant Articles в Facebook, в том числе потому что он не дает прямых переходов на сайт рекламодателей. Насколько я понимаю, «Дзен» в любом случае будет уводить людей на сайт?

— У издателя есть выбор: либо оставить все как сейчас (тогда в ленте «Дзена» будет сниппет, который будет вести на сайт издателя), либо опубликовать в «Дзене» напрямую материал и монетизировать его либо своими прямыми продажами, либо нашей системой и сравнивать, что эффективнее. В целом пользователи больше будут любить прямые публикации, потому что они быстро открываются. Однако, конечно же, скорость далеко не все, увлекательность истории исключительно важна, поэтому если ваша история увлекательна и доступна только на вашем сайте, то пользователь придет в любом случае.

  • Виктор Ламбурт © Фото компании «Яндекс»
    Виктор Ламбурт © Фото компании «Яндекс»
  • Виктор Ламбурт © Фото компании «Яндекс»
    Виктор Ламбурт © Фото компании «Яндекс»

Мы наблюдаем, как «Яндекс.Новости» используют в политических целях — какую-то тему выводят в топ по регионам, это очевидно делается. Мы все слышим о термине постправды — люди лайкают то, что им нравится, и приходят в интернет за подтверждением своей точки зрения, а не за альтернативной. Вы согласны с тем, что персональный сервис рекомендаций еще больше усугубит возведение стен этих самых социальных пузырей?

— Не согласен с тем, что «Дзен» усугубит эту ситуацию. Не могу говорить за все персональные сервисы, но мы, видя эту проблему, делаем специальные вещи, чтобы расширять круг интересов человека. Во-первых, мы пытаемся предлагать материалы на темы, которые похожи на те, которыми интересуется пользователь. Во-вторых, мы предлагаем ему материалы, которые в целом популярны среди всей аудитории в этот момент. И для «Дзена» одна из важных метрик — diversity, разнообразие контента, которое мы предоставляем человеку. Часто мы, чтобы повысить diversity, несколько снижаем релевантность. Мы много внимания уделяем вытаскиванию человека из пузыря.

«Яндекс.Новости» отражают картину дня, они как новостной агрегатор представляют то, о чем пишут. Соответственно, если все СМИ написали про какую-то тему, «Яндекс.Новости» обязаны ее вынести — и именно так, как это вынесено в медиапространство. «Дзен» для каждого пользователя составляет персональную ленту. В этом смысле неважно, о чем пишут все остальные, если человеку это неинтересно, в его ленту это не попадет.

Важно не только то, о чем напишут, но и как напишут. Например, в Краснодаре открывался штаб Навального и два десятка районных газет вышли с заголовками «Сторонники Навального устроили потасовку с ростовыми куклами», но не написали, что штаб открылся и что это значит. Вопрос в подаче, и от этой подачи не застрахован никто. 

— Опять же да, если у человека есть это в интересах, мы будем предлагать, однако мы все же будем пытаться расширить его кругозор.