У 41% россиян не хватает денег на еду и одежду

Вся Россия
  •  © Фото Влада Александрова, Юга.ру
    © Фото Влада Александрова, Юга.ру

В России провели очередной мониторинг доходов, самочувствия и потребительских предпочтений граждан

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" опубликовал очередной мониторинг доходов, самочувствия и потребительских предпочтений российских домохозяйств.

Согласно представленным данным, реальные располагаемые денежные доходы российского населения сокращаются ускоренными темпами. По отношению к октябрю 2014 года – последнему месяцу роста доходных показателей – в мае 2016 года доходы населения в реальном выражении составили 80,7%.

Прирост потребительских цен в июне 2016 года составил 4% к прошлому месяцу, совокупный прирост цен по итогам первого полугодия 2016 года установился на уровне в 3,3%. За весь период спада – с ноября 2014 года – прирост потребительских цен составил 21,5%.

Объем розничного оборота товаров и услуг в мае 2016 года в терминах реальной стоимости уменьшился на 6,1% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.

Столкнувшись с затяжным спадом доходов и осознав условия новой экономической реальности, российское население приняло стратегию "осторожного" потребительского поведения. Кроме данных о розничном обороте товаров и услуг, об этом свидетельствует статистика структуры доходов населения: с февраля по май 2016 года доля сбережений в денежных доходах населения держится выше докризисных показателей 2012-2013 годов, население формирует "подушку безопасности".

Доля респондентов, оценивающих материальное положение своей семьи как плохое или очень плохое (бедных по самооценке материального положения), составила 23%, а доля населения, у которого денег недостаточно для покупки необходимой одежды или продуктов питания (бедных по самооценке потребительских возможностей), составила 41%.

В июне был зафиксирован рост уровня бедности по субъективной оценке материального положения среди пенсионеров: в этом месяце 31% пенсионеров оценили свое материальное положение как плохое или очень плохое, в то время как в марте-мае 2016 года эта доля колебалась в пределах 20-22%.

Наиболее уязвимыми группами населения, кроме пенсионеров, остаются семьи, зависящие от социальных выплат. Доля бедных по субъективной оценке среди семей, получающих доходы только в виде пенсий или в виде других социальных выплат, в июне в два раза превысила таковую среди семей, имеющих только трудовые доходы, и достигла 70%. Крайне бедные по оценке потребительских возможностей и низко оценивающие свое материальное положение среди данных подгрупп также встречаются значимо чаще, чем среди семей с трудовыми доходами.

Экономия на потреблении товаров и услуг продолжает оставаться наиболее распространенной стратегией адаптации населения к экономическим изменениям: по данным майского опроса, в течение последних трех месяцев экономили 78% семей. Как и в апреле, россияне чаще всего экономили на развлечениях, приобретении одежды и обуви и покупке продуктов питания.