Материал подготовлен при поддержке ООО «Краснодар Сити»

Новороссийск в 1917 году: между двух революций

  • Присяга Временному правительству на Соборной площади Новороссийска, март 1917 года © Новороссийский исторического музей-заповедник
    Присяга Временному правительству на Соборной площади Новороссийска, март 1917 года © Новороссийский исторического музей-заповедник

1917 год стал переломным в судьбе не только Российской империи, но и всех ее регионов. Две революции — Февральская и Октябрьская — поменяли все политические и социальные процессы в Черноморской губернии и в губернском Новороссийске.

Накануне революционного года

Что представляла собой жизнь на узкой полоске побережья на окраине империи накануне 1917 года? По данным автора исторического очерка «Октябрь на Черноморье» Григория Гулько, купить в городах Черноморья хлеб, мясо, муку, картофель было почти невозможно. Сказывалось отсутствие постоянных запасов продовольствия и топлива, из-за чего цены на них резко выросли.

При этом местные власти мер к улучшению создавшегося положения не принимали, а лишь констатировали бедственное состояние жителей Новороссийска и других городов. Органы самоуправления борьбы с дороговизной не вели. Издававшийся в Новороссийске «Черноморский альманах» вынужден был признать, что «поручать органам самоуправления борьбу с дороговизной — то же самое, что в распоряжение волков отдать овечье стадо».

В конце 1916 года продовольственный комитет повысил цены на все продукты, хотя заработная плата на предприятиях города осталась прежней. Издававшаяся в это время в Новороссийске «Черноморская газета» отмечала, что «дороговизна дошла до кошмарного состояния, предметы самой настоятельной необходимости вздорожали на 275%, а предметы прочего потребления еще больше».

Одной из главных статей дохода для городских властей на тот период была плата, взимаемая с населения за лечение в городской больнице. Правда, «отцы города» признавали, что взыскать существовавшую недоимку в сумме 110 тыс. рублей невозможно — из-за крайней бедности должников.

  • Новороссийск, около 1917 года © www.myekaterinodar.ru
    Новороссийск, около 1917 года © www.myekaterinodar.ru

Более 80% всей земельной площади Черноморской губернии принадлежало казне, царской фамилии, крупным и сельским собственникам. Среди наиболее крупных землевладельцев были великий князь Михаил Николаевич, графы Лорис-Меликов и Шереметьев, князья Голицын и Лобанов-Ростовский, сенатор Шидловский, принц Ольденбургский и другие.

Культура и образование в Черноморской губернии были развиты весьма слабо по сравнению с другими регионами. Во всех школах губернии обучалось всего 5,4% населения. Грамотность была ниже, чем в большинстве областей и губерний. На всем Черноморье числились одна библиотека, одна читальня и один театр. Все они находились в Новороссийске.

Перед Февралем

Накануне революционных событий 1917 года в Черноморской губернии проживало около 220 тыс. человек, из них почти половина — в городах. В регионе преобладал частный капитал. Все основные промышленные объекты и банки принадлежали иностранным владельцам.

Главной промышленной отраслью Новороссийска к тому времени стало цементное производство. В районе Новороссийска работало 10 цементных заводов, прибыль от которых уходила за границу. Первая мировая война привела к снижению выработки цемента, и к началу 1917 года цемзаводы выпускали всего треть от довоенного уровня. За границу также вывозилась почти вся продукция нефтеперерабатывающего завода.

В Новороссийске на тот момент насчитывалось свыше 12 тыс. рабочих. В то время Новороссийск был одним из крупнейших рынков найма рабочей силы на Северном Кавказе. Этот факт отмечал в одной из своих работ Владимир Ленин. Исключительно тяжелыми были условия труда на Новороссийском элеваторе, самом большом в Европе. «Черноморской газета» в то время писала:

«Элеватор грандиозен не только по размерам, но и по ужасному вреду, который он оказывает на организм человека. Здоровье людей, обслуживающих это чудовище, в полнейшем забвении. Тучами пыли насыщает этот гигант атмосферу, и эта пыль обильно разносится по всему городу, отравляя здоровье ни в чем не повинных горожан».

  • Элеватор в Новороссийске, 1913 год © www.myekaterinodar.ru
    Элеватор в Новороссийске, 1913 год © www.myekaterinodar.ru

Крайне тяжелые условия труда были и у железнодорожных рабочих Владикавказской железной дороги. Самая тяжелая работа выполнялась под открытым небом и вручную. Газета «Путь правды» отмечала бесправие и крайне низкую заработную плату печатников новороссийской типографии.

Перевалка многих тяжелых грузов зачастую производилась вручную, в результате чего многие грузчики получали увечья. По этому печальному показателю Черноморская губерния значительно превосходила соседнюю Кубанскую область — 542 случая против 293.

Бастующий город

В таких непростых экономических условиях город постоянно лихорадило от непрекращающихся забастовок. Новороссийск уже был знаком с забастовочным движением, наиболее ярко проявившимся во время событий 1905 года, в год «Новороссийской республики».

Практически не было таких групп работников, которые бы не принимали участия в забастовочном движении, выдвигая свои требования. В Новороссийске бастовали узбеки, мобилизованные на тыловые работы. Полиции пришлось арестовывать группу забастовавших, после чего узбеки приступили к работе.

Бастовали грузчики железной дороги, отказавшиеся работать с военными грузами, после чего к работам были привлечены 12 солдат и штрейкбрехеров из местного населения. Бастовали рабочие и служащие морского порта. Из-за отказа оказывать медицинскую помощь забастовали рабочие Черноморской железной дороги. К подготовке открытого революционного выступления еще в июле 1916 года приступила большевистская организация Новороссийска, планировавшая свое выступление провести вместе с матросами стоявших в порту кораблей.

После Февраля

В результате вооруженного восстания в Петрограде 27 февраля было свергнуто самодержавие. Однако информация об этом событии не сразу дошла до населения Новороссийска. Узнав о свержении царской власти, администрации Черноморской губернии и Новороссийска пытались скрыть правду о произошедшем. Свою деятельность они направили на то, чтобы не допустить революционных выступлений. Эту позицию поддерживали меньшевики и эсеры. До сведения трудящихся была доведена только телеграмма об отречении Николая II от престола и образовании Временного правительства.

После отречения Николая II в городе появились органы буржуазной власти. Они представляли собой комитеты общественной безопасности, которые всячески поддерживали Временное правительство.

  • Новороссийск, вид на Западную сторону, до 1917 года © www.myekaterinodar.ru
    Новороссийск, вид на Западную сторону, до 1917 года © www.myekaterinodar.ru

В марте 1917 года был организован Новороссийский совет рабочих и солдатских депутатов. Его подавляющее большинство составили меньшевики и эсеры. Большевистская организация до этого была фактически разгромлена царским правительством. Однако большевики быстро сумели организоваться и уже в середине марта поставить в известность Новороссийский совет об образовании своего комитета РСДРП (б), перейдя, таким образом, на легальное положение.

Комиссаром Временного правительства Черноморской губернии был прислан член IV Государственной думы кадет Николай Николаев. Он сравнительно быстро нашел единомышленника в лице исполняющего обязанности губернатора Черноморской губернии монархиста Леонида Сенько-Поповского, ставшего всего за несколько месяцев до этого инициатором открытия в Новороссийске своего музея.

От Февраля до Октября

Однако события в городе стремительно развивались не по сценарию Временного правительства. В мае 1917 года Новороссийский совет вынес решение о недоверии комиссии Временного правительства, после чего Николаев вынужден был покинуть город. Однако вскоре Временное правительство снова назначает в город своего ставленника — эсера Долгополова.

Сохранившаяся переписка Долгополова с князем Львовым и другими членами Временного правительства свидетельствует о политике обмана. Документальные свидетельства этого приводятся в «Историческом очерке об установлении Советской власти в бывшей Черноморской губернии», изданном в Краснодаре.

Напомним, что в это время Россия находилась в состоянии войны. С ее началом в Черноморской губернии и на Тамани было введено военное положение с усилением полицейского контроля. После Февральской революции в городе вместо полиции появилась Новороссийская городская милиция. Ей пришлось заниматься городскими проблемами: контрабандой табака, вина, спирта, бороться с самогоноварением, пьянством, проституцией, нарушением тишины.

В мае 1917 года на заседании Городской думы рассматривался вопрос о переименований сразу 23 улиц города. К увековечиванию предлагались имена черноморских губернаторов, а также членов Временного правительства — Керенского, Родзянко и других. Вместе с тем предлагалось избавиться от улиц, чьи названия напоминали о пережитом царском режиме.

В конце лета 1917 года прошли перевыборы городского головы. Эту должность занял Сергей Афиногенов, учитель. До этого Афиногенов занимался вопросами народного просвещения и являлся инспектором народного образования.

После Октября

Сообщение о свержении Временного правительства поступило на новороссийский телеграф 26 октября. Однако это вовсе не означало, что в Новороссийске власть должна автоматически перейти к большевикам.

На следующий день в городе состоялось экстренное заседание Новороссийского совета и Городской думы, осудившей захват власти большевиками и призвавшей население не поддаваться ложным слухам и провокациям агитаторов. По данным краеведа Сергея Шило, Дума, обращаясь к населению, просила сохранять верность Временному правительству:

«В Новороссийске и Черноморской губернии по-прежнему вся власть принадлежит законным органам местного самоуправления и законной власти, и всякие распоряжения лиц и организаций, пытающихся вопреки закону присвоить себе власть, есть самочинные и исполнению не принадлежат».

Это и другие постановления подписывал лично городской голова С. Афиногенов. При этом Городская дума пыталась любой ценой удержать власть, однако наступивший ноябрь стал последним месяцем ее работы. Передаче власти в руки большевиков способствовали рабочие ревельского (Ревель — старое название Таллина) завода «Судосталь», которые стали прибывать в Новороссийск во второй половине ноября.

В ночь на 1 декабря 1917 года по распоряжению Военно-революционного комитета в городе была установлена советская власть. В руках большевиков оказались захваченные госбанк, почта, вокзал, гарнизонный штаб. Новороссийск стал вторым городом губернии, где была установлена советская власть (первым был Туапсе). Городская управа продолжила работать, а Городская Дума самораспустилась.

Власть большевиков в городе продержалась сравнительно недолго. В конце августа 1918 года город заняли войска Добровольческой армии.

События 1917 года нашли свое отражение и в культурной жизни города. Так, работавший в Новороссийском порту Василий Никандров, непрофессиональный актер, стал первым исполнителем роли Ленина в кино, сыграв вождя в фильме Сергея Эйзенштейна «Октябрь», созданном к 10-й годовщине Октябрьской революции.