Материал подготовлен совместно с ООО «Газпром трансгаз Краснодар»

«Зеленое топливо»: почему мировой автопром и краснодарские автобусы переходят на газ

Партнерский Краснодарский край

На территории России находятся месторождения практически всех видов полезных ископаемых. По запасам природного газа наша страна даже занимает первое место в мире. Состоит этот важный природный ресурс из соединений углерода и водорода, а основой является метан. При его сгорании выделяется значительное количество энергии, что делает природный газ превосходным топливом. Вместе с ООО «Газпром трансгаз Краснодар» Юга.ру рассказывают о том, как газ добывают и где используют.

Природный газ ничем не пахнет. Характерный запах он приобретает после одоризации добавления небольшого количества специальной жидкости. Это делается для того, чтобы применять газ было безопасно: резкий запах помогает вовремя обнаружить и устранить утечку.

Добывают природный газ при помощи пробуренных в горной породе скважин глубиной от тысячи метров до нескольких километров. В природе он встречается в виде залежей и газовых шапок, образующихся над скоплениями нефти. Природный газ легче воздуха, поэтому сам поднимается по скважине на поверхность из глубины земли, где находится под высоким давлением. Затем его очищают от примесей (гелия и сероводорода) и осушают. После этого газ под давлением транспортируют по трубопроводам на химзаводы, в городские газовые сети или отправляют на экспорт.

Природный газ бесцветен. Однако по аналогии с нефтью, черным золотом, его называют золотом голубым по цвету пламени при горении.

Где добывается «голубое золото»

В России открыто 24 хранилища природного газа. Крупнейшие и наиболее перспективные расположены на Ямале, Сахалине и на Дальнем Востоке. Разведкой месторождений и добычей около 66% всего российского газа занимается «Газпром», который прошел путь от Министерства газовой промышленности СССР до государственного газового концерна и в итоге был преобразован в акционерное общество. На его долю приходится девятая часть всей мировой добычи природного газа.

Активное развитие газовой промышленности в России началось в 1941‑1942 годах, когда стали вестись разработки в Саратовской и Куйбышевской областях и был построен газопровод Саратов Москва. До революции природный газ использовался в основном для освещения улиц. Так, первый уличный газовый фонарь был зажжен еще в 1819 году на Аптекарском острове Санкт-Петербурга.

Природный газ — невосполняемый природный ресурс. Самые объемные залежи среди открытых в России находятся в Уренгойском месторождении (16 трлн куб. м), третьем в мире по величине после туркменского Галканыша (21,4 трлн куб. м) и крупнейшего в мире Северного/Южного Парса в территориальных водах Катара и Ирана в Персидском заливе (28 трлн куб. м). По различным оценкам, в мире остаются неразведанными залежи еще 120 трлн куб. м газа.

  • В коммунально-бытовом обслуживании — для отопления жилых домов, приготовления пищи, подогрева воды;

  • в электроэнергетике — как топливо для котельных, ТЭЦ и различных энергоустановок;

  • в промышленности — как сырье для органических (пластмасс, каучука, спирта, кислот, азотных удобрений) и неорганических веществ (цемента, стекла, керамики);

  • в машиностроении и металлургии — при производстве чугуна, мартеновской стали, огнеупоров, листового стекла);

  • в нефтехимической промышленности — как топливо и сырье при производстве аммиака, метанола, ацетилена, азотных удобрений;

  • как топливо для автомобилей.


Как природный газ заменяет бензин

Еще газ часто называют «зеленым топливом» за хорошие экологические характеристики. При его сжигании образуются только вода и углекислый газ — и никаких дыма, копоти и золы, присущих использованию нефтепродуктов и угля. Благодаря этому в последние годы газ стали широко применять вместо бензина и дизельного топлива.

Различают два вида газообразного автомобильного топлива — сжатый природный газ (метан) и газ сжиженный нефтяной (пропан-бутановая смесь). Метан нетоксичен, быстро испаряется в случае аварийного разлива и в сжатом состоянии занимает малый объем. Он не содержит примесей и не образует отложений в топливной системе при сгорании, поэтому двигатель на этом газе работает дольше и эффективнее.

Не менее важное преимущество — экономическая выгода. По постановлению правительства РФ 1993 года, его стоимость не может превышать 50% от стоимости бензина А-76.

Сегодня все мировые лидеры автомобильной промышленности — Volvo, Audi, Chevrolet, Opel, Peugeot, Citroen, Fiat, Volkswagen, Ford, Honda, Toyota — предлагают заводские модели с двигателями, работающими на метане. Сейчас в мире их около 17 млн.

Заправку автомобилей сжатым природным газом осуществляют специальные АГНКС — автомобильные газонаполнительные компрессорные станции. По всему миру их установлено около 9 тыс. В России более 270 АГНКС, из них 209 — АГНКС «Газпрома». В 2016 году компания «Газпром газомоторное топливо» завершила строительство 35 АГНКС и реконструировала 4 станции в 21 регионе. В Краснодарском крае в стадии строительства находится четыре АГНКС «Газпрома». А в станице Динской расположен завод ООО «ТЕГАС», компании, производящей АГНКС и другое газоразделительное и компрессорное оборудование.

«Газпром» сотрудничает с российскими автопроизводителями и реализует программу по переводу корпоративного транспорта на природный газ. Компания популяризирует использование природного газа в качестве топлива под брендом EcoGas.

На экологичное топливо перешла и часть краснодарского общественного транспорта.

Геннадий Фролов, главный инженер МУП «КТТУ»: «Сейчас в КТТУ 30 автобусов на газовом топливе. Они поступили на предприятие в 2010 году по краевой программе обновления подвижного состава общественного транспорта. Двигатель автобуса был изначально спроектирован для работы на газовом топливе. В городских условиях средний расход на 100 км — 87,7 куб. м при норме 80. Полной заправки хватает на 300–350 км пробега, заправляем автобусы каждый день. Стоимость 1 куб. м составляет почти 14 рублей. Для сравнения: норма расхода топлива для дизельных автобусов — 48 л на 100 км при стоимости 1 л топлива 34 рубля.
Однако, безусловно, «газовые» автобусы очень влияют на нашу внутреннюю инфраструктуру. Для их полноценного и безопасного обслуживания нужно специально обучать персонал работе на газовых установках, к вентиляции в цехах предъявляются дополнительные требования, нужно регулярно проводить обследования баллонов с газовым топливом».

Расход топлива для автобусов:
Газ: на 100 км — 87,7 куб. м. — 1227,8 рубля.
Дизтопливо: на 100 км — 48 л — 1632 рубля.

Смотрите также:

Лента новостей

«В Краснодаре самая высокая цена проезда на юге России»
Вчера, 08:01
«В Краснодаре самая высокая цена проезда на юге России»
Интервью с руководителем «Транспортной инициативы» Мариной Репещук
От отравления до СИЗО
19 января, 15:30
От отравления до СИЗО
Вспомнили, что происходило с Навальным за последние пять месяцев
«Прекратить издевательства и открыть переднюю дверь»
19 января, 15:27
«Прекратить издевательства и открыть переднюю дверь»
Как я покатался на челночном трамвае в Краснодаре: личный опыт

Реклама на портале