Материал подготовлен при поддержке ООО «Краснодар Сити»

Непопулярные большевики и казачья партия. Какой была политическая жизнь на Кубани в 1917 году?

  • Первая мужская гимназия — здесь проходили заседания Городской думы Екатеринодара © myekaterinodar.ru
    Первая мужская гимназия — здесь проходили заседания Городской думы Екатеринодара © myekaterinodar.ru

Партия большевиков в 1917 году не была самой прогрессивной и многочисленной на Юге России — что бы ни говорили официальные советские историки. Спецпроект портала Юга.ру «1917 на Кубани» объясняет, каким был баланс политических сил в регионе на самом деле.

В период советской историографии все партии, кроме большевистской, считались либо «буржуазными, враждебными трудовому народу», либо оппортунистическими — то есть шедшими на компромисс с «буржуазными силами». Эта формула распространялась на всю страну, сильно упрощая политическую картину революции 1917 года, делая ее универсальной для каждого региона и каждой республики. А на самом деле, например, на Кубани и Черноморье партии набирали сторонников по очень разным сценариям — от национального до аграрного.

Как на Кубани появились первые политические партии

В начале XX века в Кубано-Черноморском регионе политические партии и организации только начинали зарождаться. Теоретики и философы сталкивались с жизненными реалиями — и пытались связать мысли с фактами. До 1905 года в регионе смогли развернуть свою работу только социалистические партии.

Идеологический раскол Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) в 1903 году, в результате которого и появились фракции большевиков и меньшевиков, изначально почти не отразился на местных социал-демократических группах. О совместной деятельности кубанская революционерка Прасковья Вишнякова говорила так: «Мы обсуждали произошедший раскол, но работали вместе». Простые рабочие не вдавались в теоретические споры и разногласия между Лениным и Мартовым. Для них важнее была личность лидера ячейки на конкретном предприятии — именно так в итоге и определялась принадлежность к фракции.

Простые рабочие не вдавались в теоретические споры и разногласия между Лениным и Мартовым.

Многонациональный состав населения Кубани сыграл свою роль в появлении особых социалистических партий. Здесь возникла Революционная украинская партия (РУП), впоследствии ставшая Украинской социал-демократической рабочей партией (УРСДРП). Впрочем, украинской партии не удалось широко развернуть свою деятельность ни в одной из революций: еще до 1905 года ее учредители были арестованы. Единственное, чем смогла напомнить о себе УРСДРП в 1917 году — так это избранием национальной рады 15 марта на собрании членов Украинского общества.

Еще одной организованной национальной политической группой была армянская диаспора. С начала ХХ века в области вели работу армянская политическая партия «Гнчак» и «Армянский революционный союз» («Дашнакцутюн»).

В марте 1917-го появился Екатеринодарский Совет рабочих и солдатских депутатов. Кубанский совет, в отличие от петроградского, не стал претендовать на статус основного органа власти в городе и области. Так получилось, потому что доминировали в нем эсеры и меньшевики — а они считали, что реальными органами власти должны стать общесословные гражданские комитеты, а также областной совет, работающий совместно с Временным правительством.

Кто чего требовал?

Эсеры. На Кубани и в Черноморской губернии первые кружки «аграрной» партии социалистов-революционеров (ПСР) возникли в Новороссийске (1900 год) и Екатеринодаре (1904 год). Популярность ПСР объяснялась их программой «социализации» земли: эсеры обещали передать всю частновладельческую собственность в общее пользование всех «демократически организованных общин».

В марте 1917-го партия организовала временный Екатеринодарский комитет. Совсем скоро эсеры хотели заняться в кубанских станицах организацией Всероссийского крестьянского союза. Уже через месяц состоялось общее собрание членов Екатеринодарского отделения этого союза. Основные пункты его программы:

1) подготовиться к выборам в Учредительное собрание;
2) требовать от Учредительного собрания издать закон о наделении безземельных граждан землей без выкупа;
3) требовать выдачи материальной поддержки малоимущим гражданам для приобретения с/х имущества;
4) добиться всеобщего бесплатного обучения в школах всех типов.

Чтобы стать еще популярнее среди сельского населения, в мае-июне 1917-го эсеры попытались создать совместные крестьянско-казачьи союзы. Возможно, если бы не запрет Войскового правительства на вступление казаков в эсеровские организации, партии социалистов-революционеров даже удалось бы предотвратить раскол Кубанского областного совета и выход из него представителей казачьего правительства в июле 1917 года.

  • Здание Зимнего театра (находилось на Красной/Гоголя) — здесь проходили заседания Кубанской краевой Рады © myekaterinodar.ru
    Здание Зимнего театра (находилось на Красной/Гоголя) — здесь проходили заседания Кубанской краевой Рады © myekaterinodar.ru

Меньшевики. Раскол единой РСДРП в 1903 году на меньшевиков и большевиков произошел из-за разногласий насчет диктатуры пролетариата. Как и эсеры, меньшевики в большей степени ориентировались на крестьянское население страны и предлагали более демократические решения. Однако основную часть меньшевиков составляла радикально настроенная интеллигенция — врачи, журналисты, учителя, адвокаты, студенты.

О привлекательности совместной политики эсеров и меньшевиков можно судить по итогам августовского голосования в городскую думу Екатеринодара, на котором эсеры, объединившись в блок с меньшевиками, одержали убедительную победу, получив 61 место. Кстати, на второй позиции по числу мест в думе оказались большевики (17 мест), кадеты получили 12 мест, домовладельцы — 7, Украинская партия и «Дашнакцутюн» по 2 места. Главной причиной успеха эсеро-меньшевистского блока была близость их идеологии крестьянству — и, безусловно, притягательность аграрного лозунга эсеров: «Землю тем, кто ее обрабатывает».

Большевики. Сторонники жесткого партийного централизма во главе с Владимиром Лениным уже во время Первой русской революции проявили себя самой бескомпромиссной и целеустремленной партией. Ленин был убежден: новый политический строй в России может возникнуть только «в огне революции», а власть должна принадлежать организованному пролетарскому меньшинству.

Рабочие просили «удалить Ленина с товарищами обратно в Германию» за вредную и провокационную деятельность.

Большевики долгое время не вызывали симпатий у жителей Кубани. Во-первых, партия долгое время позиционировалась как рабочая — а потому не находила отклика у преимущественно аграрного населения области. Во-вторых, это была единственная партия, которая настаивала на немедленном выходе России из войны, а значит — заключении сепаратного мира с Германией. Такая перспектива на фоне ощутимых людских и материальных потерь среди казаков и иногородних казалась чудовищным предательством по отношению к погибшим и еще проливавшим свою кровь на фронте.

Например, в апрельском номере газеты «Кубанский край» 1917 года была опубликована телеграмма служащих и рабочих Черноморско-Кубанской железной дороги. Рабочие просили «удалить Ленина с товарищами обратно в Германию» за вредную и провокационную деятельность.

Ситуация в корне меняется в сентябре 1917 года, когда в Екатеринодаре был переизбран исполком Советов. Голоса распределились следующим образом: большевики получили 20 мест, эсеры — 10 мест, меньшевики — 5 мест. Под влиянием большевиков на общем собрании даже был поднят вопрос о создании Красной гвардии для борьбы с контрреволюцией.

Откуда вдруг такая популярность большевиков? Дело в том, что Временное правительство к сентябрю ухитрилось потерять в регионе авторитет: его директивы не исполнялись, а власть казачьего сословия тем временем усиливалась. Особенную поддержку большевики находили среди иногородних — а еще с фронтов уже возвращались молодые казаки, попавшие под влияние антивоенной большевисткой пропаганды.

Партия народной свободы. Самой популярной буржуазной партией в Кубанской области до и после Февраля была Партия народной свободы — кадеты. Все просто: умеренная программа, особенно на фоне радикальных воззваний большевиков, меньшевиков и эсеров. Свобода слова и печати, равенство всех российских граждан без различия пола, религии и национальности перед законом, неприкосновенность личности и жилищ — и никаких революций и земельных переделов.

  • Бывший атаманский дворец — здание, в котором проходили заседания Войскового правительства Кубанской области © myekaterinodar.ru
    Бывший атаманский дворец — здание, в котором проходили заседания Войскового правительства Кубанской области © myekaterinodar.ru

Кажущаяся, особенно на фоне деятельности других партий, пассивность кадетов целиком оправдывалась статусом «правящей» партии, особенно во время первого кадетского правительства весной 1917 года. И именно представителем Партии народной свободы был комиссар Временного правительства и глава Кубанской области Кондрат Бардиж.

Казачья «партия». Особняком от всех остальных партий держалась политическая группа, сформированная осенью 1917 года из депутатов Кубанской краевой Рады. Это был фракционный парламентский блок, предназначенный только для участия в выборах Учредительного собрания. В нем состояли наиболее известные кубанские политики того времени: Лука Быч, который в 1919 году станет во главе правительственной делегации на Парижской мирной конференции, Николай Рябовол, известный кубанский ученый Федор Щербина, уже бывший на момент формирования списка комиссар Кондрат Бардиж и другие.


Политические партии на Кубани в 1917 году представляли собой не просто отделения различных общественно-политических организаций, уже известных в России. Помимо того что регион был способен дать базу для развития национальных партий, он смог сформировать собственную политическую силу: надпартийную структуру (если говорить о казачьей «партии»). В 1917 году она вышла за организационные рамки программы и идеологии, сумела встать над прочими партиями в области и добиться самой главной задачи — получить власть над Кубанской областью.

Читайте продолжение и предысторию, а также другие материалы о том, что происходило на Юге России ровно 100 лет назад, в нашем цикле «1917 на Кубани». Материал подготовлен при поддержке строительной компании «Краснодар Сити».