В погоне за скоростью

Краснодарка Юлия Левина в острейшем соперничестве со своей землячкой Ириной Федотовой финишировала первой в заезде одиночек на Большой Московской регате. Своей победой она фактически обеспечила себе путевку на чемпионат мира по академической гребле, который пройдет в сентябре в Испании.

- Ленивые чемпионами не становятся. - Представляет свою ученицу заслуженный тренер России Юрий Щепетильников. - Вот была у меня одна девочка - сильные ноги, длинные руки, рост, стать - все на месте, все на высшем уровне... Одного только не хватало -интеллекта. А Юлия - это голова, умница, трудяга... Работать с ней одно удовольствие.

Впервые Юля села в лодку в 14 лет. До этого она с семи лет ходила в секцию плавания, играла в волейбол, баскетбол... Встреча с тренером гребцов-академиков Юрием Шепетильниковым изменила ее жизнь. Началась серьезная работа. Когда Юрия Валерьевича пригласили на работу в Краснодар, Юлия поехала с ним. Здесь условия для подготовки гребцов практически идеальные, на воде можно целый год работать - Кубань ведь не замерзает.

- Я отношусь к тем спортсменам, которые долго идут к цели. - говорит Юлия. - Так, наверное, надежней. Народная мудрость гласит: что легко приходит, то так же легко и уходит. А когда ты выстрадаешь заветную награду, она тебе становится втройне дороже. В 19 лет в нашем виде спорта трудно достичь вершин. Исключения, правда, бывают - например, трехкратный олимпийский чемпион Иванов. - но редко, и они только подтверждают правило. Ко мне настоящий успех пришел уже в зрелом возрасте. И, надеюсь, это еше не предел.

СС: В 1996 году вы были в числе кандидатов на поездку в Атланту. На олимпийской регате должны были стартовать в четверке вместе с еше одной краснодаркой Ириной Федотовой. Федотова стала участницей Олимпиады-96, а вы - нет. Что произошло тогда?

- Считаю, что со мной поступили непорядочно. Я прошла все отборы, было прилично готова, числилась официально членом олимпийской команды. Нас повезли в Америку за два месяца до начала Игр, чтобы как следует подготовились. На этих сборах тренеры сказали мне, что я должна готовиться к выступлению на "одиночке". Дескать, будешь участвовать в гонке запасных в этом классе судов.

Я нервничала, понимая, что что-то здесь не так. Предчувствия меня не обманули. Прибыла команда в аэропорт, я - в маечке, шортах, моя сумка в автобусе, который должен был отправиться в олимпийскую деревню... И тут мне вручают билет... до Москвы. Ты, говорят, летишь домой. Для меня это был такой стресс... Я Олимпиаду по телевизору не могла смотреть. Как наша четверка гонялась, не видела. Официальная версия неудачи нашего экипажа - сломанное весло у Ларисы Мерк. Возможно, это и так. Только я в этом сомневаюсь. Как могло сломаться о воду фирменное весло, изготовленное из прочных материалов. Представьте себе, что у сошедшего с конвеера "Мерседеса" отвалилось колесо - такого же просто быть не может. Скорее всего, Лариса на большой скорости не удержала его в руках. Но это только мои предположения.

В психологическом плане это был самый черный год в спортивной карьере Юлии. Два месяца места себе не находила, переживала. Но, в конце концов, успокоилась и снова принялась за работу.

СС: Наверное, в душе позлорадствовали, что наш экипаж в Атланте без вас провалился?

- Ну что вы, у меня тогда совершенно не было никаких эмоций. Восторжествовала справедливость? Может быть. Но чтобы радоваться неудаче российской команды... Я не из тех людей.

СС: Ваш первый опыт выступления в "одиночке"?

- В 1997 году я поехала во Францию на чемпионат мира. В финале "одиночек" финишировала восьмой. Оцениваю этот результат, как вполне нормальный. Ведь попадание в восьмерку сильнейших в малых судах на чемпионате мира гарантирует участие в Олимпийских играх.

Многие боятся садиться в "одиночку" - ответственность огромная. В экипаже можно отсидеться за спиной партнера, здесь же ты - один на один с собой. А вот Ирина Федотова не испугалась и в следующем -1998 году - выиграла чемпионат мира. Она должна была грести в четверке, но российский квартет, максимум на что мог претендовать, так это на четвертое-пятое места. Честолюбивую Федотову такой вариант не устраивал. Они с тренером Татьяной Никифоровой рискнули и добились того, что ее пересадили в "одиночку", и в итоге оказались правы.

СС: То есть, в 1998 году Федотова вас обошла?

- Не думаю, что была тогда слабее Ирины. Для российской федерации гребли основным критерием отбора в сборную является Донская регата. Именно по ее результатам тренеры национальной команды оценивают возможности, спортсменов. Проходит эта регата в начале сезона. Для меня это очень неудобно, я постепенно набираю форму к лету. На Донской регате Федотова была первой, я - третьей. И на Кубок мира поехала в составе экипажа "четверки". Выступили мы достойно - заняли в общем зачете второе место, чего от нас никто не ждал.

На чемпионат мира в Германию мы отправились одними из фаворитов в ранге призеров Кубка мира. И могла бы родиться сенсация, обыграй мы в решающем заезде немок. Но они для нас и на этот раз оказались недосягаемыми. Лет пятнадцать немецкие "четверки" никому в мире не проигрывали. Меня это очень угнетало. И хоть мы им проиграли совсем немного - всего две секунды - можно было представить наше разочарование.

На Олимпийских играх в Сиднее нам планировали уже золотую медаль. Мы с Юрием Валерьевичем проанализировали выступление в Германии и послали письмо в федерацию гребли России, в котором разъяснили свою позицию. Дескать, я сделала все возможное для российской сборной, выступая в "четверке", и теперь хочу попробовать себя в "одиночке". Написала, что если мы и дальше будем придерживаться такой методики подготовки, то золота в Сиднее нам не видать.

Естественно, Москве это не понравилось. Мне и раньше всякий раз при удобном случае давали уроки патриотизма, напоминая, что я не имею права подводить команду, свою страну. Мне об этом не нужно повторять, я человек обязательный. Но к Сиднею твердо решила готовиться в "одиночке". И весной 2000 года тренировалась именно в этом классе судов. Меня пытались переубедить. Постоянно вызывали в краевой Департамент по физкультуре и спорту. Проводили воспитательные беседы, отложили на неопределенное время присвоение звания "Заслуженный мастер спорта". Возглавивший Российскую федерацию гребли Александр Шитов, бывший главный тренер сборной, снял с меня полагаюшуюся мне, как члену главной команды страны стипендию - несколько месяцев я денег не получала вообще. Меня запросто могли выселить из гостиницы, что на спартаковской гребной базе...

СС: В итоге в Сиднее вы выступали в "четверке"...

- Такой прессинг со всех сторон очень трудно выдержать. В конце концов, мы встретились с Шитовым, обговорили наши проблемы и пришли вот к чему. Я принимаю их условия - сажусь в "четверку". Мне же обещают дать, наконец, квартиру в Краснодаре - ведь десять лет я прожила в общежитии. На том и порешили. Все вздохнули с облегчением - удалось, как говорится, уломать Левину.

СС: Вы оказались в одной лодке с Федотовой...

- В 1999 году Ирина на Кубке мира в "одиночке" финишировала только четвертой. Соперницы прибавили. Появились опасения, что в этом виде программы наша команда в Сиднее может остаться без медали. И тогда тренеры сборной делают своеобразную рокировку - Юлию Александрову из Питера сажают в "одиночку", а ее место в "четверке" занимает Федотова.

Я была против таких перестановок. У нас уже сложилась нормальная команда - я, Мерк, Александрова и москвичка Оксана Дороднова. Но тренеры сборной настояли на своем. Главную роль здесь сыграло то обстоятельство, что Федотова поопытнее Александровой. Пришлось подчиниться. Прибыли в Сидней - у меня не было уверенности в том, что мы сможем победить. Предварительные заезды лишь подтвердили мои опасения. Мы заочно проиграли немкам шесть секунд. В финале через пять дней немецкая "четверка", как я и предполагала, сразу ушла вперед, предоставив остальным экипажам бороться за "серебро", и мы были близки к тому, чтобы его завоевать. Но на финише нас на одну сотую долю секунды обошли англичанки.

Зато следующий - 2001 год - оказался самым пока счастливым для меня. Главное - нам никто теперь не мешал работать так, как мы хотим. Я спокойно тренировалась в своей любимой "одиночке", выиграла чемпионат России и поехала на чемпионат мира в Швейцарию. Настраивалась дать серьезный бой олимпийской чемпионке Ходотович-Карстен из Белорусии.

И сосредоточив на ней все внимание в финале, упустила из виду немку Катрин Рутшоф. И та, пока мы с Ходотович вели внутренние разборки, через тысячу метров убежала от нас. Но я радовалась и своей серебряной медали. К тому же, она оказалась единственной наградой сборной России на этом чемпионате.