Gogol Bordello: О фестивале KUBANA, спагетти-вестернах и Pussy Riot

С 1 по 5 августа в поселке Веселовка (Краснодарский край) проходил IV международный рок-фестиваль KUBANA. В первый день хедлайнерами "дневной сцены" стали Gogol Bordello, The Subways, The Skatalites, Noize MC, Animal Джаz; на ночной сцене выступили электронный проект Pendulum и немецкие хардкорщики Atari Teenage Riot.

В интервью на фестивале лидер популярной американской группы Gogol Bordello Евгений Гудзь рассказал о природной энергетике, мультикультурализме и горячей южной публике, а также о своем отношении к местному вину и суду над Pussy Riot.

Скажите, почему сегодня такой успех у эклектичных групп, которые смешивают разные стили? Вот у вас, например?

– Это тенденция по всему миру и во всех сферах. Это экономическое, политическое и культурное развитие, сейчас все подвержено этой тенденции. Евтушенко как-то сказал, что границы – это шрамы Земли, и я придерживаюсь этой точки зрения. Может быть, в какой-то прекрасный момент эти шрамы заживут.
Потому что art official – это все искусственное распределение, а познание друг друга – это неотъемлемая часть эволюции. Это должно произойти. Эклектика – это огромная тенденция в мире, от нее никто никуда не денется. Здесь нет никакого вклада индивидуума.
Вообще, вклад индивидуала в эволюцию очень переоценен. Я всегда думал, что если бы не было, к примеру, Эйнштейна, то был бы другой чувак, такой же, как Эйнштейн. Также, если бы не было Gogol Bordello, то была бы другая группа, как Gogol Bordello.

Ваш последний альбом русскоязычный: в нем есть и Высоцкий, и Пушкин…

– Так получилось (улыбается). Я был в Бразилии, и меня пробило… Хотя это даже не альбом, это было подано как альбом. Это просто сборник, который я сделал своему русскому другу, и который впоследствии разошелся по рукам. Я не задумывал его как альбом.

А когда у вас выйдет "настоящий" альбом?

 - К марту. Лето все занято, оно наполнено деятельностью концертной. Но уже в сентябре мы приступим к записи.

Мог бы Gogol Bordello зародиться в Украине или в России, если бы не было эмиграции?

– Скорее всего, неn, потому что я бы все равно занимался музыкой, но какая это была бы музыка, я понятия не имею. До Gogol Bordello у меня было три группы, был и откровенный панк ортодоксальный, был и hard-core.  
Для того, чтобы такая группа, как Gogol Bardello возникла, нужно проникнуться этим материалом до такой степени, которую жизнь в Восточной Европе тебе не предоставит. В большой мере это родилось из желания составить персональную мозаику, удовлетворяющую все наши потребности от нью-йоркской андеграунда и латино до нашей коренной музыки, славянской, цыганской. Но чтобы так по ней соскучиться, нужно побыть от нее вдалеке очень продолжительное время. То есть я начал склоняться в эту сторону изучения фольклора после 6-7 лет в Америке, хотя я всегда любил западно-украинскую музыку и румынскую, которая всегда привлекала меня своей бесноватостью.
 
Какую музыку, по вашему мнению, стоит слушать нынешней молодежи?

 - Я не хочу, чтобы меня воспринимали как человека, навязывающего свои вкусы.

 Тогда какую музыку слушаете вы сами?

 - О, это уже другой вопрос. У меня нет каких-то святых ансамблей, плакаты которых я развешиваю у себя на стенах. Их не может быть, это абсурдное состояние. Оно было у меня раньше, нравился, например, Nick Cave. Я слушаю очень много разной музыки, в особенности ту, которая идет от анонимных музыкантов. Так что в качестве продажи какого-то продукт, я не очень полезен.
Особенно живя в Бразилии, я столкнулся с тем, о чем раньше подозревал: основная музыкальная тенденция создана анонимными музыкантами. И в Бразилии их очень много – очень качественных музыкантов, которых никто не знает за пределами их улицы, и которые живут, день ото дня играя сейшны. А потом появляются такие люди, как я, и вдохновляются этим и экспроприируют.
Мы люди из поп-культуры, но я за счет того, что я имею отношение к цыганской культуре, я еще как-то более-менее из-под корня. Мы же своим делом выражаем респект тому, что они делают. Я очень много слушаю кумбиа из Колумбии, много палифанка, это стиль музыки, который существует только в Рио-де-Жанейро, больше нигде он не признан, много молодых групп.
У меня сложилась система: я приезжаю в тур с чемоданом, в который вложен еще один чемодан, потому что я знаю, что он мне, в конце концов, понадобится, чтобы сложить туда все новое, что дают люди.

Кто для вас Эмир Кустурица, которого иногда называют главным повелителем цыган?

– Он никогда не был повелителем цыган. Он наш друг, хотя мы познакомились с ним слишком поздно, коллаборации ему уже никакие не нужны. Хотя Брегович действительно музыкант и очень плотно варится в этой теме, мы с ним записали пару новых треков для его альбома. И это с музыкальной точки зрения больше оправдывается, потому что это музыка, это то, чем мы живем. А Кустурица – это икона.

В кино больше не планируете сниматься?

 - Планирую, но мне бы больший кайф доставило выступить в нем в качестве режиссера. Есть актеры, которые снимаются, а потом ходят на свою премьеру, смотрят и охреневают, как это здорово. У меня же напрочь отсутствует это чувство. Я побывал на трех премьерах и каждый раз думал: "Выйду-ка я покурю, пока люди досмотрят". Не знаю почему, но у меня не возникает такого чувства глубокого удовлетворения. Может быть, потому что это не те фильмы, которые я бы хотел действительно снять. Но тогда этого можно добиться только снятием собственного фильма.

 А какие-то задумки уже есть?

– Да, у меня есть пару идей, они больше автобиографические. Но мне очень хочется снять спагетти-вестерн. Я большой фанат этого жанра. И этот жанр никак ты не объедешь, если тебе хоть как-то близок Серджио Корбуччи. Я пока не решил, где его снимать, может быть в Сибири…

У вас весьма насыщенная гастрольная и творческая жизнь. Как вы любите отдыхать, какой отдых вам запомнился навсегда?

– Так как я не веду такой образ жизни, который можно было бы назвать "работа-отдых", то и концепция отдыха у меня другая. Если в смысле путешествий, то их очень много, я люблю куда-то просто переезжать и жить там некоторое время, около 6 месяцев…
Хотя в Бразилии уже четвертый год пошел, но это потому, что Бразилию не перекрывает ничто. Правда, большое впечатление произвели Марокко и Сибирь. У меня всегда был очень хороший контакт с людьми из Сибири. Даже приезжаю в Москву или Питер, я всегда знакомлюсь с людьми, и буквально через 10 минут оказывается, что они тоже родом из Сибири, или мама сибирячка…

У вас теплые отношения с людьми из Сибири, а как вы относитесь к людям Юга России, к нашей горячей публике?

– Это научный факт, что чем ближе к экватору, тем веселее. Так что ваше месторасположение само за себя уже все говорит.
Вот, к примеру, у нас сейчас в гримерке сидит группа поддержки из Краснодара, которая выпила, наверное, всю водку. По крайней мере, это была их первая задача, как только мы их привезли сюда.
Не зря на ум приходит слово "природная энергетика", потому что personality бэнда притягивает точно таких же фанатов. Вот смотришь на фронтмена группы – какой он чувак, такие же у него будут и телки. А стоит чувак в красивой рубашечке с красивой челочкой, вот такие же и телки будут у него на концертах. У нас люди с природной энергетикой в первую очередь.

Что вас привлекает на фестивале KUBANA?

– Rак что? Есть такой фестиваль, мы посмотрели на лайн-ап…Мы были в Краснодаре в декабре с акустической версией бэнда. Из всего русского турне нам больше всего понравился Екатеринбург и Краснодар, города, которые зачастую артисты обходят стороной. Это довольно-таки накатанная практика Gogol Bordello – ехать туда, куда никто не отваживается ехать. Это касается не только России, но и Латинской Америки, Канады…Не знаю почему, но нам очень хорошо удается наладить теплый контакт с публикой. Может потому, что весь наш бэнд тоже глубоко нестоличный народ, поэтому нам близок дух, где еще люди связаны со своим фольклором хоть как-то. Не знаю, почему так, назовем это "природной энергетикой".

Вино местное уже пробовали? И как вам оно?

 - Да, вчера нам принесли пол-ящика этого вина. Я вот в олимпийской форме, рекомендую его всем спортсменам.

Вы столько лет живете в Америке, Бразилии, но у вас даже акцента не появляется. Почему вы не забываете русский язык?

 - Вообще-то, появляется, потом пропадает, в зависимости от того, с кем общаешься. Мы все в большей или меньшей степени довольно пластичны в своем темпераменте. Если я в русском турне, то киевский акцент возвращается. Если я, к примеру, снимаюсь в кино и нахожусь в англоязычной среде, то за 6 месяцев у меня появится какой-то акцент.
На самом деле, это не ключевой момент. Я помню на первом выступлении Gogol Bordello в России был такой момент притирки друг к другу: меня спрашивали, зачем я утрирую свой акцент. Только годы спустя я разгадал, что люди думали, что если я буду утрировать свой акцент, то западному слушателю это так понравится. Это бред, им до фени, откуда я и какой у меня акцент. Это такой националистический момент. Дело в том, что для нас русская, украинская культура – это наше начало, это наши корни славянские, но никак не наш флаг. Наша музыка не имеет политического смысла.

На что Вы готовы пойти ради идеи?

– Ради какой идеи? Вам только кажется, что я что-то пропагандирую. На самом деле я кайфую. Это бред.

Тогда как вы относитесь к аресту Pussy Riot?

– Я, честно говоря, не очень много об этом знаю. Это такой очень освещаемый момент здесь, но он не имеет никакого отношения к миру музыки, это мир паблисити. Я в этот мир вхожу и выхожу, когда мне надо, это не мой мир.
У меня и так есть много вещей, за которые стоит поволноваться, на Украине полно забот. Если доходит дело до каких-то дел политических, то Pussy Riot – это не мой приоритет. Но я думаю, что срок впаивать им нельзя, это перебор и антигуманно.

Вам никогда не хотелось все бросить и пойти потусоваться с толпой?

– Как это нам никогда не хотелось?! Это 90% нашей деятельности.