Петля времени. 180 лет Российским железным дорогам: вокзалы юга России тогда и сейчас

  • Вокзал Сочи в 1920-е годы © Фото пресс-службы СКЖД
    Вокзал Сочи в 1920-е годы © Фото пресс-службы СКЖД

В 2017 году исполняется 180 лет с открытия первой в стране общественной железной дороги, связавшей Санкт-Петербург и Павловск. Юга.ру вместе с Северо-Кавказской железной дорогой вспомнили, как выглядели вокзалы раньше, и посмотрели, какие они сейчас.

В России железнодорожные вокзалы всегда были больше, чем просто место прибытия или отправления пассажиров. Мало какой хороший советский фильм обходится без сцены на вокзале или в поезде. За 180-летнюю историю российских железных дорог построены сотни вокзалов, неразрывно связанных с историей городов. Каждая дорога старалась иметь свое лицо, свой стиль оформления, свой тип построек. При этом многие города делали вокзалы своей визитной карточкой, и нередко здания вокзалов признавали памятниками архитектуры. Немало таких вокзальных сооружений расположено и на Северо-Кавказской магистрали.

Железнодорожные ворота юга России

Краснодар-1

Датой открытия железнодорожного вокзала Краснодар-1 считается 1889 год. В 1952-м появилось новое здание вокзала по проекту архитектора Волошина. 

Железнодорожный вокзал Краснодар-1

В отделке использовались ценные материалы: панели и ступени главной лестницы выполнены с облицовкой мраморной плиткой, тамбуры входов, двери — из дубового массива. Лепнина и росписи украшают потолок, а над центральным залом сооружен купол. В августе того же года на башне установили часы диаметром 2 м 20 см, которые монтировал известный часовой мастер Пушкарев. В начале нулевых площади вокзала перестало хватать для возросшего количества пассажиров, и вокзальный комплекс капитально отремонтировали. К зданию вокзала площадью 4,5 тыс. кв. м и общей вместимостью 700 пассажиров пристроили два трехэтажных крыла. После реконструкции вместимость вокзала увеличилась до 2 тыс. пассажиров, а общая площадь — до 11 тыс. кв. м. Станция Краснодар-1 признана памятником архитектуры.


Сочи

История вокзала Сочи связана с открытием в 1927 году регулярного движения на участке между Туапсе и Адлером. К этому времени появилось неказистое сооружение, которому было суждено на какой-то период стать железнодорожным вокзалом Сочи. 

Вокзал Сочи

В декабре 1928 года станция перешла в ведение Северо-Кавказской железной дороги. В 1934 году в Сочи построили первый железнодорожный вокзал, а в 1950‑м — дополнительный пассажирский павильон. Действующий железнодорожный вокзал открылся в сентябре 1952 года. Его спроектировал академик архитектуры Алексей Душкин. В 1975 году сочинский железнодорожный вокзал внесен в число памятников архитектуры местного значения. К началу летних пассажирских перевозок 1998 года прошла реконструкция здания вокзала Сочи, перрона и высоких посадочных платформ, удлиненных для приема 22 пассажирских вагонов. В настоящее время вокзал Сочи не только обеспечивает высокий уровень обслуживания пассажиров, но и является украшением главного курорта страны.


Имеретинский курорт

Визитной карточкой Северо-Кавказской магистрали можно назвать объекты инфраструктуры, построенные к Олимпийским играм 2014 года в Сочи. Вокзальные комплексы Адлер, Имеретинский курорт, Эсто-Садок, Роза Хутор, воплотившие в себе новейшие научные достижения, сегодня оказывают огромное влияние на всю систему транспортного сообщения Черноморского побережья, сделав ее рациональной и удобной. 

Вокзал Имеретинский курорт

Вокзал Имеретинский курорт (Олимпийский парк) построен к зимним Олимпийским играм 2014 года как основной транспортно-пересадочный узел на время проведения соревнований. Вокзальный комплекс возведен по высоким стандартам с использованием новейших зеленых технологий. Мультифункциональные энергосберегающие стекла, затеняющие конструкции на фасаде, помогают экономить электричество. Пропускная способность рассчитана на пиковый пассажиропоток, достигающий 8,5 тыс. человек в час. Единовременная вместимость вокзала дальнего сообщения составляет 1240 пассажиров, пригородного сообщения — 1300 пассажиров.


Адлер

Железнодорожный вокзал на станции Адлер ведет свою историю с 1954 года. В 1973 году построен административно-бытовой корпус с помещениями для междугороднего телефона и телеграфа, багажным отделением, камерами хранения ручной клади. 

Железнодорожный вокзал на станции Адлер

В ноябре 2010 года началось строительство нового комплекса восточнее существующего вокзала. Действующий вокзал Адлер имеет две части — морскую и городскую. Его развернули «лицом» не только к городской, но и к морской части, заложив новый масштаб набережной, с пешеходными зонами и пространствами для отдыха. Кроме основного назначения — крупного транспортного пересадочного узла, здание вокзала выполняет функцию общественного пространства и торгового центра. Главный вестибюль расположен на высоте 10 м над путями, его размеры — 150 на 60 м. На последнем уровне вокзального комплекса располагается рекреационная зона и зимний сад. Фонтан и зеленые насаждения находятся под прозрачными навесами. При строительстве вокзала применены инновационные технологии: энергосберегающие компоненты освещения, солнечные батареи на кровле здания, система сбора дождевой воды для вторичного использования, системы видеонаблюдения, автоматизации и безопасности.


Ростов-на-Дону

История Северо-Кавказской магистрали напрямую связана со строительством главного железнодорожного вокзала в Ростове-на-Дону. Его возвели в 1875 году в пойме реки Темерник на земле, выделенной городской думой под железнодорожное строительство. Тогда это был крупнейший на юге России пассажирский вокзал первого класса.

Главный железнодорожный вокзал в Ростове-на-Дону

Бурная жизнь ожидала вокзал в годы Гражданской войны: видел он и английские танки, и генерала Антона Деникина, и военачальников Красной армии. В годы Великой Отечественной ростовский вокзал прославила группа бойцов под командованием лейтенанта Гукаса Мадояна. В ночь на 8 февраля 1943 года бойцы 159-й отдельной бригады перешли замерзший Дон, захватили часть станции и шесть дней держали оборону до подхода советских войск. Здание вокзала не раз достраивали и перестраивали, восстанавливали и реконструировали. Оно простояло более 100 лет — с 1875 года по 70-е годы ХХ века, когда здание по частям разобрали, чтобы освободить место новому вокзалу с высотной башней гостиницы. К началу 90-х годов завершилось строительство комплекса новых зданий железнодорожного вокзала Ростов-Главный. Последняя реконструкция комплекса была выполнена в 2004 году. Тогда вокзал обрел свой современный вид. Все сооружения были объединены в единый комплекс, включающий пассажирское и служебно-бытовое здания с комнатами длительного отдыха, дорожный центр управления перевозками, конкорс. Сегодня вокзал модернизируют к чемпионату мира по футболу.


Таганрог

Железнодорожная станция Таганрог — одна из крупнейших на Северо-Кавказской магистрали. 

Железнодорожная станция Таганрог

Здесь пересекаются важные железнодорожные линии региона в северо-южном и восточно-западном направлениях. Станция Таганрог открылась в 1870 году одновременно с образованием Азовской железной дороги. Разрешение на строительство Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, проходящей через Таганрог, получил рязанский купец Я.С. Поляков. Одновременно с устройством путей возвели и здание вокзала. Изначально станция была тупиковой, только в 1902 году от Марцево через блокпост «1279 км» проложили прямой путь, образовавший так называемый Марцевский треугольник. В 1961 году на блокпосту построили здание нового вокзала, которое назвали железнодорожной станцией Таганрог-1. Тогда же прежнему вокзалу присвоили наименование Таганрог-2.


Минеральные Воды

15 июля 1875 года через Минеральные Воды прошел первый поезд, который направлялся из Ростова во Владикавказ. Эта дата считается основанием Минераловодского региона СКЖД. 

Станция Минеральные Воды

В 1878 году возле железнодорожной станции возник поселок Султановский, который в 1906 году переименован в Илларионовский, а в 1921 году получил статус города Минеральные Воды. Вокзал Минеральные Воды, построенный по проекту архитектора Чуприна, введен в эксплуатацию в 1957 году. Его общая площадь составляет более 3 тыс. кв. м. Сегодня это крупный транспортный узел, соединяющий знаменитые курорты со многими городами России. Символ вокзала и региона в целом — орел, раскинувший крылья над фонтаном, расположенным перед центральным входом в здание вокзала со стороны перрона.


Кисловодск

В 1894 году под руководством управляющего Владикавказской железной дороги Ивана Иноземцева было завершено строительство линии Минеральные Воды — Кисловодск. Сегодня общая площадь вокзала, способного принимать 900 пассажиров в сутки, составляет более 1500 кв. м. В одном из залов находится музей железнодорожного транспорта.

Вокзал Кисловодск

С 17 мая 1894 года по ветке началось регулярное движение. Вместе с развитием курортов возникла необходимость в строительстве железнодорожного вокзала Кисловодск. Первое здание с перронным навесом построено в 1895 году. Постепенно возникла потребность в еще большем расширении, и в 1905 году возведены другие вокзальные помещения. В 1989 году в составе комплекса появился вспомогательный блок. В 2003 году, к 200-летию Кавказских Минеральных Вод, вокзал отремонтировали. Его архитектурный облик дополнили восстановленный питьевой бювет, а также большая многоярусная клумба, окруженная газонами и местами ожидания пассажиров. 


Владикавказ

Железнодорожный вокзал Владикавказ — ровесник Северо-Кавказской магистрали, которая тогда называлась Владикавказской железной дорогой. Его строительство завершилось в 1874 году. 

Железнодорожный вокзал Владикавказ

В 1875 году открыто регулярное движение между Ростовом и Владикавказом. В 1914–1918 годах введена в эксплуатацию железнодорожная ветка Владикавказ — Беслан. С сентября 1918 года частная Владикавказская железная дорога, включая вокзал Владикавказ, была национализирована. В первой половине 1960-х годов железнодорожный вокзал и прилегающие к нему территории реконструировали, а в начале этого века Владикавказский вокзал оснастили современным оборудованием, упрощающим работу железнодорожников.


Грозный

Вокзал Грозный основан в 1898 году. Здание вокзала гармонично вписывалось в ландшафт строящегося города, который становился центром возрождающейся нефтедобывающей отрасли на Северном Кавказе.

Вокзальный комплекс Грозный

Импульс развитию города Грозного на рубеже XIX–XX веков дало формирование транспортной сети. Новую страницу в развитии города открыла промышленная добыча нефти. В 1893 году началась прокладка железнодорожной линии Беслан — Грозный, а в 1898 году основан вокзал Грозный. Здание вокзала гармонично вписывалось в ландшафт строящегося города, который становился центром возрождающейся нефтедобывающей отрасли на Северном Кавказе. Сегодня вокзальный комплекс Грозный имеет пропускную способность 350–400 человек в сутки.


Махачкала

Вокзальный комплекс Махачкала построен в 1973 году, сегодня он считается одним из самых важных железнодорожных узлов на Северо-Кавказской железной дороге.

Вокзальный комплекс Махачкала

В 1879 году наместник и главнокомандующий войсками на Кавказе граф Воронцов-Дашков обратился с письмом об ускорении строительства железнодорожного пути, связывающего Центральную Россию с Закавказьем. В апреле 1885 года император Александр III утвердил решение комитета министров начать строительство Владикавказско-Петровской железной дороги протяженностью 250 верст. В 1893 году завершилось строительство железнодорожной линии до Порт‑Петровска, а в середине 1899 года она была соединена с Баку. В пределах Дагестана на железнодорожной линии было сооружено десять станций, в том числе Петровско-Кавказская (ныне Махачкала). Современный вокзальный комплекс Махачкала построен в 1973 году. Сегодня он по праву считается одним из самых важных железнодорожных узлов на Северо-Кавказской железной дороге.


Дербент

Дербент — один из древнейших городов мира и самый древний город России, его первое упоминание относится к VI веку до н. э. Вокзал в нем появился в 1898 году.

Вокзал в Дербенте

В 1898 году через Дербент прошла железная дорога Петровск-Порт (ныне Махачкала) — Баку. В том же году построено здание вокзала. В 1900 году вместо деревянного вокзала площадью в 28 квадратных саженей на станции Дербент возвели двухэтажное каменное здание, которое сегодня является одним из красивейших сооружений в городе. Оно построено в так называемом русском стиле с включением местного материала — тесаного камня песчаника. В 2015 году, к 2000-летию Дербента, в здании вокзала был выполнен капитальный ремонт.