Кто такой Анатолий Бибилов. Биография и блиц-интервью с без пяти минут президентом Южной Осетии

  • Анатолий Бибилов © Фото Натальи Айриян с сайта sputnik-ossetia.ru
    Анатолий Бибилов © Фото Натальи Айриян с сайта sputnik-ossetia.ru

Анатолий Бибилов — спикер парламента Южной Осетии, участник грузино-осетинского конфликта, бывший десантник, создатель МЧС республики, основатель партии «Единая Осетия». Теперь, вполне вероятно, станет президентом частично признанного государства, где большинство населения имеет российские паспорта.

Военный и десантник

Анатолий Бибилов родился в Цхинвале в 1970 году в простой рабочей семье. После 8 класса выбрал путь военного и перешел в специализированную школу-интернат с углубленным изучением русского языка и усиленной военно-физической подготовкой. В 18 лет поступил в Рязанское училище ВДВ, где ему хорошо давался армейский рукопашный бой. После окончания училища был распределен в Псковскую военную дивизию, в составе которой участвовал в грузино-осетинском конфликте в 1992 году в Цхинвале. С 1996 по 1998 год жил в Киеве. Затем вернулся в Южную Осетию, где продолжил военную карьеру в качестве командира роты, замкомандира батальона миротворческих сил.

Участник войны и глава МЧС

В августе 2008 года участвовал в боевых действиях между грузинами и осетинами: организовывал оборону одного из районов Цхинвала. Дважды был ранен. За проявленный героизм получил высшую государственную награду Южной Осетии — орден Уацамонга.

В то же время создал с нуля и возглавил Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в ЮО. Это ведомство ему помогал формировать Сергей Шойгу, который остался кумиром для южноосетинского политика.

Политический лидер

Осенью 2011 года, когда президент Эдуард Кокойты досрочно подал в отставку из‑за протестов на улицах Цхинвала, Анатолий Бибилов стал одним из 13 кандидатов на пост главы ЮО.

Более того, он шел вторым за бывшей учительницей, а позже экс-министром образования Аллой Джиоевой. Правда, с большим отрывом — Джиоева, тогда пользовавшаяся огромной популярностью среди жителей республики, набрала почти 70% голосов. Но позже Верховный Суд РФ признал выборы недействительными, отменил результаты, и лидировавшие кандидаты не смогли пойти на новый тур. Тогда же появился Леонид Тибилов, который управлял республикой 5 лет и привел ее к состоянию, которое местные характеризуют: «Есть стабильность, но нет развития».
Интересно, что Джиоева после выборов 2011 года исчезла из политической жизни и появилась только перед выборами 2017 года — как говорят местные, по приглашению Леонида Тибилова. Она показала себя как сторонница Тибилова и противница идей Бибилова (при этом их политические программы похожи и в общем содержат реформы, которые необходимы для республики).

А вот Бибилов, напротив, стал заметен в политическом поле: занял пост председателя парламента, создал партию «Единая Осетия» (сейчас — 20 из 34 мандатов в парламенте ЮО), а перед выборами-2017 сделал ставку на встречи с избирателями (по количеству агитматериалов на улицах он уступал Леониду Тибилову).


Блиц-интервью

В день тишины Анатолий Бибилов принимал в своем штабе делегации из Абхазии, с которой у Южной Осетии много общего в биографии и особенно теплые отношения. На беседу у Бибилова 17 минут.

На этих выборах всего 3 кандидата. На прошлых — 13. Вы ожидали, что у вас будет так мало соперников?

— Уровень политического сознания у людей растет. Это хорошо. Люди понимают, что должность президента ответственная и нужно серьезно подходить к желанию баллотироваться.

Мы понимали, что тот сценарий, который был в 2011 году, уже не повторится. Нельзя сказать, что ситуация полностью нивелирована… Есть протестный электорат, но намного меньше, чем на тех выборах.

У Леонида Тибилова хорошая информационная кампания! Мы едем по городу и видим: на билборде он жмет руку Путину, которого особенно уважают в Южной Осетии. Вчера, на молодежном концерте, голосовать за действующего президента призывали известные спортсмены. Как мне объяснили местные: «Здесь это очень авторитетные люди». Вас меньше…

— Надо знать и понимать менталитет народа Южной Осетии, чтобы говорить, хорошая или плохая пиар-кампания. Южноосетинский избиратель не похож на российского. В России это дает большой эффект — реклама, концерты. А здесь все друг друга знают и важно личное общение. Такие концерты, например, могут не дать нужного эффекта.

Недавно в одном интервью вы перечисляли затраты на крупные государственные объекты. Уже работающий Дворец спорта Алины Кабаевой (построен на деньги фонда спортсменки) — 30 млн рублей в год. Новый театр, после запуска, — 50 млн рублей в год. Университет, который готовится к открытию, — 20 млн рублей. Эти объекты нужны, но насколько республика может себе их позволить?

— Эти объекты, конечно, необходимы. Но суть в том, что параллельно с восстановлением города и стройкой таких объектов должно быть развитие экономики. Мы должны минимизировать помощь от России. Сейчас практически 90% бюджета Южной Осетии — это помощь от России [годовой бюджет ЮО — 8,9 млрд рублей, российские деньги — 8 млрд рублей, прим. автора]. Всегда говорил, что я абсолютный сторонник присоединения к России, но когда страна будет готова принять нашу республику, хотелось бы уже являться достойным партнером.

Что нужно сделать, чтобы развивать экономику? Где вы будете восполнять пробелы?

— Южная Осетия — аграрная республика. Сейчас есть большой спрос на экологически чистые продукты, а лучше площадки, чем Южная Осетия, для такого агробизнеса не найти. Нужно сделать упор на развитие сельского хозяйства, производство — восстановить консервный завод. Нам нужно производство минеральной воды — здесь большой потенциал. У нас есть уникальное место, где собрано 10 родников, причем каждый родник очищает другой.

Те возможности, которые сейчас есть в Южной Осетии, не расположены к крупным корпорациям. У нас нужно развивать малый бизнес. Малое сельское предпринимательство.


Детали

В кабинете штаба Анатолия Бибилова, где мы беседуем с ним, три портрета.

Первый — небольшая цветная фотография Владимира Путина. Хотя в отличие от Леонида Тибилова на своих агитплакатах Анатолий Бибилов не появлялся с российским лидером, один из основополагающих девизов его программы — присоединение к России.

Самый большой портрет — почти в полстены — Сергей Шойгу, нарисованный маслом на холсте.

Есть и не очень заметный черно-белый портрет Сталина. Его в Цхинвале уважают, одна из центральных улиц города названа именем советского лидера.