Материал подготовлен при поддержке ООО «Краснодар Сити»

После революции: Екатеринодар в марте 1917 года

Как жил Краснодар 100 лет назад? В начале марта 1917 года в Екатеринодаре узнали о свершившейся Февральской революции в Петрограде и отречении Николая II от престола. На основе сохранившихся исторических документов мы составили картину городской жизни, которая сложилась сразу после февральских событий.

В первые месяцы 1917 года в город продолжали прибывать санитарные поезда с ранеными на фронтах Первой мировой войны. В Екатеринодар приезжали беженцы — город страдал от перенаселенности. Лучшие здания были отданы под лазареты. Городская больница была переполнена: в одной палате размещали сразу 17 человек.

Стремительно росли цены. Перед очередным их повышением с прилавков исчезли даже коровьи и свиные хвосты. Не хватало муки, мяса, круп. Городская управа посылала гонцов за продуктами в другие города. Если цены на продукты выросли в 2–4 раза, то на лекарства — в 10 и более раз. Торговая полиция не успевала бороться со спекулянтами. Из-за роста цен служащим, учителям и врачам выделяли надбавки к жалованию. Их называли «прибавками на дороговизну».

Но в отличие от Петрограда, где за продуктами выстраивались длинные очереди (современники называли их «хвостами»), голода в Екатеринодаре не было. По сравнению с тем, что происходило в масштабах страны, продовольственный кризис не коснулся Кубани. Кроме того, по словам историков, производительность аграриев в то время выросла. На полях в 1917-м трудились немецкие и австрийские военнопленные.

Все чаще в полицейских протоколах стали фиксировать кражи и грабежи в квартирах. За 1916 год в городе было зарегистрировано 147 подкидышей, и эту цифру считали тревожной. Проблема с подкидышами сохранилась и в 1917-м — судя по протоколам Городской думы, для ее решения даже создали специальную комиссию.

Как в Екатеринодаре встретили Революцию

1 марта по старому стилю в Екатеринодаре получили сообщение о государственном перевороте в Петрограде. Наказной атаман Бабыч, представитель прежней власти, попытался задержать телеграмму, но она попала в руки служащему почты большевику Асаульченко. Вечером того же дня ее зачитали на собрании рабочих.

Наказной атаман Кубанского казачьего войска Михаил Бабыч

Наказной атаман Кубанского казачьего войска Михаил Бабыч

Михаил Павлович Бабыч (1844–1918) — коренной кубанский казак. С 1908 по 1917 год был наказным атаманом Кубанского казачьего войска. Считался хорошим администратором и бескорыстным человеком. В формулярном списке его в графе об имущественном положении значится: «Кроме содержания по службе, ничего не имеет». 26 марта 1917 года уволен Временным правительством «согласно прошению, по расстроенному здоровью, с мундиром и пенсией». В августе 1918 года убит в Пятигорске.

В этот же день, 1 марта, прошло первое общее собрание Совета рабочих депутатов города Екатеринодара. Позже этот орган переименовали в Совет рабочих, солдатских и казачьих депутатов. В последующие дни марта Совет провел кружечные сборы «на нужды русской Революции и на пасхальные подарки воинам». Кружечными сборами называли в то время форму сбора средств на благотворительные цели — деньги складывали буквально в кружку.

Жители города узнали о событиях в Петрограде только 3 марта. Газета «Кубанский курьер» в специальном экстренном выпуске опубликовала сообщение под заголовком «Государственный переворот в России». На чрезвычайном заседании Думы городской голова Михаил Сквориков сообщил о переходе власти к Временному правительству.

Пока в кабинетах и кулуарах политических партий шла активная работа по подготовке шагов к реорганизации власти, внешне городская жизнь оставалась прежней. Так вспоминает о событиях первых дней марта в Екатеринодаре современник Н. Гайденко (служивший в то время ратником дислоцированной здесь 233-й пешей Донской дружины, а после установления Советской власти — в городской милиции):

«Первое известие о Февральской революции мы в дружине прочли в газете. Мы направились в город разыскивать результат этого переворота. Помню, пришли к полиции: смотрим, полицейские как стояли, так и стоят; пошли к Бабычу — караул также стоит, ходят казаки, разгуливают; дружинники охраняют памятник Екатерине. Все стоит на месте покойно. Заглянули в военный штаб — туда не пускают... Первое, куда мы попали, это была городская управа. Там... нас долгое время обрабатывал Карякин... который говорил, что сейчас никаких партийных разногласий не надо, что мы все, интеллигенты и рабочие, все заодно должны учредить наше управление, а именно Учредительное собрание, которое решит, какое управление у нас должно быть. После этого мы отправились на заседание, кажется, это было второе заседание Совета рабочих депутатов, которое проходило в 1-й женской гимназии, на углу Бурсаковской и Соборной улиц. Там валялось несколько разбитых бюстов царских персон…»

Как обеспечивали порядок в городе

5 марта на заседании Городской думы «в целях недопущения анархического положения дел» избран Екатеринодарский гражданский комитет, объявивший, что ему принадлежит и «высшая гражданская власть» в городе. По сути, комитет взял на себя исключительное право использовать насилие в целях сохранения порядка. В состав комитета вошел будущий городской глава — Григорий Глоба-Михайленко.

Городских жандармов разоружили в первые дни после новостей о революции в Петрограде — сдача оружия прошла мирно. Позже полиция в Екатеринодаре была заменена милицией. Завершилась эта реорганизация к 20 апреля. 

Гражданский комитет, ставший правопреемником денежных средств и хозяйства полицейского управления, просуществовал до августа 1917-го. Кроме обеспечения порядка он также принимал решения об освобождении политзаключеных и публиковал списки провокаторов.

В городе процветала тайная продажа спиртных напитков — спирт в большом количестве забирали с казенных складов. Городская дума также отдала решение этого вопроса Гражданскому комитету.

Несмотря на складывающуюся картину хаоса, процветания криминала и неработающих городских коммуникаций, в исторических документах практически не упоминаются конкретные случаи массовых происшествий.

Праздник Свободы

Как писали в газетах, к примеру, в «Прикубанских степях» под редактурой Митрофана Седина, в Екатеринодаре 10 марта состоялся праздник Свободы. С раннего утра главные улицы заполнились толпами празднично одетых людей. Город украсили красными флагами, в большинстве случаев переделанными из старых, от которых оторвали синие и белые полосы. На Соборной площади после короткого молебна состоялся парад войск местного гарнизона. В манифестации в этот день приняли участие до 100 тыс. человек. Порядок, как отмечают газеты, был образцовый.

Это был праздник из праздников, торжество из торжеств. Ликовали люди, ликовала природа, день был теплый, солнечный. Все пело и кричало: «Да здравствует свобода, да здравствует республика, ура!»

Митрофан Седин, газета «Прикубанские степи»

Такие мероприятия в тот день проводились по всей стране. Об организации праздника шла речь в протоколах Городской думы — очевидно, за его проведение нужно было отчитываться Временному правительству.

Тем не менее историки сомневаются в истинности сообщений о масштабе события. В то время население города составляло чуть более 100 тыс. человек. Маловероятно, что все они, вне зависимости от своего возраста, политических взглядов, а также морального и физического состояния, в едином порыве вышли праздновать День Революции. Кроме того, в Первомайской демонстрации в Екатеринодаре через несколько месяцев приняли участие только 2 тыс. человек.

Смена власти в городе и области

12 марта газеты сообщили об отставке генерала и наказного атамана Михаила Бабыча. Сдав дела по управлению городом комиссару Гражданского комитета Екатеринодара Симановскому, а командование военным гарнизоном генералу Лебедеву, бывший начальник области покинул Екатеринодар. Уволенный «с мундиром и пенсией», он больше не возвращался на Кубань. До своей трагической гибели в 1918 году Бабыч жил в Пятигорске.

По официальной версии, отставка была добровольной — из‑за слабого здоровья атамана. Истинное положение дел было иным: за несколько дней до отставки Городская дума обсуждала вопрос об отправке в Петроград представителя Совета Рабочих Депутатов с требованием о смещении высшей администрации области. Вместе с тем планировалось передать Временному правительству информацию о том, что «в Кубанской области старая власть не сдает своих позиций». В обсуждении также упоминалась фамилия Бабыча.

Михаил Бабыч слишком сильно ассоциировался с прежним монархическим строем. Сохранить позиции ему не помогла ни принятая оперативно присяга Временному правительству, ни общая дипломатическая позиция в новой политической реальности.

К середине марта в Екатеринодаре были созданы структуры власти Временного правительства: образован временный Кубанский областной исполнительный комитет, из Петрограда прибыл комиссар Кубанской области — член Государственной думы кадет Кондрат Лукич Бардиж.

Кондрат (Киндрат) Лукич Бардиж (1868–1918) — хорунжий Кубанского казачьего войска, атаман станицы Брюховецкой (1903), один из выборных директоров Черноморско-Кубанской железной дороги, член всех четырех Государственных дум. После падения Временного правительства принял участие в формировании войсковых куреней «вольных казаков» для борьбы с большевиками. Расстрелян по решению Туапсинского ревкома 9 марта 1918 года, в день своего 50-летия, вместе с сыновьями Вианором и Николаем.

Свержение символов старой власти

24 марта комиссар Временного правительства в Кубанской области Кондрат Бардиж опубликовал постановление о снятии портретов бывшей царствующей династии и эмблем самодержавного строя, «каковые не уничтожать, а хранить впредь до особого распоряжения». Отдается распоряжение об изъятии из казачьих и солдатских песен слова «царь». Для пропаганды идей нового строя в кубанские станицы из Екатеринодара отправляются казак Безсчастный и солдат Крацов.

Отдается распоряжение об изъятии из казачьих и солдатских песен слова «царь»

  • Улица Красная, 1917 год © myekaterinodar.ru
    Улица Красная, 1917 год © myekaterinodar.ru

14 марта Городская дума принимает решение переименовать Николаевский проспект, появившийся в городе в 1914 году, после приезда Николая II, обратно в улицу Красную. В тот же день войска Екатеринодарского гарнизона и правительственные учреждения города присягают на верность Временному правительству.

Этот материал — первый в цикле о событиях 1917 года. Спецпроект портала Юга.ру посвящен важнейшим событиям, происходившим в стране 100 лет назад, и тому, как это отразилось на Кубани. Самое страшное и кровавое время еще впереди. Но относительно спокойный период истории с февраля по октябрь особенно важен для анализа. В это время постепенно обостряются социальные противоречия, которые позже приведут к Гражданской войне. Материал подготовлен на основе архивных документов и комментариев историков.

Дружба народов и чувство гордости, ощущение обмана и страх подъемников
15 марта, 10:55
Дружба народов и чувство гордости, ощущение обмана и страх подъемников
Что вспоминают участники организации сочинской Олимпиады спустя 10 лет
Бал психов, демоны, призраки
14 марта, 13:18
Бал психов, демоны, призраки
Что посмотреть в кино в Краснодаре с 14 марта