"Код да Винчи": интертрепация халтуры

18 мая в кинотеатрах всего мира стартовал один из самых скандальных проектов в истории современного кино — на экраны вышел "Код да Винчи" по мотивам мистического триллера Дэна Брауна. Получилось скучно.

До выхода фильма его ругали многочисленные католики, немногочисленные православные и эпизодические мусульмане (из солидарности или по привычке). Надо думать, что теперь к ним присоединится нестройных хор кинокритиков и бурчание зря потерявших время/деньги зрителей.
Это, конечно, не ужас-ужас-ужас, потому что все же режиссер Рон Ховард и кругом звезды. Так, ужас… Затянутый, унылый, местами эстетически безобразный и пафосный.

Пересказывать сюжет фильма по мотивам книги, основанной на идее другой книги, дело совсем уж неблагодарное — как распечатывать на принтере отсканированную ксерокопию фотографии. Но если вдруг кто-то не читал этот пухлый бестселлер, то вкратце дело обстоит примерно так: "Лувр — тайны — символы — историки — тамплиеры — Ватикан — Париж — Леонардо — Иисус Христос — женские архетипы — Лувр". Плюс немного трупов, шарад и цитат из путеводителей по столицам Европы.
Все это происходит с читателем ради торжества идеи того, что королевская династия Меровингов — это прямые потомки Христа и Марии Магдалены, а христианская церковь всех обманывает. Идея не то что бы совсем уж безумная, но не очень свежая. Кому интересно — книга Майкла Бейджента, Ричарда Лея и Генри Линкольна "Священная кровь и святой Грааль", факты и доказательства из которой, по его стыдливому признанию, использовал Дэн Браун, издана и на русском языке.

Браун достаточно грамотно утрамбовал чужие мысли в нехитрый детективный сюжет, добавив занятных головоломок, открывающихся одна за другой. Ховард старательно перенес "брауновское движение" на экран, но привлекательность логических игр, анаграмм и загадок в стихах, естественно, растворилась под воздействием блокбастерной кислоты. Остался вроде бы "горячий" сюжет, звездный актерский состав и профессионализм самого режиссера, снявшего биографические по сути своей фильмы "Игры разума" и "Нокдаун" (Cinderella Man). И бесплатный пиар от возмущающихся христиан по всему миру.

В итоге главной загадкой стало то, как из подобного набора ингредиентов удалось сваять столь плоское и невыразительное зрелище. Особенно печалит компьютерная графика в исторических сценах, сделанная настолько криво, что в сравнении с ней выигрывает даже убогий ночной Константинополь из "Турецкого гамбита". Еще есть шаблонные погони с мигалками, загубленные съемки в ночном Лувре и кадры самолета в лунном небе, которые навевают мысли о спецэффектах годов семидесятых. На фоне всего этого блеклые персонажи произносят вымученные диалоги — и так два с половиной часа.

Через некоторое время после начала "Кода да Винчи" возникает ощущение, что господа артисты получили от режиссера одну установку: "Побудьте, пожалуйста, в кадре… Ну пожалуйста. Это ведь самый крутой блокбастер по бестселлеру, а вы такие знаменитые". Тома Хэнкса (профессор Роберт Лэнгдон) вслед за обозревателем "The Boston Globe" уже прочно окрестили зомби, а про тщетные попытки изобразить лицевыми мышцами  мыслительный процесс не написали только самые ленивые критики. Жан Рено (комиссар Фаш) бессовестно пользуется тем, что может сыграть французского полицейского, совершенно не приходя в сознание. Пол Беттани (альбинос Сайлас) мучается выбором между образами ревностно бичующегося монаха и профессионального убийцы и так ничего и не выбирает. Альфред Молина (епископ Арингароса) даже и не пытается показать фанатичного главу могущественной церковной организации.
 А про толпу милых сельских жителей в качестве последних тамплиеров лучше вообще умолчать.
Зато относительно неплохо смотрится Одри Тату (шифровальщица Софи Невё), тоже особенно не выкладывающаяся, но мило так пробующая походить по воде в конце фильма. И дивно хорош Ян МакКелен, чей сэр Ли Тибинг получается выразительнее всех остальных героев "Кода" оптом.

Конспирологи и параноики учат нас, что за всем происходящим должен таиться какой-то глубокий смысл, тщательно скрываемый группой посвященных маньяков от всех нормальных людей. Видимо, плохой фильм по посредственной книге призван окончательно дискредитировать дело Приората Сиона в глазах человечества.

PS "Скоро этот достойный сожаления эпизод будет забыт", — из официального сообщения Opus Dei по поводу премьеры "Кода да Винчи".

PPS "Дэн Браун — великолепный рассказчик, который создал превосходный материал для экранизации. "Код Да Винчи" — это захватывающее путешествие, непохожее ни на что, созданное за последние годы. Персонаж Роберта Лэнгдона — это завершенный образ героя и исследователя", — заявлял еще до начала съемок президент Columbia Pictures Питер Шлессель. По этим причинам вместе с "Кодом" студия приобрела права экранизации книги "Ангелы и Демоны", а заодно все будущих произведений плодовитого автора, героем которых станет Лэнгдон. Уже страшно…

Где посмотреть в Краснодаре?

«Заставлять любить Родину бессмысленно»
16 апреля, 10:00
«Заставлять любить Родину бессмысленно»
Интервью со Стефанией Даниловой — о патриотической поэзии, детстве в Керчи, котах Махачкалы и русской Индии
ФК «Краснодар» немного перегорел психологически
15 апреля, 12:35
ФК «Краснодар» немного перегорел психологически
Разбор матча с «Зенитом»