Теперь Бибилов. Как прошли выборы президента в Южной Осетии

  • Анатолий Бибилов © Фото Натальи Айриян с сайта sputnik-ossetia.ru
    Анатолий Бибилов © Фото Натальи Айриян с сайта sputnik-ossetia.ru

Вчера, 9 апреля, в Южной Осетии прошли выборы главы республики. За президентское место боролись три кандидата. Один — действующий президент. Второй — спикер парламента. Третий — сотрудник КГБ республики. Они готовились продолжить борьбу во втором туре, но все решилось за один день. Анатолий Бибилов, который в 2011 году уже претендовал на кресло главы республики, смог обойти соперников с большим отрывом.

За два дня до выборов президента в Южной Осетии, в пятницу вечером, в модном молодежном кафе «Винченцо» в Цхинвале были заняты все места, а некоторые посетители стояли. На большом экране показывали последние дебаты кандидатов.

Интерес к политике в республике высокий — и среди молодежи, и среди взрослых людей. Такой вовлеченности, пожалуй, нет ни в одном российском мегаполисе. Конечно, эта политическая борьба не такая захватывающая, как была в 2011 году, когда баллотировались 13 кандидатов, но и здесь хватило зрелищ.

Чего стоит попытка экс-президента Эдуарда Кокойты, досрочно оставившего пост в 2011 году из-за народных митингов, баллотироваться на этих выборах (не прошел по цензу оседлости, который ввел во время своего правления). А тот факт, что политические дебаты ведет Алла Джиоева — несостоявшийся президент Южной Осетии. Пять лет назад на президентских выборах она взяла 70% голосов избирателей, но эти результаты признали недействительными и запретили ей баллотироваться.

В текущей предвыборной гонке Алла Джиоева, растерявшая симпатии сограждан, не скрывала, что поддерживает Леонида Тибилова. А Эдуард Кокойты призвал всех сторонников голосовать за Анатолия Бибилова.

Хватало и колоритных мелочей — например, неделю назад дебаты сорвались из-за того, что кандидаты отказались рассаживаться в том порядке, который предложили организаторы.

Расскажем обо все по порядку.

  •  © Фото Натальи Айриян с сайта sputnik-ossetia.ru
    © Фото Натальи Айриян с сайта sputnik-ossetia.ru

Из кого выбирали в Южной Осетии

На пост главы частично признанной республики баллотировались три кандидата. Это действующий президент Леонид Тибилов, председатель парламента Анатолий Бибилов и сотрудник КГБ (да, в Южной Осетии осталась советская аббревиатура!) Алан Гаглоев.

Недалеко от городского рынка, на оживленном перекрестке, друг на друга смотрят два билборда. На первом Леонид Тибилов жмет руку Владимиру Путину. Расчет по картинке верный: российского президента безоговорочно поддерживают в Южной Осетии — в Цхинвале есть улица и переулки Путина, а еще улицы Медведева и Лужкова. Россия помогла Южной Осетии выиграть грузино-осетинскую войну в 2008 году, а еще это одна из немногих стран, признавших независимость южноосетинской территории.

На втором билборде Анатолий Бибилов обещает перемены к лучшему. Ему прочили эту победу, но добавляли: «Если выборы будут честными». «При Тибилове есть стабильность, но нет развития», — чуть ли не в один голос объясняют знакомые цхинвальцы, сторонники Бибилова.
Видимо, и команда Леонида Тибилова понимала уязвимость своей стабильности, потому что его слоган на агитационном билборде — «От стабильности к развитию».

Третий претендент на место президента — Алан Гаглоев, в народе его называют «техническим кандидатом». Ранее он не проявлял политических амбиций, в отличие от своих соперников. Версии о его появлении на выборах у избирателей разные и туманные: от идеи, что кандидат призван помочь Тибилову забрать голоса у Бибилова, до предположений о «московских завязках» кандидата, что бы это ни означало. Иногда добавляют: «Очень уж молодой» (Гаглоеву 36 лет, Тибилову — 65, а Бибилову — 47).

  •  © Фото Алексея Ковалева с сайта sputnik-ossetia.ru
    © Фото Алексея Ковалева с сайта sputnik-ossetia.ru

Готовились ко второму туру

Суббота. День тишины. Обходим штабы кандидатов в президенты.

В штабе Леонида Тибилова работает команда, но сам кандидат готов общаться с журналистами только в день выборов, во время голосования на своем избирательном участке. Анатолий Бибилов и Алан Гаглоев находятся в своих штабах.

У Бибилова многолюдно: мужчины в спортивных костюмах курят на крыльце и во дворике у штаба, на окнах — агитационные плакаты, везде южноосетинские бело‑желтые флаги. Внутри посетителей принимают девушки из партии «Единая Осетия», которую Бибилов создал после прошлых выборов, где не состоялся в качестве кандидата в решающей схватке.

В его кабинете — фотография Путина, большой художественный портрет Сергея Шойгу и черно-белый портрет Сталина. Несмотря на то что Сталин-Джугашвили — грузин, его уважают в Южной Осетии.

Кандидат выделяет 15 минут на общение с прессой — его уже ждет делегация из дружественной Абхазии.

— Мы готовы к обоим вариантам развития событий — и к тому, что выборы закончатся в первом туре, и к тому, что придется идти на второй тур, — Анатолий Бибилов подтверждает предположения экспертов и избирателей о том, что второй тур вероятен. — Но мне бы хотелось, чтобы все закончилось в первом туре и мы смогли приступить к своим обязанностям.

А вот Алан Гаглоев был уверен, что второй тур неизбежен. Кстати, его предвыборная кампания была самой скромной в республике: в Цхинвале на глаза попался только один билборд с его портретом и стандартными обещаниями, да и сам штаб не в центре города.

— Южноосетинский избиратель очень непредсказуем, все меняется за 2–3 дня, но все будет зависеть от явки. Если народ придет на выборы, по нашим данным, мы выходим во второй тур с действующей властью. Да, по нашим данным, мы обойдем Анатолия Бибилова, — удивляет Гаглоев. И добавляет: — За меня будут голосовать бедные. Простой народ.

Позже мне расскажут еще об одной политической роли Гаглоева: его избиратели — это протестный электорат.

  •  © Фото с сайта sputnik-ossetia.ru
    © Фото с сайта sputnik-ossetia.ru

Кандидаты с внуками

День выборов. 9 апреля.

Уже в 14:00 стало известно, что выборы состоялись: процент проголосовавших достиг 52,7%. А минимальный порог явки — 50 % + один голос.
На конец дня, когда в республике закрылись все 72 избирательных участка, явка составила 81%.

Избирательные участки работали и за пределами республики: в Южной Осетии ощутимая отрицательная миграция — многие не живут в стране. Два участка открыли во Владикавказе, один в Пригородном районе Северной Осетии, один в Москве и один в абхазском Сухуме. Всего было напечатано 40,2 тыс. бюллетеней. На Северную Осетию, где самая большая диаспора граждан Южной Осетии, — 6 тыс. бюллетеней.
— Если на участках в Северной Осетии закончатся бюллетени, а люди будут приходить, — задумывается председатель ЦИК Южной Осетии Белла Плиева на дневной вопрос о возможном развитии событий, — видимо, мне придется извиниться перед избирателями, но мы ничем не сможем помочь.

Так и случилось: в 19:00 — 19:30 в Северной Осетии бюллетени закончились. Кстати, за участками в Пригородном районе и Владикавказе следили сторонники Кокойты, призванные поддерживать Бибилова. Целый день в группе «Эдуард Кокойты — наш президент» во «ВКонтакте» появлялась информация о нарушениях на выборах. В группе сообщали о том, что на участки привозят избирателей, которые голосуют за деньги и, мол, голосуют не за Бибилова.

Однако, по официальным данным ЦИКа, нарушений на выборах не выявлено.

Кандидаты в президенты проголосовали в Цхинвале еще до обеда. В 10:00 на участок в школе Московского микрорайона (практически окраина Цхинвала) пришел Алан Гаглоев. Леонид Тибилов с внуком Олегом приехал с охраной на внедорожниках голосовать на участок в центре города в 11:00. А в 11:30 Анатолий Бибилов появился на избирательном участке со внуком Игнатом.

  •  © Фото Натальи Айриян с сайта sputnik-ossetia.ru
    © Фото Натальи Айриян с сайта sputnik-ossetia.ru

Наблюдатели из Донецка и Луганска

Законы о выборах в Южной Осетии более мягкие для организаторов процесса: например, ни на одном участке не устанавливали камеры видеонаблюдения.

Правда, наблюдатели есть везде, и не только из республики. На южноосетинских участках работали наблюдатели из других непризнанных или частично признанных территорий: Приднестровья, Абхазии, Нагорного Карабаха, Донецкой и Луганской областей.

По остальным параметрам — как и на российских выборах: кабинки для голосования — закрытые и загороженными белыми легкими занавесками, урны — полупрозрачные.

Экзитполы тоже развернулись у избирательных участков, правда, работа молодых сотрудников с анкетами оказалась экзотичной для жителей Цхинвала.

— Ты что пишешь? Кто знает, что ты тут стоишь? — парни в спортивных костюмах, которые представляются членами партии Анатолия Бибилова, подходят к долговязому юноше с листом-опросником, который стоит у 2-й школы.

Подошедший молодой человек звонит по телефону кому-то из старших товарищей, удовлетворенно кивает другу: все хорошо, и они отправляются на участок.

В анкете работника экзитпола два вопроса. Первый: «За кого вы проголосовали?». Второй касается нового имени Южной Осетии — Алания. В день выборов в республике проходит еще и референдум о переименовании Южной Осетии в Аланию. А если точнее, речь не о переименовании, а втором равноценном названии государства. Проще: паспорта не придется менять, но в новых документах можно указывать Аланию как место рождения.

В 10:00 в опроснике больше всего ответов в графе «отказались от ответа»: 4 «галочки» за Тибилова, 1 — за Бибилова и ни одной — за Гаглоева. На вопрос об Алании отвечают охотнее, все — за новое имя Южной Осетии.

  •  © Фото с сайта sputnik-ossetia.ru
    © Фото с сайта sputnik-ossetia.ru

«Мы пойдем на площадь»

В 23:00 пресс-центр в здании ЦИК заполнен: организаторы выборов обещают объявить предварительные результаты. Пока они медлят, местные журналисты, среди которых тоже множество сторонников Бибилова, читают ленту фейсбука и просвещают приезжих.

— Бибилов — 57%, — объявляет Игорь Чочиев, член партии «Единая Осетия». — Откуда знаю? Наши наблюдатели присутствуют при подсчете голосов и быстро передают данные в штаб. Мы победили! Если сейчас ЦИК признает легальность выборов и победу Анатолия Бибилова, мы пойдем на площадь. Точнее, сначала в штаб Бибилова, а потом на площадь.

Ходить на центральную площадь, где строится театр, — это, можно сказать, традиция в Цхинвале. Довольны результатами выборов — пожалуйста, на площадь. Недовольны — на площадь. А в 2011 году, когда уровень протестного электората зашкаливал, на этой же площади устраивали беспорядки со сжиганием канистр с бензином.

— Может случиться что угодно, — усмехается Чочиев. — Тибилов не хочет покидать кресло, и есть информация, что он может оспаривать результаты.

И правда, результаты, которые объявили в 23:30, напрягли сторонников «Единой Осетии» и курса Бибилова. Действительно, спикер парламента — лидер гонки, но с результатом 48,7%, у Тибилова — 26,5%, Гаглоев набрал 19,10%. «Против всех» — 5,7%.

В полночь количество человек у штаба Бибилова тянет на небольшую демонстрацию — на узкой улице их не меньше полусотни. Многие держат по два флага — российский и южноосетинский. Но чувства у них — смешанные.

— Мы стоим, потому что так хотим. Хотим стоять тут! Нет, не ждем Бибилова, он уже выходил. Будем стоять хоть всю ночь! — бодро объясняет свою позицию молодой человек в ярке-синей куртке «Коламбия».

Правда, в час ночи, когда Анатолий Бибилов выходит из штаба и сообщает, что собирается ехать в ЦИК разбираться с результатами выборов (по данным его наблюдателей, он перешагнул порог в 50%), народ понемногу расходится: кто —домой, а кто — постоять на площади.

Обстановка в городе мирная. Завтра в 11:00 ЦИК даст обновленные результаты.

  •  © Фото с сайта sputnik-ossetia.ru
    © Фото с сайта sputnik-ossetia.ru

«Хеппи-энд» и проблемы нового президента

Хозяйка дома, которая принимает здесь журналистов с войны 2008 года, тоже голосовала за Бибилова. В 09:00 она уже обладает свежими данными в духе хеппи‑энда: ночью Леонид Тибилов признал поражение, Анатолий Бибилов — новый президент! Это значит, такая благородная история уже расходится по Цхинвалу.

В 11:00 нам объявляют предварительные результаты, которые отменяют все прогнозы о втором туре: у Анатолия Бибилова — 57,98%, у Тибилова — 30%, у Гаглоева — 11,01%. Проголосовали против всех 1,32%.

Это результаты по всем избирательным участкам, кроме Джавского района и частично Северной Осетии. Но Тибилову, который пришел вторым на этих выборах, уже невозможно догнать соперника, ушедшего с большим отрывом.

Анатолий Бибилов получает Южную Осетию, в которой 90% бюджета — российские дотации, несколько крупных невыполненных инвестпроектов по восстановлению производств (консервный завод, молочная фабрика и т.д.), и уже в текущем году нагрузка на бюджет возрастет — вводятся в эксплуатацию театр и новый университет.