Материал подготовлен при поддержке ООО СИК «Девелопмент-Юг»

Кто дает имена краснодарским улицам? Вопросы, ответы и карта

  • Центр Краснодара — улица Красная  © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Центр Краснодара — улица Красная © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Что такое топонимическая комиссия, как переименовать улицу и кто эти люди, увековеченные в городских названиях? Портал Юга.ру узнал ответы на эти и другие вопросы.

Сергей Самовтор

Сергей Самовтор

кандидат исторических наук, член Краснодарской городской топонимической комиссии (КГТК) с 1993 года

Алексей Андреев

Алексей Андреев

Заслуженный работник Государственной архивной службы Краснодарского края

Расскажите, как появилась Краснодарская городская топонимическая комиссия?

— В годы советской власти при горисполкоме существовали «комиссии по наименованиям», в которые входили районные архитекторы и хозяйственные работники вне зависимости от их историко-топонимической компетентности. Нынешняя КГТК, работающая при городских административных структурах, впервые официально была утверждена в марте 1992 года, однако фактически свою работу начала еще в 1989 году. Изначально это была общественная организация, в которую входили писатели, краеведы, историки. Долгие годы председателем организации был Иван Алексеевич Мирный, замечательный картограф, топонимист, краевед. Все работали добровольно, на безвозмездной основе. С конца 1990-х комиссию стал возглавлять главный архитектор города. И если сначала в нее входили общественники, то в 2000-е годы туда в основном входили депутаты городской думы.

Что входит в компетенцию комиссии?

— Важный момент — топонимическая комиссия не принимает решение, а дает экспертную оценку. Помимо предложения названий улиц, переулков, проспектов, площадей, в обязанности комиссии входит наименование зеленых зон, и это сейчас очень актуальный вопрос. Мы сейчас стараемся отметить и назвать даже небольшой зеленый участок — сквер, аллею, парк — в зависимости от того, на что он потянет. Сейчас очень часто происходят самозахваты пустырей, на которых строят дома, узаконивают через суд, и ничего потом с ними уже не сделаешь. Статус сквера позволяет этот участок земли как-то защитить.

Топонимическая комиссия дает экспертную оценку по обращениям граждан или организаций, которые просят разрешения на установку памятников или мемориальных досок. Как это происходит? Как правило, пишется официальная бумага на имя городской думы, в которой описывается, чье имя и за какие заслуги просят увековечить. Например, в ближайшее время к нам должны обратиться из ГУ МВД по Краснодарскому краю с предложением назвать улицу в честь губернского секретаря Григория Журавеля и установить мемориальную табличку с его именем. Он верой и правдой служил городу, работал в полиции, а в начале прошлого века погиб на боевом посту в перестрелке с бандитами.

  • Бюст Сергея Рахманинова на краснодарском Доме офицеров © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Бюст Сергея Рахманинова на краснодарском Доме офицеров © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Бывают случаи отказа инициативным группам?

— Бывают. Не хочу называть имен, но обращались к нам работники одной организации с просьбой установить мемориальную табличку с именем их бывшего руководителя. Но каких-то особенных достижений у него обнаружить не удалось. Вы понимаете, если на улице Красной устанавливать таблички всем руководителям всех предприятий, которые там находились, то самой улицы мы не увидим: все фасады будут в досках. Приходится отклонять непродуманные предложения.

Как часто приходится собираться?

— Заседания проходят по мере необходимости. Например, если идет застройка, появилось несколько новых улиц, которым срочно нужно дать названия. Мы собираемся и решаем относительно названий, также рассматриваем предложения инициативных групп, оцениваем, насколько этот человек достоин, чтобы его имя носила какая-то улица или сквер краевого центра. Есть один момент — со дня смерти этого человека должно пройти не менее пяти лет. Нужна пауза, чтобы люди не действовали на эмоциях, и если личность действительно достойная, то и через несколько лет ее именем захотят назвать улицу. Но есть и исключения  — Герои России или почетные граждане Краснодара, которые уже при жизни доказали свой вклад в историю.

Улица Стасова изначально была названа в честь племянницы музыкального критика и общественного деятеля Владимира Стасова Елены Дмитриевны Стасовой

В одном из районов города есть улицы, названные в честь Кулибина, Туполева, Мечникова. Как появляются такие названия?

— К нам обратились, чтобы комиссия утвердила названия для нескольких улиц города. Поскольку эти улицы находятся в поселке Прогресс, мы решили, что улицы в нем будет логично назвать в честь людей, связанных с прогрессом, то есть изобретателей и деятелей науки.

  •  © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    © Фото Елены Синеок, Юга.ру

А сколько новых улиц появляется в Краснодаре каждый год?

— Как минимум несколько десятков, а бывало и гораздо больше. В 1995 году, когда город бурно застраивался, появилось 174 новых улицы. Кстати, в этот период мы столкнулись с рядом проблем, связанных с тем, что строители подходили к вопросу не слишком серьезно. Открывали словарь и давали названия по алфавиту — Абажурная, Абрикосовая, Амбарная и так далее, а потом эти временные названия становились постоянными. Поэтому мы предложили, чтобы строители заранее к нам обращались, а мы бы разрабатывали названия улиц для всего нового застраиваемого района. У нас создан целый банк имен, которые можно использовать для названия.

Предлагая названия улиц, мы руководствуемся еще несколькими факторами. Если улица короткая и на ней всего несколько домов, то длинное название на карте просто не поместится. Также смотрим, какие улицы находятся рядом, в честь кого они названы. Мы стараемся давать названия блоками. Например, если есть несколько улиц с казачьей тематикой, то мы стараемся продолжать ее в новых близлежащих улицах. Есть географическая привязка — в районе «Немецкой деревни» есть улицы Берлинская, Мюнхенская, Баварская и так далее.

Фамилии этих людей многие краснодарцы слышат чуть ли не ежедневно, но зачастую не знают, чем они знамениты и какой вклад внесли в историю Екатеринодара-Краснодара. Портал Юга.ру восполняет пробелы в знаниях.
Если нажать на флажок на карте, можно прочитать о человеке, в честь которого названа улица.

К 200-летию кубанской столицы — 30 сентября 1993 года — при участии топонимической комиссии были возвращены изначальные исторические наименования: ул. Гимназическая, ул. Длинная, ул. Карасунская, ул. Постовая и ул. Ставропольская. Вновь в городе появились Мариинский бульвар и Екатерининский сквер. А сквер им. Свердлова переименован в сквер Дружбы.

Бывают курьезные моменты в вашей работе?

— В Фестивальном микрорайоне есть улица Косякина, названная в честь главного архитектора Екатеринодара в 1906–1910 гг., автора таких проектов, как здание краснодарского почтамта и Мариинское женское училище, ряда церквей. Несколько лет назад некий гражданин написал в городскую думу гневное письмо с требованием поменять название, которое ассоциируется с наркотиками. Мы, конечно, посмеялись, но нам пришлось написать письмо с пояснением, кто такой Александр Петрович Косякин и какой вклад он внес в историю города.

Был еще один забавный случай. В одном из пригородов Краснодара одну из улиц решили назвать Богатой. На этой улице проживало несколько, скажем так, не бедных граждан, отстроивших себе двух-трехэтажные дома. Один из этих граждан, человек, к тому же наделенный властью, обратился с вопросом, почему так назвали улицу? Не является ли это намеком?

Еще одна особенность, повлиявшая на городскую топонимику, — это то, что в состав Краснодара входили пригороды с улицами, названия которых повторяли названия уже существующих улиц. Поэтому у нас очень много Полевых, Степных, Заречных и тому подобных улиц. Неизвестно сколько Линий поймы реки Кубань, Воронежских, Зароев… Одно время существовала даже улица Зарой Ленина.

  • Краснодарский Дом офицеров © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Краснодарский Дом офицеров © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Сейчас все чаще раздаются предложения о смене названий улиц, имена которым дали в честь деятелей коммунистического движения.

— К вопросу переименования нужно подходить очень взвешенно, и каждый случай рассматривать отдельно. Вот в Пашковке хотят вернуть улице Емельяна Ярославского ее прежнее название — Церковная. Это справедливое желание. Ярославский был главным атеистом страны и возглавлял общество воинствующих безбожников, которые разрушали храмы и боролись с церковью. Было бы логично вернуть улице ее историческое название. Для этого есть механизм переименования — необходимо провести референдум среди жителей этой улицы. И не менее 70% из них должны проголосовать за переименование. А вот возьмите улицу Каляева. Во-первых, это ее историческое название. Во-вторых, улица достаточно протяженная, и вы только представьте, сколько на ней проживает людей, которые владеют частной собственностью. Люди, которые просят переименовать улицу по политическим или иным мотивам, не понимают цены вопроса. Решение принять легко, но платить кто будет? Представляете, какое количество документов, свидетельств и бумаг придется заново оформить и получить. Да, в срочном порядке менять документы не заставят, но если эти документы понадобятся для купли‑продажи, оформления каких-то бумаг, сделок, то топонимические изменения придется вносить. К нам в архив часто обращаются с запросами по поводу того, что в свидетельстве о рождении написано одно название, а в паспорте — другое, и бывает, что человеку нужно доказывать, что это один и тот же населенный пункт, переименованный в прошлом.

А как прошло переименование центральных улиц в начале 90-х, когда вместо улиц Карла Либкнехта, Тельмана, Ворошилова и других появились Ставропольская, Постовая, Гимназическая и так далее?


— В то время очень сильны были протестные настроения в обществе, которое желало быстрее распрощаться с советским наследием. К тому же понятие частной собственности тогда только появлялось в нашей стране, и переименования не повлекли больших финансовых трат на переделку документации.

В административной границе города (по состоянию на 2012 год) наибольшее количество повторений у названий:

ул. Полевая — 10 раз;

ул. Восточная, Новая, Центральная — по 9 раз;

ул. Садовая, Светлая, Степная — по 8 раз;

ул. Комсомольская, Кубанская, Молодежная, Северная, Спортивная, Шевченко — по 7 раз;

ул. Зеленая, им. Калинина, Крайняя, Красная, Октябрьская, Советская, Солнечная — по 5 раз.

  • Екатеринодарская епархия © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Екатеринодарская епархия © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Улицу Ленина хотели переименовать, но в итоге оставили название, однако один адресный объект на ней относится к улице Соборной. Это адрес Екатеринодарской епархии, где находится резиденция митрополита Исидора. Вот так вот интересно получается — Ленина, 58; Соборная, 60; Ленина, 62 и так далее.

Сейчас также регулярно раздаются призывы переименовать улицы, названные в честь спорных личностей времен революции и Гражданской войны…

— Понимаете, названия улиц — это часть нашей истории. Вот в Париже стоит памятник коммунарам, а недалеко от него — памятник Луи Тьеру, по приказу которого этих коммунаров расстреливали, и никто не просит эти памятники снести, потому что и коммунары, и Тьер — это история Парижа, история Франции. Поэтому, кажется, что стоит снизить градус враждебности и быть терпимей. Да, есть однозначные случаи. Например, генерал Шкуро — лихой кавалерийский генерал Гражданской войны, но во время Великой Отечественной войны встал на сторону оккупантов, так что естественно, что никто такую личность увековечивать не будет.

Чем не угодили Ян Полуян или Атарбеков? Понимаете, это Гражданская война, и однозначно хороших и однозначно плохих тогда не было и быть не могло. Своя правда была и у белых, и у красных. Зверствовали и убивали и те и другие. Что характерно, большей частью раздражение современных активистов вызывают советские деятели и военачальники, но и здесь нужно знать историю, нельзя всех грести под одну гребенку. Например, кому-то не нравится, что улицы названы в честь советских партийных работников Селезнева и Тюляева. Но вы поймите, это не просто партийные работники, это настоящие герои, боровшиеся с фашизмом, руководившие партизанским движением и рисковавшие собственными жизнями.

Петр Ианнуарьевич Селезнев — первый секретарь Краснодарского крайкома ВКП (б), умышленно не покинул город во время оккупации и остался в подполье. Вырвав несколько зубов, он изменил внешность, загримировался под нищего старика и жил в Краснодаре, собирая сведения для партизанского движения, в штаб которого он входил. Когда в 1949 году он умер, его вышел хоронить весь город. Сорокатысячная процессия несла гроб с его телом на руках. В истории города дважды были подобные похороны — когда в 1900 году скончался городской голова Василий Климов, избиравшийся на свой пост семь раз подряд и пользовавшийся огромным уважением и любовью екатеринодарцев. Второй случай — это как раз похороны Петра Селезнева спустя полвека. Так что не нужно смотреть на партийные должности, нужно разбираться в каждом случае. Иногда в угоду новым политическим веяниям люди готовы рубить все старое. Но нравится нам это или не нравится, это часть нашей истории, и ее нужно помнить и уважать, а не менять названия улиц с каждой сменой власти.

  • Карта Екатеринодара 1912 года © Фото с сайта etomesto.ru
    Карта Екатеринодара 1912 года © Фото с сайта etomesto.ru

Что вы думаете насчет переименования Краснодара в Екатеринодар?

— От названия Екатеринодар отказались в 1920 году. В то время население города составляло порядка 140 тыс. жителей, а улиц, переулков, проездов и тому подобных топонимов было не больше полутора сотен. Сейчас в Краснодаре более 2 тыс. улиц и городских объектов, а население, по некоторым данным, превышает миллион человек. Тот Екатеринодар — это 10% от сегодняшнего Краснодара. Большая часть города появилась в современный период. А то, что осталось от той эпохи, находится порой в ужасном состоянии. Не осталось не то что Екатеринодара, нет уже того старого Краснодара 1950–1960-х годов. Но тем не менее можно было бы выделить центральную часть в Екатеринодарский внутригородской округ. Облагораживать здания соответствующим образом, вешать мемориальные доски, заниматься реставрационными работами, сохраняя историю города не на словах, а на деле.