Итоги "Кинотавра-2014": испытай себя сам

  • Церемония награждения победителей XXV "Кинотавра" в Сочи © Нина Зотина, ЮГА.ру
    Церемония награждения победителей XXV "Кинотавра" в Сочи © Нина Зотина, ЮГА.ру

Как уже говорилось, нынче основной конкурс "Кинотавра" – ой, вдруг ли – серьезно обострился фильмами с серьезной критикой нашей неласковой действительности, вплоть до публицистической даже дозы. И фестивальный люд гадал – кого выберет жюри для награды?

Что предпочтет – бьющую по нервам яркую социальную драму, которую еще лет пять назад назвали бы чернухой (теперь это интеллектуально неточное, нечестное слово, к счастью, пропало), или все же более спокойное размышляющее кино? Не знаю, разумеется, как большое жюри, а критики на своем толковище раскололись.

Одни говорили, что в наше время неосмысленного патриотизма, пухнущего на все новых и новых директивных запретах всего живого и русского, начиная с части родной речи (хотя я вот против неискусного употребления мата эдак навалом в кино и на сцене), необходимо поддерживать критическое высказывание. Ибо еще немного – и таковых просто не будет. И наплевать на недостатки профессиональной формы.

Другие, наоборот, переживали за качество кино. В наше время падения профессионализма и общей культуры кинематографистов, горячились они, необходимо поддерживать любые проявления искусства, пусть они даже и абсолютно вневременны.

В итоге у критиков – а мы решаем общим подсчетом голосов – в лучших оказались две картины, представляющие оба этих направления.

И точно так же распределило свои награды жюри основного конкурса во главе с режиссером Андреем Звягинцевым. Хотя к его решению могут придраться те, кто не верит, что подобная призовая игра – всегда компромисс.

Итак, главный приз большого конкурса, а также "Слона" Гильдии киноведов и кинокритиков получил фильм "Испытание" Александра Котта. За лучшую операторскую работу здесь отмечен также Леван Капанадзе.

Триумфатор Котт отвернулся от зала, не в силах сдержать слезу. А через мгновение сказал, что эта картина – воплощение его мечты снять фильм без слов, поскольку кино родилось немым. И сам он, начав свою карьеру с немых короткометражек, не мог и надеяться, что представится случай – в дни, когда фильмы, хоть убей, должны окупаться в прокате, – сделать такую вот картину (не Хазанавичус, мол, с его "Артистом").

Котт благодарил продюсера Игоря Толстунова, который дал шанс осуществить мечту. Правда, мне кажется, что Толстунов мог бы прилюдно сказать спасибо Котту. Поскольку весь фестиваль обсуждал историю фильма. На самом деле режиссер выручил продюсера и сам проект: другой автор запустился с сюжетом-прототипом, да почему-то снять фильм не смог, а значительную часть бюджета потратил. Александр Котт выдержал свое испытание: в жестких финансовых условиях, да еще и со вводными обстоятельствами сценария, сочинил абсолютно новое повествование с другой идеей и столь виртуозно ее воплотил.

Я только не могу понять: как один и тот же человек сделал сугубо простонародную, детскую даже "Брестскую крепость" и интеллигентно-эстетское, арт-мейнстримное "Испытание"?.. Впрочем, оставим это до выхода картины в прокат.

Второе почетное место по результатам голосования Гильдии киноведов и кинокритиков занял "Дурак" Юрия Быкова – как я вам уже рассказывала, отчаянно обличительная картина. Большое жюри наградило ее Призом имени Григория Горина за лучший сценарий, написанный самим режиссером.

Многие прочили именно Быкову гран-при, а потому оказались разочарованы. Качали головами в сторону жюри – мол, понимаем, нынче они не могли открыто поддержать протестное кино. Потому остался совсем без наград "Комбинат "Надежда" Наталии Мещаниновой.

Однако два приза получил не менее жесткий, чем норильская история, "Класс коррекции" Ивана И.Твердовского: за лучший дебют и (вот уж оптимистично) приз прокатчиков, углядевших в картине интерес завтрашних зрителей. Это история первой любви и предательства в коррекционном классе, он же выпускной. Кроме серьезной драмы душ и тел, в полный рост – трагедия фона. Того социума, который делает инвалидами всех до одного.

На этом жесткие фильмы в списке награжденных закончились.

Еще одна дебютантка – Нигина Сайфуллаева получила специальный диплом жюри за картину "Как меня зовут" с формулировкой "За легкое дыхание и художественную целостность". Это история девочек-подружек, которые ищут отца (отцов). В картине есть несколько достоинств – в первую очередь, удивительная Александра Бортич в одной из главных ролей (действительно, легкая, однако бунинская ли?), но ее "целостность" полностью и слишком придуманная.

Точно так же, как в мелодраме "Звезда" Анны Меликян, которую признали лучшим режиссером. Актрисе же Северии Янушаускайте отдали приз за лучшую в "Звезде" женскую роль. Это некая интерпретация сюжета о принце и нищем, только в женском и современном варианте. Есть смешные, есть точные вещи, но в целом – кино такое кино.

Лучшим исполнителем роли мужской назвали Алексея Филимонова за его работу в картине Оксаны Бычковой "Еще один год". Призом имени Микаэла Таривердиева за лучшую музыку в этом году распорядились неожиданным образом. Его присудили не композитору, а режиссеру, в чьем фильме лучший аудиоряд. Таковым признали фонограмму картины "До свидания, мама" Светланы Проскуриной. Скоро фильм будет в прокате, тогда и обсудим. Пока скажу, что есть ощущение: эти две награды "политические" – чтобы хоть как-то отметить фильмы в целом.

Но это не все. Названная уже Анна Меликян тремя днями раньше приняла "специальное упоминание" жюри конкурса короткометражного кино во главе с Алексеем Мизгиревым – ее фильм "Про любось 2" наградили с формулировкой "За прекрасный прекрасный фильм".

Аналогичное спецупоминание "За высокий уровень режиссуры" получил Григорий Добрыгин, сделавший фильм с чудным названием "Верпаскунген": грустную и остроумную притчу о "мусорных" людях. А свой приз это жюри отдало Жоре Крыжовникову (известен своим полнометражным дебютом "Горько!) за черную и при этом новогоднюю комедию "Нечаянно". Зал дико хохотал.

Критики, с которых я начала эти заметки, своего "Слона" вручили упомянутому Добрыгину. Диплом с формулировкой "Ваш звонок очень важен для нас" достался Марине и Оксане Аременко (Украина) "Абонент". Вот уж действительно гомерически смешной истории мента, который не может дозвониться до своего провайдера так, что идет в его офис с ружьем, отчего там начинают лихорадочно звонить в милицию и не могут, понятное дело, дозвониться. Кафка периода интернет-эпохи.

И совсем особое "Спецальное упоминание" наша Гильдия выдала Марьяне Калмыковой ("Она ждет", также фильм получил приз партнера фестиваля – "Интеллектуального клуба 418") и Малике Мусаевой ("Приоткрывая дверь") – студенткам мастерской Александра Сокурова в Университете Нальчика. С формулировкой "За расширение российского кинематографического пространства".

И (тут пафос совершенно позволителен) это – одна из задач "Кинотавра".

Смотрите также:

Звездная дорожка на закрытии "Кинотавра" (фоторепортаж)

Церемония награждения победителей "Кинотавра" (фоторепортаж)

 "Кинотавр-2014": список победителей

"Кинотавр-2014": песни протеста (статья Ольги Шервуд)

"Кинотавр-2014": огоньки (статья Ольги Шервуд)