Игорь Зайцев: О "Каникулах строгого режима", Формане и конфетах

Игорь Зайцев – режиссер сериалов "Зона" и "Есенин" – дебютировал в большом кино с криминально-летней комедией "Каникулы строгого режима". В Краснодар съемочную группу "фильма с гарантией" привезла кинопрокатная компания "Монитор".

Игорь, в России так сложилось, что успешное кино обязательно затрагивает острые социальные и метафизические проблемы. Даже комедии этим отличаются. Как Вы относитесь к этой тенденции? Ведь Ваша комедия тоже своего рода "воспитатель" для зрителя.
-  Во-первых, большое спасибо за то, что вы говорите. Ведь для режиссера самое страшное – это реакция "ну, посмотрели и посмотрели". А потом сразу забыли. Мне сложно сравнивать с другими работами, так как я дебютирую в этом жанре, но мы часто слышим отзывы: вы сняли гайдаевскую комедию.
Мы пытаемся осознать этот феномен, понять о чем, собственно, нам говорят, и я понимаю, что в первую очередь это актеры. Я их представляю в трех поколениях: это советская школа, некая средняя и молодое поколение. Как меняются поколения людей, так же меняются и актеры, а с ними – и принципы игры. Если говорить о жанровых приемах, то они просто как в песок уходят, и растворяются. Это большая проблема.
Если говорить о теме, то герой Безрукова – совершеннейший инопланетянин.  Он вообще не знает, как устроена жизнь, он толком не жил. Как в 16 лет сел на зону, так и не знает жизни. Для меня совершенно неважно: сидел он в тюрьме или что-то еще. Для меня этот персонаж рождается, когда приходит в эту жизнь. И он проживает полностью жизнь человека: рождение, юность, любовь, обретение семьи и так далее, вплоть до смерти. Что достаточно удачно – в фильме мы успели рассказать о жизни этого человека.
Если говорить о комедии, то должна быть достаточно хорошая литература, и она у нас есть.  Хорошие реплики. Чувство юмора и огромное мастерство актеров, и оно тоже есть. Самое важное – то, что мы пытаемся отожествлять себя на площадке со зрителями, для которых мы работаем.

А на что Вы ориентируетесь?

- Мы не можем ориентироваться ни на какой фильм. Только на свой собственный опыт, на свое собственное мастерство: смешно это или не смешно, интересно или нет. Насколько нам удается себя отожествлять с публикой, настолько мы современны. То есть, настолько мы действительно находимся в данный момент в реальный жизни людей нашей страны.
Когда происходит совпадение, и зритель в кино узнает себя, то он в этот момент смотрится как в зеркало, которое показывает то, что есть. Есть такая красивая фраза: "Зритель смеется именно потому, что он узнает". Когда он не смеется, значит, он этого не знает.
Второй эффект очень мощный, как это делает, например Форман, которого я очень уважаю: он заставляет зрителя сначала смеяться, потом поворачивает что-то, и люди плачут. Потому что физиологически смех и плач – по сути, одно и то же. Если смотреть со стороны, то сначала и не понятно, плачет человек или смеется. Слезы публики чем замечательны – они показывают, что на экране искусство. Они переживают сильнейшие эмоции по отношению к вымышленным персонажам. Это удивительно.

Не является ли это насилием: когда человек идет на комедию, отвлечься и посмеяться, а получает сложные характеры и драматические сцены.
- Допустим, вы пошли на комедию, но пережили некий катарсис в конце, а потом вас на выходе спросили: "Ну как?". А вы отвечаете: "Да ну, это никакая не комедия, не ходи". Это есть ваш выбор, и даже если вы переживали за героев, вас это не касается, потому что вы ждали развлекательной комедии. Ну, ничего страшного: не понравилось и не понравилось, не посоветуете никому.
Но пока, на сегодняшний день из тех, кто посмотрел премьерные показы, никто так не сказал. Наоборот, люди говорят: в этой истории мы можем и посмеяться, и поплакать, то есть получить полный уровень морального удовлетворения.
Почему этот фильм имеет большую потенцию собрать много зрителей? Потому, что киноискусство, он устроен правильно в том смысле, в котором американцы говорят о кино. Они говорят так: кино – это конфета, обертка которой должна быть блестящей, очень яркой и красивой, а пилюля должна быть горькой. Тут пилюля – это тот смысл, который открывается человеку.

В рекламе "Каникул строгого режима" проходит сообщение о том, что это комедия для всех. Как это совпадает с тенденциями рынка? Ведь кино – это тоже рынок, а он не умеет больше обслуживать большинство одним продуктом.
- Наше рекламное заявление появилось после тестирования фильма на фокус-группах. Мы снимали на аудиторию от 25 лет, которая любят этих актеров. Но публика, которая пришла, вдруг сказала, что поведет своих детей всем классом. При этом Госкино, организация, которая ставит ограничения по возрасту, вводит рейтинг "до 12 лет". Не 14, не 16. А двадцатипятилетние, например, хотят привести еще и старших родственников. И в коммерческом смысле это, конечно, большая удача.

А как Безруков согласился попробовать себя в кино в комедийном жанре?

- Сергей в театре играет в большинстве случаев комедии и делает это невероятно здорово, эксцентрически и колоссально. Он хороший комический артист. А здесь, когда нужна огромная амплитуда от эксцентрики до драмы, то, по большому счету, конкурентов у него и не оказалось. Мы проводили пробы, он был настолько убедителен, что вопросов не возникло о выборе актера.

При просмотре в зале пробежал шепот, мол, зачем вы обидели "XX век Фокс" в начальных титрах?

- Нет, это не так было прочитано. Это прием собственных титров. Стоит "ХХ век Фокс" и его сдувает, стоит "Первый канал" и его сдувает. А потом появляется наша заставка. "ХХ век Фокс" – наш прокатчик, Первый канал – партнеры. А в шутку поставить чужой логотип просто немыслимо в нашем бизнесе.

Кстати, а в европейский прокат "Каникулы" выйдут?
- Если славянские страны заинтересуются – обязательно. "Адмирала", например, купила даже Корея. Мы сейчас не исключаем возможность, но не планируем.

А какой процент бюджета ушел на рекламу. Кажется, что такой обширной кампании в регионах еще не было?
- Я не знаю, но надо отдать должное нашим партнерам в Краснодаре, кинокомпании "Монитор". Они на редкость активны и профессиональны, одна из самых активных кампаний в России.  Они серьезно занимаются своим бизнесом, и это здорово. Мы все возлагаем большие надежды на этот фильм.

Это ваш первый полнометражный фильм. А над следующим уже работаете?
- Нет, пока еще выбираю, присматриваюсь. После "Диверсант. Конец войны", который получил "Золотого Орла". Очень много предложений (даже в кризис), чему я рад.

Пресс-конференция с создателями фильма "Каникулы строгого режима"

Рецензия на фильм "Каникулы строгого режима"