Велопарковки в Краснодаре: почему они такие и как с этим жить?

  •  © Фото из личного архива Константина Трудика
    © Фото из личного архива Константина Трудика

Координатор движения «ВелоКраснодар» Константин Трудик делится наблюдениями о том, какие велопарковки встречаются в Краснодаре, почему они имеют ту или иную форму, и рассказывает, как закрепить велосипед наиболее надежным способом.

Константин Трудик

Константин Трудик

Координатор движения «ВелоКраснодар»

— Велопарковку можно рассматривать как реверанс в сторону велосипедистов: магазины и кафе могут показать свою лояльность двухколесным, муниципальные и коммерческие учреждения — готовность идти в ногу со временем. Увы, такой подход зачастую приводит к формализму и порождает довольно странные конструкции.

Особенно этим грешат предприятия, дошедшие до нас из Советского Союза, где велосипеды были одинаково дорожные, использовались только как транспорт и не требовали охраны. Если вы видите угловую парковку под переднее колесо, — скорее всего, она пришла (или ее принес человек) из прошлого. Задача такой парковки только одна — удерживать велосипед в вертикальном положении.

Но теперь назначение у парковок иное — это в первую очередь защита от воров. При конструировании парковки важно учитывать, что если она сама плохо стоит, то велосипед унесут вместе с ней. Для западных стран это давно стало будничным вопросом, поэтому там был выработан идеальный тип велопарковки. Это П‑образная скоба, к которой можно приковать как раму, так и колеса велосипеда.

Нам повезло, что администрация города не только реализовала проект муниципальных парковок в 2013 и 2014 годах, но и не стала спорить против этой формы и просто выделила деньги на ее реализацию. Поэтому мы избежали тех мук, через которые прошли Санкт-Петербург и Москва со своими муниципальными велопарковками. И пусть это звучит несколько претенциозно, зато это одна из немногих тем в велосипедной инфраструктуре, которой Краснодар может похвастаться.

Вот парадно-выходные никелированные, которые вы можете видеть на ул. Красной и возле ТЦ «Галерея»:

  •  © Фото из личного архива Константина Трудика
    © Фото из личного архива Константина Трудика
  •  © Фото из личного архива Константина Трудика
    © Фото из личного архива Константина Трудика

Если вы приехали в «Галерею» на велосипеде, лучше пристегните его с внутренней стороны — где Шуховская башня. Там есть две постоянно свободных парковки.

Такой же П-образной формы придерживаются все наиболее удобные парковки города. К этой парковке на «Веге», похоже, и мотоциклы цепляли:

  •  © Фото из личного архива Константина Трудика
    © Фото из личного архива Константина Трудика

⠀Парковка «Триал-Спорта» тоже вполне удобна и функциональна:

  •  © Фото из личного архива Константина Трудика
    © Фото из личного архива Константина Трудика

Эта парковка не прямоугольная, а дуговая, но от этого не менее удобная. Если вы хотите велопарковку возле офиса — требуйте от начальства подобную конструкцию.

  •  © Фото из личного архива Константина Трудика
    © Фото из личного архива Константина Трудика

А вот чего требовать не нужно — так это угловой велопарковки. Любимое детище неэффективных менеджеров и тяжелое наследие советской эпохи:

  •  © Фото из личного архива Константина Трудика
    © Фото из личного архива Константина Трудика
  •  © Фото из личного архива Константина Трудика
    © Фото из личного архива Константина Трудика

В те времена не было дисковых тормозов, все колеса советских велосипедов были одинаковы, поэтому и не возникало проблем. Задачей было просто зафиксировать велосипед и ничего более. Современные велосипедисты такие парковки люто ненавидят: они способны с легкостью погнуть тормозной диск, завалить велосипед и повредить обод.

Несмотря на все очевидные недостатки, такие парковки до сих пор весьма популярны, в первую очередь из-за низкой стоимости и простоты конструкции. Собственно, всю суть любви велосипедистов к угловым парковкам иллюстрирует это фото:

  •  © Фото из личного архива Константина Трудика
    © Фото из личного архива Константина Трудика

Угловые парковки ставят только для галочки, из-за полного непонимания потребностей велосипедистов. Но самое кошмарное, что подобное непонимание родило еще более страшный вид парковок — упор под колесо:

  •  © Фото из личного архива Константина Трудика
    © Фото из личного архива Константина Трудика

Сразу отвечу на популярный вопрос: как пристегивать велосипед к такой парковке? Очень просто — за заднее перо. Ставим велосипед задним колесом в парковку и пристегиваем возле него. Ни в коем случае не пристегивайте само колесо — оно очень легко вынимается из велосипеда.

Предприниматели решили, что велопарковки — это благодатная почва для рекламы. Одно время даже пытались делать велопарковки (зачастую ужасные) с рекламными щитами. Хорошо, что сейчас этот тренд поутих. Лаконичные велопарковки возле вашего офиса — лучшая реклама вашей продвинутости.

Пример плохой рекламной парковки:

  •  © Фото из личного архива Константина Трудика
    © Фото из личного архива Константина Трудика

Примеры хороших рекламных парковок:

  •  © Фото из личного архива Константина Трудика
    © Фото из личного архива Константина Трудика
  •  © Фото из личного архива Константина Трудика
    © Фото из личного архива Константина Трудика

Есть и отдельная категория — парковки не очень удобные, зато очень красивые. Вот пара примеров:

  •  © Фото из личного архива Константина Трудика
    © Фото из личного архива Константина Трудика
  •  © Фото из личного архива Константина Трудика
    © Фото из личного архива Константина Трудика

Но даже если вы не нашли специализированную конструкцию и работодатель не выразил поддержки вашей сознательности, экологичности и продвинутости, не отчаивайтесь! Все заборы, столбы, перила — ваши. При некоторой смекалке велосипед можно пристегнуть куда угодно, и сотни велосипедистов этим пользуются каждый день. В том числе и я.

  •  © Фото из личного архива Константина Трудика
    © Фото из личного архива Константина Трудика
  •  © Фото из личного архива Константина Трудика
    © Фото из личного архива Константина Трудика
  •  © Фото из личного архива Константина Трудика
    © Фото из личного архива Константина Трудика