Нормальные люди и «слабый пол»

  • «Афина Паллада», Густав Климт  © Фото с сайта commons.wikimedia.org
    «Афина Паллада», Густав Климт © Фото с сайта commons.wikimedia.org

Мне на почту приходит много писем от мужчин и женщин, которые испытывают трудности самоопределения. Больше всего это похоже на пресловутый «кризис среднего возраста»: как только проходят вехи инерционной социализации в виде школы, института и бракосочетания, человеку «нечего больше хотеть» — но в действительности это не так. Кто-то хочет построить отношения, но подходящий человек все не находится, и в этом видится корень проблемы. Другие находятся в отношениях, но это почему-то не делает их счастливыми, хотя внешне все хорошо.

Куда дальше жить? Тема настолько всеобъемлющая, что придется разделить ее по половому признаку. Вот типичное письмо от молодой женщины.

«...Пишу, потому что вдруг подвернулся случай написать (обратиться) и потому что сейчас нахожусь не в ладу с собой, потому что не могу принять многие ситуации такими, какие они есть: и с родителями не получается нормально общаться, не могу восстановить силы, особенно эмоциональный фон страдает, злюсь, плачу, болезненно реагирую на безобидные слова от мужа...может такой период, может какой-то душевный кризис, может возрастной... Все пишут сейчас о женской энергетике и важности Ее в жизни и женщины, и мужчины, и семьи. Пишут о любви к себе, о принятии себя... не получается у меня, мне кажется, что я себя не люблю, из-за этого проблемы с энергетикой, которая отражается на мне, муже, семье и моем отношении ко всему вокруг... мне 35, и мне кажется, что потерялась...».

Из письма непонятно, работает ли женщина, есть ли у нее дети, живут ли они с мужем отдельно от родителей. Ключевая фраза в подобных письмах: «я себя не люблю». Виден пресс гендерных долженствований: необходимость наполнять своей энергетикой семью и мужа, невозможность «принять многие ситуации такими, какие они есть». А надо ли принимать эти ситуации? Ведь ваш эмоциональный фон явно протестует. Чего на самом деле хочет ваша душа?

Недавно всколыхнувший интернет рекламный ролик, где Дед Мороз ведет женщину на веревке, обозначил болевую точку женщин — неприсвоенную агрессию. Как заклеймили их «слабым полом», так и «ярлык сильнее льва». Видео на тему трансформации из матери-ехидны вызвало настоящую бурю: зрительницы привычно встали в позицию жертвы. Однако ролик совсем не так однозначен. Что заставило женщину так обращаться с девочкой? Возможно, с ней самой так обращались в детстве? А что заставило Деда Мороза так обращаться с женщиной? Уже то, что в ролике нет ни намека на мужчину, говорит о том, что это исключительно женская тема самоопределения. Имею ли я право жить для самой себя так, как я хочу? Патриархальный дискурс, формально главенствующий в обществе, однозначен: нет.

Классические гендерные нормы из патриархальной традиции, требующие от «слабого пола» мягкости, покорности и положительной энергетики в служении мужу и очагу, уже не отвечают реальной потребности женщины в самоопределении. Возможно, она хотела бы уйти из дома куда глаза глядят, оставив мужа и детей, в поисках реальной себя. Но гендерные нормы в обществе срабатывают как самосбывающееся пророчество. Мы ходим строем с детства, когда еще не имеем права голоса и понимания, куда попали. Пол лежащего в конверте младенца можно узнать по цвету одеяла. В канун Нового года родители наряжают дочерей снежинками, а мальчиков — клоунами, как того требуют сад и школа. По традиции армия и война — мужская инициация, а брак и материнство — женская.

В переходные периоды, каким можно считать наше время, люди испытывают стресс, связанный с потоками новой информации. Идеология, ценности, норма — все нестабильно. Еще 100 лет назад у женщин не было практически никаких прав, кроме служения мужу и детям. Отвоевав права на собственность, образование, политический выбор, развод и распоряжение телом, женское освободительное движение раскололось на пятьдесят оттенков лилового. Сегодня в мире несколько десятков феминистических движений, которые предлагают женщине новое гендерное слово: от либерального до радикального. Сепаратистский феминизм открыто воюет с мужчинами, представляя гендерные различия неразрешимыми, а союз женщины с мужчиной невозможным. Освобожденные женщины хотят заниматься войной, а не любовью.

Феминистический дискурс очень популярен сейчас в России. Неуверенная в себе женщина — хороший объект для манипуляций. Перестает ли женщина быть женщиной, надев брюки, не рожая детей, служа в армии, строя карьеру? Очевидно — нет. Но чтобы узнать наверняка, нужно прочитать об этом в журнале и посоветоваться с подругами. «Ты карьеристка? Сними платье. Надень вот этот костюм и туфли, возьми эту сумку и эти часы... Роковая бестия? Надень платье, чулки и вот эти духи...». Расцвет фем-движений возрождает в противовес патриархальное слово, где женщина должна: 1) сидеть, 2) тихо. За это муж будет ее обеспечивать и купит шубу. Женщина мечется между материнством и карьерой, иждивенческой позицией и подчеркнутой независимостью. История играет с женщинами злую шутку: еще вчера все было ясно, а сегодня все пути открыты. Куда идти женщине‑первопроходцу? С одного края те, кто хотят платьишко и на ручки, с другого — Ангела Меркель. СМИ тянут‑потянут в сторону заказчика дискурса — надо же продавать кому‑то все эти платья, костюмы и часы. Сегодня ты свободная женщина, а завтра вари борщ. За последние годы написаны сотни книг о женственности, где учат быть (на выбор): стервой, чаровницей, хозяюшкой или матерью. А независимое положение женщины, за которое боролись наши прабабушки, требует перестать быть жертвой. И жертвой общественного мнения в том числе.

Гендерные нормы в переходный период шатаются и трещат. Мужчина осваивает роль отца и готов сидеть в декрете, чтобы женщина строила карьеру. Сейчас в моде компромиссная модель женских бизнесов, связанных с творчеством: выпекание тортов, вышивание, вязание, мыловарение. Это позволяет самореализовываться, не отходя от очага. Но подобные таланты и желания есть не у всех женщин. Вопрос: куда в этом случае девать агрессию и в кого самоопределяться? Пока агрессия женщиной не присвоена, она блуждает в скрытой форме, выливаясь в лучшем случае в виде слез или «пиления» мужа и детей, а в худшем — в серьезные заболевания.

На самом деле женщины очень сильны, но предпочитают не говорить об этом, потому что и так везут целый воз забот. Общество заклеймило женщин «слабым полом», но иначе как злой шуткой это уже не назовешь. Картину мира мужчины формируют женщины. Надо признать, что до определенного возраста мужчина живет в матриархальной модели: мама, бабушка, учительницы, воспитательницы. Поколение матерей-одиночек вырастило поколение мужчин-сыночков. Как заставить такого «сильного» служить прекрасной даме? Никак. Надо искать другого, а лучше найти себя и успокоиться, а там глядишь, он вдохновится вашим примером и тоже найдет себя в мире за пределами дивана.

Женщина постоянно жертвует собой и своими интересами ради мужчины. И женщина хочет ответной жертвы в ответ, а когда не получает, разрушает себя собственной агрессией. Что же делать? Никто не знает того, что вам нужно, лучше вас. Никто не устроит вам вашу жизнь, кроме вас. Никто не проживет за вас вашу жизнь. Все пути открыты. Что же касается мужчин, приглашаю к диалогу представителей традиционно «сильного» пола — какие проблемы беспокоят вас? Как вы видите положение мужчины в современном обществе и в семье?