Пишу не сам. Кто вел твиттер Ткачева и чем еще занимались эти люди?

В блоге краснодарского ООО «Особые рекламные технологии» появился рассказ о том, как сотрудники компании вели сайт и твиттер от имени губернатора Кубани Александра Ткачева. Юга.ру разбирались, почему этот мемуарный очерк вызывает столько вопросов.

Факт причастности «ОРТ» к твиттеру Ткачева был известен в медиасреде, но ни губернатор, ни его пресс-служба никогда не сообщали об этом. На сайте «Особых рекламных технологий» тоже не говорилось прямо о контракте на ведение твиттера губернатора. В 2015 году в блоге появлялась похожая запись, однако там не называлось имя Ткачева, а просто рассказывалось об особенностях ведения микроблога некого политика.

Что-то не так с цифрами и датами

«Наша компания — вдохновитель и создатель этих ресурсов [сайта и твиттера Ткачева]. Как принято, приказ сверху был отдан категорично. Мы взвыли, но куда деваться. Пришлось делать. С первых дней существования блога (январь 2011 года) мы пахали днями и ночами — как рабы на галерах, если угодно. Тщательно отслеживали топовые новости и моментально публиковали реакцию губернатора. Разбавляли серьезные темы шутками. Не пропускали ни одного вопроса от читателей и всегда искали на них ответы», — сообщается в блоге компании.

«Особые рекламные технологии» похвастались количеством подписчиков, которого им удалось достичь, но несколько преувеличили масштабы.

 «Факты в цифрах: только за первые три месяца твиттер-аккаунт Александра Ткачева набрал 100 тыс. подписчиков. Для сравнения: микроблог Вениамина Кондратьева смог добиться такого же показателя только спустя полтора года. Результативность нашей работы вы легко оцените самостоятельно, если вспомните, каков был уровень известности Ткачева среди интернет-аудитории 7 лет назад (правильный ответ — "почти нулевой"). Ну и сравните с тем, какие аудиторные позиции Ткачев занимал к моменту своего перехода в Минсельхоз. Полагаем, комментарии тут не нужны», — пишут специалисты «ОРТ».

Кое-какие комментарии все же нужны: во-первых, за первые три месяца твиттер-аккаунт Александра Ткачева не набрал 100 тыс. подписчиков. Ткачев завел твиттер 31 января 2011 года, а спустя 1 год и 10,5 месяца — в середине октября 2012 года — у него было 50 тыс. подписчиков.

Во-вторых, когда аккаунт Ткачева набирал популярность, пользователи сайта toster.ru заметили, что среди подписчиков губернатора много фолловеров с однообразными именами и одинаковыми показателями активности: 0 твитов, 210 подписок на блоги и 71 фолловер.

В-третьих, число фолловеров Ткачева продолжает расти даже после того, как он забросил свой твиттер (после обещания не забрасывать его). В феврале 2015 года количество подписчиков микроблога достигло 300 тыс. человек. Спустя два года молчания количество фолловеров выросло до 445 тыс.

Что-то не так с авторством

«ОРТ» утверждает, что «с заказчиком ругались практически каждый день», а самые большие проблемы возникали, когда Ткачев сам писал твиты. Например, в 2012 году инженер по обслуживанию медтехники одной краснодарской больницы Юрий Будильников спросил, как ему прожить на зарплату в 15 тыс. рублей, на что губернатор посоветовал сменить работу.

«Но вот когда клиент САМ брался за перо — мы хватались за голову. Тут надо сказать, что свой твиттер и вот это вот все (комментарии, реплики, вопросы и упоминания) Ткачев читал постоянно и с большим интересом. И, бывало, заводился и начинал ругаться с комментаторами самостоятельно. Ну и сгоряча иногда писал ТАКОЕ… Многие до сих пор помнят резкий ответ инженеру по обслуживанию медтехники Юрию Будильникову. Граждане были глубоко возмущены, а мы за несколько дней убились в поисках тысяч быстрых и честных ответов на столько же вопросов. Информационный пожар в итоге потушили, реноме губернатора не в первый раз было восстановлено», — сообщает «ОРТ».

При этом в 2015 году бывший главный редактор «ОРТ» Александра Жирова рассказывала в краснодарской медиашколе «Телеграф», что знаменитый ответ Будильникову писал не сам Ткачев, а сотрудники «Особых рекламных технологий».

Что вообще такое «Особые рекламные технологии»?

По данным ЕГРЮЛ, компания была основана в 2011 году, основной вид деятельности «ОРТ» — работы в области компьютерных технологий и консультативная деятельность. Уставной капитал ООО — 10 тыс. рублей, чистая прибыль по итогам 2012 года составила 665 тыс. рублей, по итогам 2013 года — 6,5 млн рублей, по итогам 2015 года — 3,017 млн рублей.

По данным СПАРК, заказчиками «ОРТ» в 2013–2015 годах были «Газпром добыча Краснодар», ГБУЗ «Клинический центр профилактики и борьбы со СПИДом» министерства здравоохранения края, департамент информатизации и связи Краснодарского края, мэрия Краснодара, Туапсинский НПЗ и «Ростелеком».

Владелец «Особых рекламных технологий» — бывший спецкор ОРТ (Общественного Российского телевидения, сейчас это Первый канал) Кирилл Половной, который ранее был владельцем «Живой Кубани» и гендиректором телерадиокомпании «Екатеринодар».

Совладельцем «ОРТ» до марта 2013 года был Владимир Пригода — нынешний руководитель департамента информационной политики Краснодарского края. Уже в 2010 году Пригода фигурировал в СМИ как руководитель пресс-службы администрации Краснодарского края. Выходит, что «отданный сверху категоричный приказ» (как написано в блоге «ОРТ») о ведении твиттера Ткачева вполне мог отдать и сам Пригода — будущий совладелец компании, которая и получила заказ.

Система «СПАРК-Интерфакс» не пишет о контрактах с департаментом информационной политики или пресс-службой администрации Краснодарского края.

Еще один участник цепочки — Алексей Кащенко, который работал заместителем Половного в «ОРТ» и, похоже, тоже был причастен к твиттеру Ткачева. После этого он успел поработать в департаменте СМИ, советником губернатора и генеральным директором «Живой Кубани». После опубликования поста «ОРТ» бывшие сотрудники пресс-службы краевой администрации Алексей Кащенко и Галина Титаренко поиронизировали над записью, намекнув, что ведением твиттера занимались они.

При чем тут «Живая Кубань»?

«Особые рекламные технологии» причастны не только к твиттеру Ткачева. Осенью 2011 года компания «ОРТ» получила в управление крупнейший интернет-форум региона «Кубань.ру». На форуме (ранее принадлежавшем Ростелекому при поддержке Spider Group), по свидетельству старожилов, начали удалять политические темы и комментарии, а разделы «СМИ» и «Политика» были убраны внутрь форума «Общество», что уменьшило их аудиторию. 

Примерно в это же время Кирилл Половной стал новым владельцем независимого интернет-ресурса «Живая Кубань». Он приобрел его у краснодарского бизнесмена Бориса Мальцева. Генеральным директором «Живой Кубани» стал бывший шеф‑редактор муниципальной телерадиокомпании «Краснодар» и сайта краевой телекомпании «НТК» Алексей Кащенко.

Сам Мальцев говорил, что «благодаря вменяемой модерации высказываний на ресурсе [«Живая Кубань»] собралось большое число региональных блогеров, большое число пользователей, протестно настроенных по отношению к власти. Они говорили о том, о чем нигде, кроме ЖК, нельзя было сказать»

Пик популярности и влиятельности «Живой Кубани» пришелся на время, когда ее главным редактором была Нина Шилоносова. Когда страну потрясла трагедия в Кущевской, в блогах появлялись десятки комментариев местных жителей, рассказывающих о коррупционных связях в местной власти. Шилоносова задала вопрос президенту Медведеву — и тот назвал ситуацию в кубанской станице «модельной». Сайт все чаще стал подвергаться Ddos-атакам.

Новые владельцы «Живой Кубани» сразу же полностью поменяли команду модераторов, следящих за блогами и форумом сайта. По данным «Новой газеты», назначенные собственником модераторы удалили из блогов сообщения члена организации «Простые люди» о якобы принадлежащих семье покойного вице‑губернатора Мурата Ахеджака 75 квартирах в жилом комплексе «Чистые пруды». Позже с сайта пропала критическая статья о фактах коррупции в департаменте здравоохранения края, выявленных прокуратурой при покупке дорогостоящих томографов. Опыт модерации комментариев на форуме на «Кубань.ру» пригодился новой власти «Живой Кубани».

Впрочем, на сайте руководство менялось еще несколько раз. В 2012 году новым собственником интернет-СМИ стал Игорь Тарасов, учредитель и владелец ООО «Телекомпания “ННТ”» (Новороссийск), а гендиректором — бывший креативный директор рекламного агентства «РуПорт» Николай Андреев. В 2014 году Андреев ушел из «Живой Кубани», после чего компанию вновь возглавил Кирилл Половной.

Летом 2014 года «ЖК» покинула главный редактор Айгуль Трофимова, а Половной ушел с должностей гендиректора «Живой Кубани» и телерадиокомпании «Екатеринодар». Сайт возглавил Евгений Попов — человек, который до этого не занимал руководящих постов в медиаотрасли (по данным источников, связанных в то время с краевой администрацией, Евгений Попов состоял в близких отношениях с возглавлявшей тогда департамент печати и средств массовых коммуникаций края Ольгой Гороховой). Бывшие сотрудники «Живой Кубани» рассказывают, что вскоре после этого к ним в редакцию пришел Владимир Пригода и предложил сотрудникам переехать в здание администрации края — на Красную, 35. Так как большая часть сотрудников «Живой Кубани» уволилась, ведением сайта пришлось заниматься и работникам пресс-службы краевой администрации. Так независимая по документам «Живая Кубань» фактически стала частью администрации.


Таким образом, при губернаторе Ткачеве управление несколькими медиаактивами происходило через одних и тех же людей, иногда переходивших из частных компаний в государственные. Похоже, ведение твиттера губернатора для них более значимый актив, чем управление одним из некогда главных независимых СМИ региона. Ведь поста «Как мы управляли "Живой Кубанью" и уничтожили гражданскую активность на кубанском форуме» до сих пор не появилось.

Алексей Кащенко, Кирилл Половной и Владимир Пригода отказались ответить на вопросы портала Юга.ру.

Спасибо вам за то, что потратили свое время на наши воспоминания. Хорошо, когда есть, что вспомнить, правда?

«Особые рекламные технологии»

Лента новостей

Недопустимы и будут удалены комментарии, содержащие рекламу, любые нецензурные выражения, в том числе затрагивающие честь и достоинство личности (мат, оскорбления, клевета, включая маскирующие символы в виде звезд или пропуска букв), заведомо ложная или недостоверная информация, которая может нанести вред обществу (читателям), явное неуважение к обществу, государству РФ, государственным символам РФ, органам государственной власти РФ, а также любое нарушение законодательства РФ.

Читайте также

Реклама на портале