Незаметный юбилей большого чемпионата

В краевом центре состоялся Открытый чемпионат края по культуризму и фитнесс-спорту "Самсон-25".
Удивительно, но круглая цифра никак не сказалась на формате первенства, которое прошло безо всякой свойственной таким моментам помпезности. Рядовой, если можно так выразиться, "Самсон". Было бы это, по меньшей мере, странно, если бы не одно "но". Два последних месяца краевая Федерация культуризма и фитнесса во главе со своим первым Самсоном - Игорем Самохиным - живет и трудится на благо очередного чемпионата. Дело в том, что в мае 2005 года Краснодар, скорее всего, примет один из крупнейших форумов Старого света - Кубок Восточной Европы. Тут уж не до юбилеев.

- Этот турнир мы провели по инерции, не придумывая особых изюминок, - соглашается Игорь Самохин. - На это просто не было времени. Понимаете, у каждого организатора, не зависимо от вида спорта, есть мечта привезти в свой город большой турнир. Чем это хорошо? Первое - после такого турнира значительно вырастает уровень спортсменов. Все-таки приезжают мастера такого уровня, у которых реально можно чему-то поучиться - и профессионалам, и любителям. Второе - это возможность местным ребятам принять участие в чемпионате столь высокого ранга. Мы ведь сможем выставить команду без проблем с проживанием и дорогой. Ну, и третье - это возможность подвести какую-то черту, оглянуться на то, что сделано за прошедшие 12 лет, с тех пор как мы организуем турниры в Краснодаре.

Дело, в общем, хорошее. Однако, как известно, большой турнир - большие проблемы. И в "Самсоне" этого не скрывают. Два месяца как один день улетели на переписку с вышестоящими инстанциями - Российской федерацией бодибилдинга и фитнесса, департаментом физической культуры и спорта Краснодарского края, Госкомспортом России. Их итог - победа Краснодара в гонке за право принять турнир. Но главная проблема еще не решена. Понятное дело, это - деньги.

- Стоимость проведения турнира такого ранга - около 50 тысяч долларов, - Самохин не делает тайны из кухни предстоящего соревнования. - Поэтому во многом его судьба зависит от наших партнеров. ФБФ России взяла на себя обеспечение призового фонда - это 20 тысяч. Но тридцать мы должны собрать здесь, в Краснодаре. Предварительные переговоры с нашими спонсорами уже состоялись. Все соглашаются, что дело это хорошее и вроде бы готовы поддержать. Но давать какие-то обещания на 9 месяцев вперед - для бизнесмена это очень сложно. А о своем решении - берем ли мы на себя проведение этого турнира, мне предстоит сообщить на заседании исполкома Федерации в Тюмени, которое состоится уже 24 октября. Скажу "да", и назад пути не будет.

За несколько дней до исполкома шансы на то, что Кубок все же будет отдан Краснодару, Самохин осторожно оценивает как "50 на 50". Конечно, решение ему предстоит принять в какой-то степени авантюрное, подкрепленное помощью спонсоров только на словах. Но слушая, с каким увлечением Игорь говорит о турнире, о предстоящих трудностях, почему-то не возникает сомнений, что 24 октября он скажет "да". И что ему поверят.
Во-первых, как талантливый и амбициозный организатор Самохин прекрасно понимает, что это шанс, который надо использовать. А во-вторых, - известно это далеко за пределами Краснодарского края - в списках тех, кто отступает перед трудностями, Игоря Самохина нет. Чтобы понять это, не обязательно съедать с президентом "Самсона" пуд соли. Достаточно знать историю рождения этого турнира.

Как это было

Произошло все в дикие и далекие уже времена начала девяностых. Первый "Самсон" был очень коротким: между днем, когда Самохин со своим товарищем Валерием Чермитом сели за стол и решили организовать турнир, и днем, когда он состоялся, прошел всего месяц.
- Сама идея у нас с Валерой появилась где-то за пол года до этого, - уточняет Игорь. - Мы оба имели отношение к тренировкам с отягощением, у обоих уже были свои залы. И вот однажды у нас состоялся разговор о том, как хорошо было бы провести в Краснодаре соревнования. Я тогда сказал Валере: "Давай, бери все, что есть и приходи ко мне. Решим все вопросы! У меня много знакомых: найдем спонсоров, где-то что-то как-то сами… И проведем!" - в интонациях Самохина звучит самоирония.

Поговорили и разошлись. Самохин по комсомольской путевке уехал за границу. Чермит был занят попытками заработать на жизнь - тренажерный зал не приносил дохода. Но в один прекрасный день…
- Я хорошо помню этот день - 27 мая 1992 года, - продолжает рассказ Игорь, - в 8 утра звонок в дверь. Я, заспанный, открываю - на пороге стоит Валера и говорит: "Ну, я пришел организовывать турнир". Надо сказать, до этого я жил довольно спокойной жизнью, а тут такой вопрос. Но отказать мне было не удобно, я же сам предложил Валере эту идею. И вот он заходит, мы садимся, берем положение о "Донском призе" - были такие соревнования в Ростове - и, взяв его за базу, начинаем писать свое собственное.

То первое положение Самохин и Чермит набирали на печатной машинке. Потом ксерили и развозили по клубам и знакомым. Потом договаривались об аренде помещение - все это за свои деньги.
- Сейчас понимаю, что шли в никуда, - Самохин уже по-обычному серьезен. - Но никаких трудностей не боялись. Может быть, просто потому что не могли представить, какие они могут быть. В середине подготовки было очень тяжело физически. У нас была одна машина на двоих, поэтому все делали вдвоем. Вплоть до того, что сами ездили расклеивали афиши.
Вечером Самохин завозил товарища домой, потом ехал к себе, ставил машину в гараж и ложился сам - на полчаса позже. Но утром уже тот поднимался раньше и ехал к Игорю.
- Спали равномерно, но равномерно мало, - шутит Самохин. - 4-5 часов в сутки, и так было весь месяц. Мы были на изморе. Да, раньше я строил зал, занимался чем-то еще, но все оргвопросы всегда решались в рабочее время. В этом случае у нас был срок, к которому мы обязаны были уложиться. И уложиться не просто тяп-ляп, а сделать все качественно, - в двух последних предложениях в голосе президента "Самсона" звучит металл.

И у них это получилось. На первом "Самсоне" выступало около 40 человек. Турнир смотрелся, и даже зал Театра оперетты, в котором он проходил, был заполнен наполовину. Соревнования, как и сегодня, проходили в два дня.

Досталось и судьям. Излишне напоминать, что в 92-м бодибилдинг только-только выходил из подвалов на свет божий. О таких вещах как международные правила и методическая литература никто даже не слышал.

- Мы толком ничего не знали, не было никакой информации, - вспоминает бессменный председатель судейской коллегии "Самсона" Илья Петрович Гомозов. - Необходимо было как-то определить эталон, но сделать это было очень непросто. Помню, на первый "Самсон" пришли громилы с огромными торсами. Мы смотрим - а они "безногие", ноги, то есть, у них не развиты. Естественно, оценки они получили низкие. Потом обижались на нас - у вас, мол, выступать бесполезно, все равно засудите. И, тем не менее, мы это пережили: и субъективные симпатии публики, и обиды спортсменов. В общем, провести первые соревнования - самое трудное. Сейчас все идет по накатанной.

- Эта картина стоит у меня перед глазами до сих пор,
- продолжает Самохин. - После окончания турнира мы через служебный вход выходим из Театра оперетты, и вот тут меня охватывает такое чувство! Это было чувство удовлетворения от хорошо сделанного дела - его я запомнил на всю оставшуюся жизнь.

Так закончился первый турнир. Самохин и Чермит продолжали трудиться на два фронта: залы все еще не приносили прибыли, приходилось искать иные способы заработка. Но прошедшие соревнования, лучи софитов, публика, телевидение не выходили у них из головы. Через месяц они не выдержали, встретились и решили провести "Самсон-2". Он состоялся через полгода и прошел уже на более высоком уровне. Победитель получил пластиковый кубок. Были и медали, делали их сами из эпоксидной смолы (сегодня их можно увидеть в краснодарском Музее культуризма). У турнира стали появляться спонсоры. В порыве эйфории после его окончания Игорь Самохин даже отправился… в Америку - набираться опыта. Как любой человек имеющий отношение к бодибилдингу, он знал о существовании Джо Вейдера - что он есть, что он в Америке и что он президент федерации. Товарищ открыл для него визу, и в марте 93-го Игорь Самохин в поисках Джо прилетел в Нью-Йорк.

- Из Краснодара меня провожали как героя. Собралось, наверное, человек тридцать, - вспоминает Игорь. - Но когда я прилетел туда, я понял, что в Америке такая же реальная жизнь. Не было сказки, не было молочных рек и кисельных берегов. Все было не так, как я себе это представлял. Даже Джо Вейдер, выяснилось, находился не в Америке, а в Канаде. Я ходил по залам, объяснял, что я хочу, но на меня смотрели как на ненормального. Спустя пару месяцев я вернулся домой и уже здесь познакомился с Владимиром Ивановичем Дубининым, президентом Российской федерации бодибилдинга. И вот тогда, с третьего "Самсона", на Кубани начался совершенно другой уровень проведения соревнований. Мы стали представлять федерацию, зарегистрированную в Госкомспорте, пошли по официальному пути развития этого вида спорта.

Незаметный юбилей…

Но вернемся ко дню сегодняшнему. 25-й "Самсон" действительно не обладал внешним лоском юбилейного турнира. Ниже своего уровня не опустился, и по составу участников своим предшественникам ни в чем не уступал. Но и шаг вперед сделать, наверное, не удалось. Многие спортсмены, уже зная о будущем супертурнире, решили не форсировать подготовку, а пропустить осенний сезон и выйти на пик формы к маю 2005 года (обычно для подготовки к соревнованиям требуется не менее 10 месяцев). Естественно, если Кубок восточной Европы пройдет в Краснодаре, для многих это не только возможность выступить в таких крупных соревнованиях, но и шанс завоевать награды, получить известность.

Тем не менее, зрителям, собиравшимся в Краснодарском академическом театре Драмы 17 и 18 октября, было на кого посмотреть и за кого поболеть. Так, в абсолютной категории у мужчин соревновались сразу два бывших чемпиона - сочинец Андрей Чумачков и новороссиец Вадим Солончак, а также действующий обладатель титула - Сергей Межуев из Саратова. Защищали звания чемпионок и девушки: Анна Скоромникова - в категории "фитнесс/женщины", а Мария Дворкина - в категории боди-фитнесс.

Проще всего было Ане. Слово "конкуренция" на "Самсоне" все меньше касается женского фитнесса. И дело тут не в том, что кто-то пропускал турнир. И даже не в том, что фитнесс, как и бодибилдинг - дорогостоящий вид спорта, и "призовые", установленные на "Самсоне", не покрывают расходы на подготовку к нему. Дело в самой Анне, потрясающие результаты которой не оставляют соперницам шансов на успех. Вот и на этот раз вступить в борьбу (или хотя бы обозначить ее) против чемпионки мира в ее родном городе решились всего лишь две спортсменки: юная краснодарка Екатерина Ратиева, стаж которой в фитнессе 3 месяца, а также Нина Мухортова из Ставрополя. Результаты этой категории можно было предсказать задолго до выхода участниц на помост.
Немногим больше сил для победы в категории "боди-фитнесс" затратила и двукратная (на тот момент) чемпионка "Самсона" Мария Дворкина. Восемь очаровательных соперниц, пожалуй, могли бы поспорить с 19-летней Машей в каких-нибудь других видах спорта, но только не в том, в котором решились.

Гораздо серьезнее дела обстояли в мужской "абсолютке". Среди тринадцати претендентов из общей картины "выпадали", наверное, только трое юных краснодарцев - Станислав Олейник, Александр Просяной и Иван Шевченко. Последний почему-то пользовался бешеной зрительской поддержкой: крики "44-й - лучший" лично у меня надолго застряли где-то в районе среднего уха. Остальные спортсмены, на взгляд непрофессионала, могли оказаться в пределах первой десятки на любой позиции.

Избавиться от чувства шимпанзе в пункте управления полетами помог главный судья турнира Илья Гомозов, с которым нам удалось пообщаться в перерыве соревнований.
- Что влияет на оценку спортсмена в бодибилдинге? В первую очередь мы обращаем внимание на пропорции его тела, - делится профессиональными секретами Илья Петрович. - Для чего мы их крутим? Во-первых, смотрим соответствие "верха" и "низа": обе части туловища должны быть развиты одинаково. Если развита грудь, а ноги - нет, это дисбаланс. Во-вторых, масса груди должна равняться массе спины, а масса четырехглавой мышца бедра - массе двуглавой. Для этого мы смотрим на них сбоку. Еще один поворот на 90 градусов, и мы оцениваем спину - она должна иметь вид буквы "V", должна быть видна талия. Во-вторых, оценивается общее развитие мышечной массы. Чем спортсмен массивнее, чем больше объем его мышц, тем лучше - это одна из главных целей в бодибилдинге. Затем судьи оценивают рельеф. Это не может быть просто "свинина", обязательно должна присутствовать дифференция, мышцы должны быть разделены, просушены, должны просматриваться венозность и волокнистость. Словом, мышца должна быть такая, какая она есть в естестве. А то некоторые спортсмены умудряются оставить до 8% жира! Ну и, в-четвертых, даже самое красивое тело спортсмену необходимо уметь показать. Значит, должен быть артистизм, должна быть пластичность, спортсмен не должен быть "деревянным", в конце концов, надо уметь улыбаться.

Знание - сила! Вооруженному этим известным постулатом и полученной информацией, оценивать спортсменов, пусть и с известной долей субъективизма, мне стало легче. Однако в силу все той же субъективности бодибилдинга, даже профессионалы, если только они не входили в судейскую бригаду, вряд ли могли со стопроцентной уверенностью назвать победителя или призеров категории. А потому, как и всем остальным в этом зале, мне оставалось лишь дождаться церемонии награждения. На которой выяснилось, что кубок абсолютного чемпиона "Самсона" еще как минимум на полгода останется в Саратове: вновь, как и в мае текущего года, в блестящей форме оказался житель этого города Сергей Межуев.

- Я предполагал, что защитить добытый весной титул окажется сложнее, чем завоевать его впервые, - поделился своими впечатлениями от турнира его старый-новый чемпион. - И оказался прав: ребята отлично подготовились, все приехали в очень хорошей форме. Не зря я тренировался еще больше, чем перед "Самсоном-24".

- Сергей, что интересного произошло в Вашей жизни за последние пол года?
- Самое интересное произошло совсем недавно - 16 октября. Буквально перед приездом в Краснодар я выступал в Самаре на турнире городов Поволжья, где также стал абсолютным чемпионом.

- Примите поздравления со своеобразным дублем!
- Спасибо!


- И еще один вопрос. Если помните, после вашей майской победы, я поинтересовался, собираетесь ли Вы защищать свой титул в октябре. Вот - Вы снова в Краснодаре и снова увозите с собой кубок чемпиона. Мне не остается ничего, как спросить вас вновь…
- Вы знаете, это будет сложно. Это вопрос времени. Сейчас я ничего не могу ответить.

… и трамплин

- В чем особенности "Самсона-25"? Наверное, Вы правы - есть некая магия в этом числе, - размышляет Самохин, с которым мы на следующий день после чемпионата беседуем в офисе краснодарской федерации. - Но важнее не круглая цифра, а его содержание, суть. Не смотря на то, что "Самсон-25" не стал выдающимся на фоне прошлых соревнований, его можно рассматривать как трамплин для такого крупного турнира, какой нам предстоит. Это несоизмеримо важнее", - считает Игорь. И с ним трудно не согласиться.

- И все же лично вам он чем-то запомнится?
- Лично - тем, что мне присвоили специальный наградной знак Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму.

- Какую-то черту подвели хотя бы мысленно?
- Конечно. Вы, наверное, заметили, что турнир прошел ровно. Я думаю, мы входим в новую для "Самсона" эпоху, которая будет характеризоваться еще более качественным уровнем во всем, что касается его организации. Когда-то мы лепили все до кучи, а сейчас задумываемся об эстетике.

- На "Самсоне-25" по традиции выступало много молодых спортсменов. На Ваш взгляд, были среди них те, у кого есть перспектива повторить яркий путь своих более титулованных земляков. Той же Анны Скоромниковой или Сергея Дмитриева, выступавшего еще на "Самсоне-1"?
- У мужчин такими задатками обладает Сергей Москвин. Это очень перспективный спортсмен с атомной генетикой. Он достаточно молод - ему 19 лет. Но пока Сережа еще не владеет всей необходимой информацией по подготовке к соревнованиям. Хотя он и выиграл свою категорию. Думаю, в будущем он может представлять Краснодар на российском и даже международном уровне.
У женщин весьма перспективна молодая девочка, выступавшая вместе со Скоромниковой, Екатерина Ратиева. Согласитесь, выглядела она довольно-таки простенько по сравнению с Аней, от которой как будто пар валил. Но вот, что я вам скажу: глядя на нее, я сразу же вспомнил Аню, когда она пришла на свой первый турнир. Она была хуже в два раза! А было это три с половиной года назад. Есть видео, фотографии, на которых можно увидеть ребенка. Сейчас это - распустившееся роза. Поэтому я думаю, у этой девочки может быть большое будущее. У нее есть база, а это для фитнесса очень важно. В боди-фитнессе уже заявила о себе Мария Дворкина. Ей тоже всего 19 лет и у нее много шансов превратиться в классного мастера.


- Не за горами чемпионат России. "Самсон-25" дал ответ на вопрос, кто из представителей Краснодарского края достоин представлять свой регион на федеральном уровне?
- Бодибилдинг - спорт достаточно субъективный, поэтому у нас принято ориентироваться на первые места. Хотя изменения возможны, ведь форма спортсменов, бывает, меняется за один день. Сегодня места в сборной края принадлежат Анне Скоромниковой (клуб "Самсон", Краснодар) и Вадиму Солончаку (клуб "Юпитер", Новороссийск).

- Расскажите о Кубке Восточной Европы - у этого турнира богатая история?
- В Краснодаре будет третий. Оба предыдущих тоже прошли в России: первый в 2002 году принимал Челябинск, а в 2003 - Москва.

- Чем российских и международных чиновников привлек именно наш город?
- Наш большой козырь, в том, что Кубань - южный регион. В Российскую федерацию бодибилдинга и фитнесса России входят 75 региональных федераций. Все эти сборные с удовольствием поедут к нам в мае, когда на Кубани, скорее всего, уже будет стоять летняя погода. Кроме того, посмотрите на карту - большинство стран СНГ (а оттуда приедет большая масса участников) расположены гораздо ближе к Краснодару. Дальше и Москва, и Челябинск, и Тюмень…

- Значит, все-таки Краснодар?
- Точнее - Краснодарский край. Сейчас мы ведем переговоры с сочинским "Бриз-отелем", который, не исключено, станет генеральным спонсором Кубка и возьмет размещение спортсменов на себя - это основные расходы организаторов. Если эти переговоры завершатся успешно, турнир пройдет в Сочи. Не изменится только дата - 5-7 мая 2005 года.

"Самсон-25": все призеры