Ученые научились обнаруживать плащи-невидимки

Американские физики-теоретики предложили механизм обнаружения идеального плаща-невидимки – оболочки, которую сторонний наблюдатель не может увидеть или засечь с помощью электромагнитного излучения.

Идеальный плащ-невидимка, способный скрывать объекты под любым углом зрения и во всех диапазонах электромагнитного излучения (включая видимый свет), пока не создан. Однако его существование не противоречит никаким законам физики, отмечают "Элементы".

Однако на практике создание плаща-невидимки сопряжено с рядом существенных трудностей. Для этого необходимо получить вещество с заданным (в зависимости от формы) анизотропным показателем преломления. К тому же этот материал должен быть совершенно прозрачным и практически не поглощать электромагнитное излучение.

В конце 90-х годов ученым удалось получить синтезированные метаматериалы – вещества, которые обладают требуемой анизотропией диэлектрической и магнитной проницаемости, а также малым поглощением. А в 2006 году американские исследователи из Университета Дьюка сконструировали оболочку из метаматериала, которая оставалась невидимой в очень узком микроволновом диапазоне (частота 8,5 ГГц).

Однако отсутствие плаща-невидимки не мешает другим ученым разрабатывать методы по его обнаружению. Один из способов предложили американские физики-теоретики в своей статье "Электромагнитное обнаружение идеального плаща-невидимки", опубликованной недавно в журнале Physics Review Letters.
Специалисты предлагают обстрелять плащ-невидимку заряженными частицами, двигающимися со скоростью, близкой к скорости света (например, электронами). Попадание частиц в материал оболочки и их прохождение через нее будет генерировать электромагнитное излучение, которое и можно будет обнаружить.

Авторы статьи отмечают, что предложенный ими механизм детектирования плаща-невидимки, скорее всего, является единственно возможным, если не принимать во внимание вероятность механического столкновения.